Файл: Бережное отношение к природе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок –исследование по ОДНКНР в 5 классе, тема урока:

«Бережное отношение к природе». Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений: любви, привязанности, толерантности.

Цель: расширять и углублять экологические знания обучающихся о бережном отношении к природе.

Задачи:

  1. Расширить знания обучающихся об экологических правилах поведения;

2.Выяснить, почему берёзу считают самым светлым деревом на Земле и символом России.

  1. Формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность;

Способствовать воспитанию патриотизма, бережного и гуманного отношения к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

-определять способы взаимодействия человека и природы, влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; научиться: работать с текстом, получать опыт публичного выступления; высказывать собственное мнение, формулировать нравственные правила поведения в природе.

Личностные:

-осознавать себя жителями планеты Земля;

-испытывать чувство ответственности за сохранение природы Земли.

Коммуникативные:

-формировать умения работать в коллективе, в паре, контролировать действия партнёра;

Метапредметные:

-формировать интерес к учению;

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -получать информацию, выделять существенное.

Межпредметные связи: история, география, литература,

ИЗО.

Формы, методы реализации:

  • формы проведения урока – работа в группах, проблемно- диалоговая беседа, творческая лаборатория, защита проекта;

  • форма работы учащихся – индивидуальная, групповая, исследовательская;

  • интерактивный метод - взаимодействие всех участников;

  • наглядно-словесный метод - беседа, рассказ, исследования, постановки вопросов;

  • практический метод - работа с тестом, рисунки , письмо- обращение;


Понятия и термины: экология, ЮНЕСКО, Конституция РФ Статья 58.

Учебно-методическое обеспечение: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. - М.: Вентана - Граф, 2020.- 160 с.: ил.

Оборудование: карта России, Терновского района, презентация учителя и мини- исследования учеников, иллюстрации картин к выступлениям групп, Красная книга, Конституции РФ, глобус, видеоролик, песни «Земля — наш общий дом», видеоролик «Птичьи голоса», рабочие листы, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие учителя.

1. Вступительное слово учителя.

– Ребята, добрый день! Сядьте удобнее, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие на корабле «Земля». «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля,— значит, пересесть нам из него просто некуда»- писал французский литератор и лётчик Антуан де СентЭкзюпери.

- Ребята, мы – дети планеты Земля! Наша Земля — уникальная планета во вселенной, единственный наш дом. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

II. Актуализация знаний УУД и постановка цели урока.

1. Постановка проблемной ситуации и постановка цели и задач урока.

- Ребята,давайте послушаем стихотворение. (ученик читает)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. (А. Смирнов)

(А в конце этого приглашения подпись)

В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь!

  • Ребята, вспомните, что мы называем храмом? П./о. Храмом мы называем церковь. - А что автор называет храмом?

П./о. Автор называет храмом - природу .

  • Что имел в виду автор, выражением «не оскверняй его святынь»?


П./о. Автор имел ввиду: не разрушай, не убивать святые места:

муравейники, речку, животных и птиц, а также растения, гнёзда птиц, поляну, лес. Все, что живёт в природе и не может сосуществовать без неё.

  • Ребята, назовите, пожалуйста, какие описаны красоты природы?

П./о. Росистые кусты, ручей бежит, прозрачнее стекла, пение перепёл, птичье пение.

  • К чему призывает нас автор стихотворения?

П./о. Беречь святые, красивые места природы . - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока? П./о. Бережное отношение к природе .

Зафиксируйте в тетрадях тему «Бережное отношение к природе».

- Представьте, что вы стали учеными – исследователями. Вы вооружились фотоаппаратами - вашим острым зрением, которое всё запечатлело, и решили сделать проект, в которой 5 страниц ваших трудов, наблюдений и фотографий.

- Ребята, каждая группа на прошлом уроке получила задания, сегодня вы должны сформулировать вопрос к теме своей работы, на которые в результате путешествия провести собственное исследование и сделать вывод.

III. Изучение нового материала.

1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, знаете ли вы, как древние люди относились к природе?

Древний человек полностью зависел от природы. Они не знали её законов, не могли объяснить природные явления и поэтому испытывали страх перед ними. Человек ощущал рядом с собой невидимые таинственные и живые силы природы, от которых зависела его жизнь. Он был убеждён, что солнце и луна, гроза и дождь, деревья и трава – живые существа.

У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё у каждой страны имеется символ -дерево. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии – священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. А у нас в России – береза. Какое русское, какое очаровательное дерево — берёза!

-И сегодня объектом наших исследований будет именно БЕРЕЗА.

- Если берёзу любят люди, если она имеет огромное практическое значение для человека, если её воспевают поэты и художники в своём творчестве, значит, берёза является частицей Родины.

1 группа «Юные краеведы» (Что мы узнали о берёзе.

Откуда слово «берёза» пришло к нам, в Россию.

Отчего на березе черные черточки.)

2 группа «Юные искусствоведы» (
Русские поэты, композиторы и художники о русской берёзе.)

3 группа «Юные историки» (Берёза в годы войны.)

4 группа «Юные экологи» (Березка – воистину русское дерево.

Вредители берёзы.)

5 группа «Юные практики» ( Практическая работа)

4.Информационный блок.

1 группа «Юные краеведы»

-Так что мы узнали о берёзе?
В среднем берёза живёт около 150 лет, достигает высоты 20-25 метров. Интересно, что кора молодой берёзы тёмная. Существуют виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой. Всего ботанический вид берёзы насчитывает около 65 видов. А карликовая берёза растёт даже на севере (высота её 60-70 см).

- Откуда же слово «берёза» пришло к нам, в Россию? Оказалось, что русское слово "береза" очень древнее. Когда-то это слово было прилагательным и значило "светлый" и "белый".
Наша белоствольная береза – единственная в мире растений, с белым стволом. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин .

Интересно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.
- Всем хочется знать отчего на березе черные черточки?

Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы.
Чтобы узнать, почему береза является «символом» нашей страны, я заглянула в словарь символов и узнала, что ни в одной другой стране нет столько берез, как в России.

Поэтому россияне считают это дерево символом своей Родины.


2 группа «Юные искусствоведы»

Русские поэты Н.Рубцов, С.Есенин, С.Васильев, С.Щипачёв и другие воспевали берёзы в своих стихах.

Воспевали красоту белоствольной красавицы художники И.Левитан, И.Грабарь,И.Шишкин.
Великий русский композитор М. И. Глинка возвращался на Родину, переехав границу он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился берёзе, как символу России.
В любое время года она прекрасна.

3 группа «Юные историки»

Во время Великой Отечественной войны в редкие часы тишины солдаты глядя на берёзу вспоминали свой родной дом и на душе становилось теплее. И теперь тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березку, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у Вечного огня в любом уголке России. Есть такие места и в нашем районе. Например, памятник павшим в боях за Родину в селе Терновка.


4 группа «Юные экологи»

Березка – воистину русское дерево. Из берёзы делали лучины, которые освещали избы долгими зимними вечерами. Щепа и береста служила для того, чтобы быстро разжечь костёр. Отвар из берёзовых почек помогал вылечить раны, запаренные ветки берёзы лечили дыхательные пути. Из берёзы изготавливали посуду, в которой долго хранились продукты и не портились.
Почки, листья и кора березы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. И сейчас из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, лекарственные препараты, отвары, настои; из древесины – мази, активированный уголь. И все это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности.
А как ароматен и полезен настой березового гриба – чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освежающий древесный эликсир – березовый сок. Очень много необходимых предметов для дома изготавливали и изготавливают из берёзы. Думаем, удалось доказать, что береза является «символом» России:
- у славян – священное, самое почитаемое дерево;
- самое распространенное дерево в России;
- первая белоствольная красавица наших лесов;
- помощница крестьян;
- дивный лекарь;
- символ плодородия;
- источник вдохновения писателей, поэтов, художников

- Но есть у берёзы вредители: листовой пилильщик, жук-трубковёрт, шелкопряд монашенка, буцефал хохлатка, майский жук, гриб-трутовник. А также страшны ей длительная засуха и жара. Мы узнали, что в 2020г-2023г в нашем Савальском лесничестве погибло много берёз. Была проведена санитарная вырубка. Засохшие деревья складировали ,а потом вывезли на дрова. Теперь необходимо восстановить березняк. Страшны берёзе и пожары. И здесь уже вредитель-человек. Еще на уроках «Окружающего мира» мы учили правила поведения в лесу, лесополосе и стараемся их соблюдать.

5 группа «Юные практики»

В нашей местности наибольшее количество берёз растёт вдоль дороги Народное -Терновка, а также в лесополосах ООО« Фруктовый сад»,лесополосе за деревней Сергеевка, Савальском лесничестве. Конечно, растут берёзы и в других местах нашего района, но об этом нам ещё предстоит узнать.

Практическая работа

Выполнив практическую работу по подсчёту берёз в наших сёлах мы:

1. Составили таблицу (Приложение1)