Файл: Роль мотивации в поведении организации (Современные технологии мотивации персонала и их использование в практике управления сотрудниками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определении эффективности системы мотивации в ООО «Евростройстиль» было проведено исследование мотивационной среды предприятия, а также дана оценка степени удовлетворенности его сотрудников существующей в настоящее время на предприятии системой мотивации. В опросе участвовали все сотрудники организации

Диагностика мотивационной среды ООО «Евростройстиль» осуществлялась по методике Одегова. Она предполагает проведение оценки сотрудниками по 10-балльной шкале степени выраженности на предприятии ряда факторов, которые характеризуют его мотивационную среду. При максимальной выраженности фактора он оценивается в 10 баллов, при минимальной выраженности – в 0 баллов. Обобщенные результаты оценок работников представлены в таблице 7, из которой видно, что если исходить из максимально возможного количества баллов, итоговая бальная оценка близка к среднему ее значению. Это свидетельствует о наличии возможностей для улучшения мотивационной среды предприятия.

Таблица 7

Результаты диагностики мотивационной среды в ООО «Евростройстиль»

Оцениваемый фактор

Средняя балльная оценка по каждому фактору

Ожидаемые руководством результаты четко определены

4,9

Ожидаемые руководством результаты известны каждому сотруднику

3,2

В компании существует вознаграждение за высокие результаты в работе

3,7

Система вознаграждений за высокие результаты в работе известна каждому сотруднику

3,4

Работники хорошо информированы о целях трудовой деятельности и результатах труда, которые обеспечивают их достижение

1,7

Система контроля и оценки обеспечивает эффективную оценку результатов работы

5,1

Персонал уверен в том, что результаты труда оцениваются объективно

5,5

Результаты работы каждого хорошо известны в подразделении

7,4

Вознаграждение соответствует результатам труда

2,9

Сотрудники уверены в справедливой системе вознаграждений

3,1

Вознаграждения являются своевременным

5,8

Работники уверены, что ожидаемые руководством результаты соответствуют их возможностям

6,8

Достижение ожидаемых руководством результатов не связано с чрезмерными усилиями сотрудников

7,7

Сотрудники имеют достаточно информационных, материально-технических и других ресурсов для выполнения работы

4,6

Статус сотрудника в команде и отношение его коллег зависит от того, как он работает

7,2

При выполнении работы сотрудники испытывают больше положительных эмоций, чем отрицательных

8,4

Итого

5, 5


Из таблицы видно, что наиболее низкие значения были получены по такому параметру, как информированность сотрудников о целях трудовой деятельности. Значительная доля сотрудников также считает, что получаемое ими вознаграждение является недостаточно справедливым и не соответствует в полной мере результатам труда. Это подтверждается тем, что полученная по данному параметру средняя оценка составила 5,5 баллов. Во многом такую ситуацию можно объяснить недостаточно эффективной на данном предприятии системой контроля и оценки персонала, которая была оценена в 5,1 балл.

Таким образом, полученные результаты опроса работников указывают на необходимость улучшения мотивационной среды на данном предприятии. Для того чтобы выявить основные направления ее улучшения было проведено исследование удовлетворенности работников ООО «Евростройстиль» трудом, применяемыми в организации стимулами, а также определено, какие формы и методы мотивации являются для них наиболее значимыми. С этой целью также было проведено анкетирование работников.

Обобщение результатов анкетирования осуществлялось по основным направлениям исследования. Так, оценка степени удовлетворенности работников ООО «Евростройстиль» трудом проведена в таблице 8.

Из таблицы видно, что результаты опроса показали разную степень удовлетворенности различных категорий персонала. Так, у руководителей, специалистов и рабочих основного производства наименьшая степень удовлетворенности была выявлена по таким факторам, как режим работы и возможности карьерного роста. В отношении рабочих персонала была выявлена наименьшая степень удовлетворенности величиной заработной платы, режимом работы, возможностью проявить самостоятельность и инициативу при решении определенных трудовых задач. Именно на эти факторы руководство предприятия должно обратить особое внимание при определении основных направлений совершенствования действующей на предприятии системы мотивации.

Таблица 8

Результаты исследования степени удовлетворенности работников различными сторонами трудовой деятельности

Оцениваемый фактор

Распределение ответов по категориям персонала,%

Руководители и специалисты

Основные рабочие

Вспомогательные рабочие

удовлетворен

не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

удовлетворен

Не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Удовлетворен

Не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Размер заработка

49,2

33,7

17,1

22,7

67,1

10,2

24,3

63,2

12,5

Режим работы

32,8

42,4

24,8

38,2

47,6

14,2

58,2

27,3

14,5

Разнообразие работы

59,2

12,8

28

37,9

42,6

19,5

32,5

44,6

22,9

Самостоятельность в работе

72,4

9,6

18

65,2

23

11,8

71,1

16,6

12,3

Возможность продвижения по службе

42,4

40,6

17

35,7

36,9

27,4

24,9

29,8

45,3

Санитарно-гигиенические условия

88,6

11,4

-

82,5

16,3

1,2

91,4

8,6

-

Отношения с коллегами

77,4

22,6

-

92,5

7,5

-

89,6

10,4

-

Отношения с непосредственным руководителем

69,3

23,3

7,4

72,6

17,6

9,8

66,2

21,9

11,9


Значимость отдельных стимулов для работников ООО «Евростройстиль», выявленная по результатам опроса, проанализирована в таблице 9.

Таблица 9

Наиболее действенные факторы стимулирования для работников ООО «Евростройстиль»

Оцениваемый фактор

Распределение ответов по категориям персонала,%

Руководители и специалисты

Основные рабочие

Вспомогательные рабочие

Снижает

Повышает

Не действует

Снижает

Повышает

Не действует

Снижает

Повышает

Не действует

Материальное стимулирование

-

64,8

35,2

-

97,4

2,6

-

98,2

1,8

Моральное стимулирование

-

58,7

41,3

-

53,6

46,4

-

57,9

42,1

Трудовой настрой коллектива

7,2

66,8

26

4,1

71,9

24

5,3

69,9

24,8

Нововведения в организации

11,2

53,4

35,4

59,2

18,8

22

61,7

22,8

15,5

Из таблицы видно, что в качестве наиболее значимых сотрудники предприятия рассматривают в первую очередь материальные стимулы. В то же время более половины работников в каждой из исследуемых категорий, указывают на то, что нематериальные стимулы также способны положительно повлиять на трудовую деятельность и полученные в ходе ее осуществления результаты. Следует отметить, что различные категории работников предприятия по-разному относятся к возможным нововведениям. Если руководители и специалисты в целом склонны к нововведениям, то рабочие в целом не готовы их принять. Такое отношение к нововведениям в целом можно оценить отрицательно, так как оно может вызвать сложности при внесении изменений в систему мотивации.

Для оценки основных направлений улучшения мотивационной среды ООО «Евростройстиль», а также предотвращения возможного сопротивления изменениям были выявлены и проанализированы доминирующие потребности сотрудников предприятия. Для этого работникам было предложено оценить, какие потребности они планирую удовлетворить, осуществляя свою деятельность на предприятии. Полученные результаты опроса показаны на рисунке 12.


Как видно из рисунка, доминирующие потребности работников ООО «Евростройстиль» можно разделить на 6 основных групп. Наибольшее значение для работников имеют потребности, связанные с улучшением материального благосостояния (76,4%). Для более чем половины сотрудников достаточно значимым являются потребности в профессиональном развитии и улучшении профессионально – квалификационных навыков. Таким образом, система мотивации на предприятии должна быть в первую очередь ориентирована именно на удовлетворение данных групп потребностей.

Рисунок 12 Наиболее значимые потребности работников ООО «Евростройстиль»

Опрос работников ООО «Евростройстиль» также позволил выявить наиболее значимые для них материальные и нематериальные стимулы, способные оказать наиболее сильное мотивационное воздействие с учетом выявленных потребностей. Результаты опроса работников ООО «Евростройстиль» по данному направлению представлены в таблице 10.

Таблица 10

Стимулы, обеспечивающие повышение уровня мотивации работников ООО «Евростройстиль»

Стимул

Распределение ответов по категориям персонала,%

Руководители и специалисты

Основные рабочие

Вспомогательные рабочие

Повышение основной части заработной платы

49,4

71,3

74,8

Премирование в зависимости от достигнутых результатов деятельности

81,2

73,4

76,2

Доплаты за увеличение объема выполняемых работ, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни

89,8

92,4

93,8

Льготные путевки

11,6

33,4

18,2

Оплата обучения

77,2

52,1

27,3

Оплата проезда до работы

7,4

12,3

37,2

Разработка и реализация программ управления карьерой

71,3

21,4

19,8

Награждение лучших работников

44,9

56,7

62,5

Организация корпоративных мероприятий

9,2

8,4

5,3

Из таблицы видно, что определяющее значение для работников предприятия имеют именно материальные стимулы, прежде всего связанные с повышением заработной платы и премиальных выплат. Стимулы, не связанные непосредственно с заработной платой, можно дифференцировать в зависимости от категории персонала. Для руководителей и специалистов это в первую очередь возможность карьерного роста и обучение за счет организации, для рабочих основного производства – оплата за обучение и награждение лучших работников, для вспомогательных рабочих – награждение лучших работников и оплата проезда. Наименее значимыми с точки зрения возможностей удовлетворения потребностей работники считают предоставление льготных путевок и проведение корпоративных мероприятий.


Таким образом, анализ мотивационной среды и степени удовлетворенности трудом и действующей системой мотивации работников ООО «Евростройстиль» позволяет сделать следующие выводы. Наиболее значимыми для работников являются материальные стимулы, при этом в результате исследования была выявлена недостаточная степень удовлетворенности тем, как данные стимулы применяются в организации, что не обеспечивает полного удовлетворения их основных потребностей. Таким образом, результаты исследования указывают на необходимость совершенствования системы мотивации, действующей в настоящее время на предприятии.

Заключение

Анализ сущности, технологии и методов мотивации в современной организации, а также анализ политики мотивации конкретной организации позволяет сформулировать в заключении работы следующие выводы:

Мотивация занимает одно из центральных мест в системе менеджмента предприятия. Существуют различные взгляды на объяснение понятия «мотивация», обобщая которые можно сделать вывод о том, что мотивация представляет собой процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности. В основе мотивационного поведения человек лежат его потребности, стремясь к удовлетворению которых, он выбирает для себя определенную линию целенаправленного поведения, обеспечивающее достижение желаемого результата.

Существует два основных способа мотивации персонала: внешнее воздействие на работника, которое побуждает человека к определенным действиям и приводят к желательными результатам, формирование необходимых мотивов через воспитательное и обучающее воздействие. Мотивация персонала в организации осуществляется в двух формах: материальное и нематериальное стимулирование. Материальное стимулирование может осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме. Основными способами денежного материального стимулирования является заработная плата и премиальные выплаты. Неденежное материальное стимулирование приобретает форму социального пакета, включающий в себя различные льготы работникам предприятия. Нематериальное стимулирование осуществляется с целью повышения лояльности работников и позволяет снизить затраты предприятия на реализацию стимулирующих мероприятий.

Система мотивации персонала в организации имеет сложную структуру, а в качестве ее основных элементов необходимо рассматривать цели и задачи системы, стратегию и политику мотивации. Взаимосвязь между данными элементами обеспечивается в процессе формирования системы мотивации. Это достаточно сложный процесс, в котором можно выделить следующие взаимосвязанные этапы: диагностика и оценка состояния действующей системы стимулирования, определение целей и основных направлений стратегии и политики стимулирования, разработка систем материального и нематериального стимулирования, закрепление их основных положений в нормативных документах.