Файл: Использование учебных пособий нового поколения для организации учебно познавательной деятельности, формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование учебных пособий нового поколения для организации учебно- познавательной деятельности, формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся.

Организация обучения в современных условиях требует комплексного подхода к применению технических, методических и информационных средств обеспечения. Использование новых технических устройств, информационных и коммуникационных технологий ведет к новому пониманию образовательного процесса, постановке инновационных задач и способов их решения, изменению требований к современному учителю. 

На сегодняшний день совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Можно отметить, что система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется; современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.

При наличии своевременной и достоверной информации, компьютерных инструментов для ее обработки и анализа появилась возможность принимать более взвешенные решения. Повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. Примером может служить, автоматическая обработка и анализ итоговой успеваемости, которая позволяет администрации школы оперативно реагировать на проблемы, возникающие в образовательном процессе. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций, четкого выявления точек применения усилий. Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования. 

Информатизация образования поставила перед педагогикой ряд актуальных проблем. В связи с передачей компьютеру некоторых обучающих функций возникла необходимость решения проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, которое принципиально отличается от взаимодействия человека с человеком, обучающего с обучаемым. В настоящее время речь идет о распределении управляющих функций между педагогом и компьютером
, что требует пересмотра подходов к организации образовательного процесса.

За счет внедрения информационных технологий образовательный процесс становится более индивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным. 

В последние годы наряду с понятием «информационная культура» часто используются такие понятия, как «компьютерная грамотность», «информационная культура пользователя персонального компьютера», «ИКТ-компетентность». 

Следует отметить, что содержание понятия «информационная культура» гораздо шире, чем другие отмеченные понятия, оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и информационным пространством. 

Если содержание понятия «компьютерная грамотность» включает в себя определенные общие знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их возможностей и границ использования для решения различных профессиональных задач, а также основы знаний и практических навыков работы с персональным компьютером, то содержание понятия «информационная культура» предполагает наличие у члена современного общества выработанной привычки получать знания с использованием возможностей современных компьютерных технологий точно так же, как мы сегодня получаем через книги. 

Информационная культура пользователя включает в себя определенные элементы:

  • понимание закономерностей информационных процессов; 

  • знание основ компьютерной грамотности; 

  • практические навыки работы с персональным компьютером; 

  • эффективное применение компьютера как инструмента; 

  • выработанная привычка своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанная на владении компьютерными технологиями;  

  • применение полученной информации в практической деятельности. 

К индикаторам информационной культуры педагога следует отнести: 

  • владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации; 

  • умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования; знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в


работе; 

  • умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного

использования; 

  • навыки работы на персональном компьютере; 

  • знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене; 

  • умение    формировать       у        учащегося необходимый уровень информированности в изучаемой области; 

  • способность    планировать        свою           педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития. 

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, они позволяют: 

  • использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов; 

  • многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения; 

  • использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения учащегося с учителем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией; 

  • автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д. 

Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения.