Файл: Литература по данной проблеме ученики ознакомятся с различными видами профессий учащимися будут вести профессиональное портфолио.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План профориентационной работы

классного руководителя

Цель:

  • оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Задачи:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся

  • обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов применяемых на уроках и в воспитательной работе

  • дополнительная поддержка некоторых школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети «группы риска», стоящие на ВШУ)

  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени с учреждения дополнительного и профессионального образования

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

  • сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

  • выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;

  • будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;

  • будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;

  • будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

  • ученики ознакомятся с различными видами профессий;

  • учащимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;

  • с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей

Основная часть

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.


 Цель работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

 Цель работы в 10-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Темы профориентационной работы:

8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».

 «Мир профессий» для учащихся 8-х классов рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

 «Я и самопознание» помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию десятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

 Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.
Методы и форма проведения занятий:

  • активизирующие профориентационные опросники и тесты;

  • читательские конференции по профориентационной тематике;

  • классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;

  • приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;

  • работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

  • индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;

  • вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;

  • профориентационные игры с классом.



Работа с родителями:

  • тематические родительские собрания;

  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;

  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога

  • индивидуальные беседы

  • совместные детско-родительские профориентационные игры.


Профориентационные диагностика и консультации:

  • исследование мотивации выбора профессии;

  • исследование профессиональных интересов;

  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;

  • индивидуальные консультации психолога для учащихся, родителей.

Проект рассчитан на 4 года с 01.09.2008 по 31.08. 2012 . В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц на классном часе, в 9 классе раз в неделю.

1 этап – 8-й класс

Сроки__Мероприятия'>Сроки

Мероприятия

Сентябрь

«Дело твоей жизни». Анкета. Методика Л. Н. Кабардовой

Октябрь

«Что такое профессия»

Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии»

Ноябрь

«Классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда»

Декабрь

«Понятие о профессиограмме»

Январь

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка

Февраль

Пресс-конференция с участием родителей

Март

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка

Апрель

«Мир профессий». Экскурсии на предприятия поселка

Май

Защита проекта «Моя будущая профессия»


2 этап – 9-й класс

Сроки

Сентябрь

Мероприятия

Ориентировочное

Профориентационная игра «Пришельцы»

Что такое тренинг. Самопрезентация.

«Знакомство с профессиями и их классификация»

Октябрь

Написание схемы анализа профессий

«Интересы и выбор профессий»

«Правила тренинговых занятий

«Темперамент и выбор профессии

Ноябрь

Понятие о личности

Посещение-знакомство с центром занятости района

Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков»

«Трудовое право»- статьи Конституции

Декабрь

«Производство и дисциплина труда» - обсуждение статей Конституции.

Экскурсия в строительный колледж п.Параньга

Профессиональный успех. Анкета «Выбор»

«Склонности и профессиональная направленность»

Январь

Ценностные ориентации личности.

«Поддержка друзей»

«Профессиональный тип личности»

Февраль

«Профориентация и медицинская профконсультация»

Деловая игра «Кадровый вопрос»

«Поддержка друзей»

Март

«Анализ рынка труда в регионе: наиболее востребованные профессии»

Профессьянс

Характеристика человека

Игра «Профконсультация»

Апрель

Читательская конференция

«Профессии с большой перспективой»

«Анатомия профессии». Профессиограмма

Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей

Май

«Выбор профессии». Защита проекта



3 этап – 10-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

« Я и мир профессий» урок-игра

Октябрь

«Мифы профессионального самоопределения»

Ноябрь

«Личные и профессиональные цели»

Декабрь

Методы психологии

Январь

Характер

Февраль

Потребности человека

Март

Интеллект

Родительское собрание-диспут «Профессии, о которых мечтаем и которые выбираем»

Апрель

Навыки распознавания эмоций и чувств

Май

Умение понимать других


4 этап – 11-й класс

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Работа с периодикой. Поиск профессии.

Октябрь

Новые профессии.

 

Родительское собрание «Призвание-это маленький росточек таланта».

Ноябрь

Ситуация на рынке труда. Встреча с представителями центра занятости.

Декабрь

Методика «Ранговая позиция», «Отождествление»

Январь

«Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками.

Февраль

«Сотвори свое будущее».

Март

Опросник Айзенка

Апрель

«Основы поиска работы».

Май

«Защита выбранной профессии»