Файл: Литература по данной проблеме ученики ознакомятся с различными видами профессий учащимися будут вести профессиональное портфолио.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План профориентационной работы
классного руководителя
Цель:
-
оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности -
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда
Задачи:
-
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся -
обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов применяемых на уроках и в воспитательной работе -
дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети «группы риска», стоящие на ВШУ) -
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени с учреждения дополнительного и профессионального образования
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты:
-
сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии; -
выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии; -
будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся; -
будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения; -
будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме; -
ученики ознакомятся с различными видами профессий; -
учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»; -
с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей
Основная часть
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.
Цель работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.
Цель работы в 10-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Темы профориентационной работы:
8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».
«Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.
«Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.
Методы и форма проведения занятий:
-
активизирующие профориентационные опросники и тесты; -
читательские конференции по профориентационной тематике; -
классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители; -
приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки; -
работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения; -
индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания; -
вовлечение учащихся в работу кружков по интересам; -
профориентационные игры с классом.
Работа с родителями:
-
тематические родительские собрания; -
классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию; -
организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога -
индивидуальные беседы -
совместные детско-родительские профориентационные игры.
Профориентационные диагностика и консультации:
-
исследование мотивации выбора профессии; -
исследование профессиональных интересов; -
исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии; -
индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.
Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2008 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю.
1 этап – 8-й класс
Сроки__Мероприятия'>Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | «Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой |
Октябрь | «Что такое профессия» |
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии» | |
Ноябрь | «Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда» |
Декабрь | «Понятие о профессиограмме» |
Январь | «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка |
Февраль | Пресс-конференция с участием родителей |
Март | «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка |
Апрель | «Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка |
Май | Защита проекта «Моя будущая профессия» |
2 этап – 9-й класс
Сроки Сентябрь | Мероприятия Ориентировочное Профориентационная игра «Пришельцы» Что такое тренинг. Самопрезентация. «Знакомство с профессиями и их классификация» |
Октябрь | |
Написание схемы анализа профессий «Интересы и выбор профессий» «Правила тренинговых занятий «Темперамент и выбор профессии | |
Ноябрь | |
Понятие о личности Посещение-знакомство с центром занятости района Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков» «Трудовое право»- статьи Конституции | |
Декабрь | |
«Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей Конституции. Экскурсия в строительный колледж п.Параньга Профессиональный успех. Анкета «Выбор» «Склонности и профессиональная направленность» | |
Январь | |
Ценностные ориентации личности. «Поддержка друзей» «Профессиональный тип личности» | |
Февраль | |
«Профориентация и медицинская профконсультация» Деловая игра «Кадровый вопрос» «Поддержка друзей» | |
Март | |
«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии» | |
Профессьянс Характеристика человека Игра «Профконсультация» | |
Апрель | |
Читательская конференция «Профессии с большой перспективой» «Анатомия профессии». Профессиограмма Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей | |
Май | |
«Выбор профессии». Защита проекта |
3 этап – 10-й класс
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | « Я и мир профессий» урок-игра |
Октябрь | «Мифы профессионального самоопределения» |
Ноябрь | «Личные и профессиональные цели» |
Декабрь | Методы психологии |
Январь | Характер |
Февраль | Потребности человека |
Март | Интеллект |
Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем» | |
Апрель | Навыки распознавания эмоций и чувств |
Май | Умение понимать других |
4 этап – 11-й класс
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | Работа с периодикой. Поиск профессии. |
Октябрь | Новые профессии. |
| Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта». |
Ноябрь | Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости. |
Декабрь | Методика «Ранговая позиция», «Отождествление» |
Январь | «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками. |
Февраль | «Сотвори свое будущее». |
Март | Опросник Айзенка |
Апрель | «Основы поиска работы». |
Май | «Защита выбранной профессии» |