Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Разработка мероприятий по основным направлениям совершенствования управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организация как форма объединения людей для целенаправленной совместной деятельности играет большую роль в жизни социума. Это сложная постоянно изменяющаяся система, рассмотрение которой имеет множество аспектов – социальный, технологический, экономический и т.д.

Цели, ради которых создается и функционирует организация, не могут достигаться автоматически. Именно отсюда и вытекает актуальность моей работы. Любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление в свою очередь должно быть грамотным, хорошо спланированным и, конечно же, результативным. Актуальность темы определяется выбором оптимальных методов воздействия с целью стабильности деятельности организации в долгосрочной перспективе.

Функциональные возможности современных организаций сталкиваются с множеством проблем, которые можно решить с помощью обычных технологий для разработки и внедрения решений. Для решения нетипичных (нестандартных) задач, требующих специальных технологий. Объекты для исследований и знаний. Изучение интересов и улучшение является постоянной задачей для руководителя.

Базой для системы управления выступают следующие составляющие:

• информационная поддержка процессов разработки и реализации решений;

• набор типовых бизнес процедур для решения поставленных задач;

• система активизации кадров.

Оптимизация данных является основным направлением совершенствования системы управления. Эти компоненты очень важны, и они должны быть частью современной системы управления, которая должна включать методологическую (финансовую) поддержку в разработке и внедрении решений.

Цель моей курсовой работы является исследование особенностей управления организациями в современных условиях и разработка направлений совершенствования системы управления.

Исходя из поставленной цели, определим ряд задач, которые необходимо решить:

1. Рассмотреть теоретические основы управления и исследовать современное состояние управления персоналом.

2. Провести анализ системы управления на конкретном примере;

3. Разработать основные направления совершенствования системы управления.

Глава 1. Теоретические основы особенностей управления организацией в современных условиях

Рассмотрим понятие и сущность деятельности по управлению организацией.


Управление является процессом распределения и движения ресурсов в организации с уже заранее заданной целью, по так же заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности.

Менеджмент – совокупность методов, принципов и средств управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и неформальными организациями, образующимися и действующими спонтанно на основе персональных связей, контактов, приятельских и семейных и других видов отношений. [1]

Организация – объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Данный термин часто употребляют для обозначения:

– совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

– внутренней упорядоченности автономных частей целого.

Понятие организации применяется и в отношении биологических, социальных и технических объектов:

– промышленных или малых предприятий;

– фирм, компаний;

– автоматизированных или автоматических производств;

– подразделений предприятий (цехов, отделов, секций и др.);

– систем управления и др.

Хозяйственные организации руководствуются в своей деятельности заявлением о миссии, в котором раскрывается предназначение и смысл существования организации. Она должна быть сформулирована предельно четко, ясно и содержаться в учредительных документах[2].

Управлять предприятием - значит влиять на него таким образом, чтобы оно достигало своей цели в изменяющейся среде и без какой-либо значительной потери стабильности. Как правило, целью предприятия, которое ставится перед его владельцем, является либо получение определенной прибыли, либо захват определенной доли рынка. Поэтому управление должно заключаться в том, чтобы, поддерживая стабильность одних показателей эффективности (производительности труда, торговой наценки, рентабельности активов и многих других), добиться роста других: объемов продаж, активов, прибыли. Для руководителя важно знать, что относится к этим важнейшим показателям, и каковы же их желаемые и наименьшие приемлемые значения. Достижение цели возможно различными способами, а устойчивость предприятия предполагает умение маневрировать. [3]


Внутренняя и внешняя среда организации

Любая организация (фирма, компания, предприятие и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и внешнюю, в которых осуществляются ее операции. Внутренняя среда организации формируется:

– в соответствии с целями и задачами организации;

– в соответствии с материальными возможностями организации;

Внутренняя среда определяется:

– структурой предприятия;

– системой управления предприятия;

– производственными технологическими процессами;

– уровнем автоматизации, разделением труда, коммуникациями.

К внешней среде организации относятся:

– поставщики;

– конкуренты;

– покупатели (клиенты);

– партнеры по бизнесу;

– государство и его структуры;

– культура, мораль и традиции;

– экономические факторы;

– политические факторы;

Первые пять факторов относят к внешней среде прямого воздействия, a последние пять – к внешней среде косвенного воздействия.[4]

Необходимые для управления организациями ресурсы. К ресурсам, необходимым для управления организациями, относятся:

– материальные ресурсы (такие как оборудование, земля транспорт производственные помещения) и т.д.;

– финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, кредиты и т.д.);

– кадры;

– информационные ресурсы.

Задачи управления

Основными объектаит управления являются:

– кадры;

–качество продукции;

–нововведениями в организации и её организационном процессе;

– финансовые ресурсы, а так же материальные ресурсы;

– сетевое планирование;

– производительность труда;

– антикризисное управление предприятием;

– маркетинговые стратегии

– цели (было предложено П. Друкером, такое управление предполагает правильную постановку целей и переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать на негативные ситуации, но и заранее разрабатывать ряд мероприятий с целью недопущение упомянутых ситуаций);

– результаты (на главный план выходят скорейшая реакция на неординарные или внезапные ситуации и напористость менеджера). [5]

1.1 Основные методы и подходы к управлению

Существует четыре основных подхода к управлению организациями:

– классический, он же традиционный подход, процессный подход, системный подход, ситуационный подход.


Суть традиционного подхода: отдельно рассматривается работа, администрирование, кадры, замотивированность персонала на труд, лидерство, организационная культура и т.д.

Сутью процессного подхода является представления управления как процесса, например: «постановка целей–планирование–организация работ–мотивация–контроль». Разработка процесса – алгоритма управления организацией, ставится на первый план.

Сутью системного подхода является постановка организации как системы, со своим входом (цели и задачи), выходом (результаты), обратными связями (между кадрами и руководством, снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). Основные цели при системном подходе:

– обеспечение устойчивости функционирования организации;

– обеспечение адаптивности работы организации;

– обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы «персонал» с подсистемой «руководство», подсистемы «сбыт» с подсистемой «покупатели» и т.д.);

– обеспечение результативной работы обратных связей в организации как внутри подсистем, так и между подсистемами.

Суть ситуационного подхода: методы управления могут меняться в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; ищутся наиболее значимые ситуационные факторы, влияющие на показатели хозяйственной деятельности в динамике, прогнозируются последствия (будущий спрос, затраты, финансовые поступления и т.д.); на основании получeнных данных планируется будущая деятельность организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок, «мозгового штурма (атаки)» (с аргументами «за» и «против»), с использованием кейсов (от англ. «случай») – деловых ситуаций, помогающих накапливать практический опыт и принимать правильные управленческие решения. [6]

Организационная структура управления.

Организационная структура – это совокупность отделов и служб предприятия, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (число уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:


– масштаб производства и величина продаж;

– номенклатура выпускаемой продукции;

– сложность и уровень унификации продукции;

– уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;

– степень развития инфраструктуры региона.

Организационная структура управления может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной. Каждый из перечисленных имеет свои недостатки и преимущества.

Линейная структура представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, только если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.

Функциональная – система представляет схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять. В чистом виде эта система используется очень редко.

Смешанная система более часто распространена чем предыдущие, в ней сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае рeшения, подготовленные функциональными подраздeлениями рассматриваются и утверждаются линейным рукoводителем, который пeредает их подчиненным подразделениям.

Мeтоды управления предприятием

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами лидерства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.

В управлении различают следующиe мeтоды:

1. Экономические методы рукoводства – проявляются в организации планирования, поощрения материально, финансирования затрат и кредита, политики образования цен.

2. Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного управления, рукoводство осуществляют путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.