Файл: Путешествие к истокам фортепиано.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №30 города Тюмени

имени Федора Ефимовича Федорова

Творческий проект

По предмету «Музыка»

По теме: «Путешествие к истокам фортепиано»

Выполнила:

Ступак Дарья

ученица 3 «Е» класса

Проверила:

Ермолинская Екатерина Станиславовна

учитель музыки

Тюмень, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Актуальность проекта

3

2.

История развития фортепиано







2.1 Клавикорд

4




2.2 Клавесин

4




2.3 Спинет

5




2.4 Фортепиано

6




2.5 Как же устроено фортепиано?

6




2.6 Пианино

8




2.7 Рояль

8

3.

Список используемых источников

10


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Музыка – величайшая сила, - учили древнегреческие философы. Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать.

Музыка… Мы привыкли сегодня к этому слову, часто произносим его, порой не подозревая, что родилось оно, как и слова: мелодия, ритм, гамма, свыше 25 веков назад в Элладе.

Больше всего меня увлекает мелодии исходящие из прекрасного инструмента – «фортепиано». Слушая произведения великих композиторов на этом инструменте, я задумалась, а как оно появилось – фортепиано.


Цель проекта: изучение истории создания инструмента, проследить путь развития фортепиано.

Основная задача моего проекта – познакомится с историей возникновения фортепиано.

Этапы работы над проектом:

  • создание концепции проекта;

  • выбор иллюстрируемого материала;

  • сбор материала об интрументах – предшественниках фортепиано;

  • подготовка фото - материалов;

  • cистематизация собранных материалов.


«Музыка похожа на океан, а музыкальные

инструменты подобны островам, разбросанным

в океане…» - так сказал

однажды знаменитый испанский гитарист

Андрес Сеговия.
Свой рассказ начну с предшественников фортепиано – это клавикорд, клавесин и спинет. И постараюсь проследить эволюцию развития инструмента.

Клавикорд — это небольшой старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников фортепиано. Он обладал мягким, нежным звуком, громкость которого можно было менять. Звук зависел от силы нажатия на клавишу. Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно с ним возник и развивался другой, похожий на него и в разных странах называвшийся по-разному: клавицимбал, чембало, вирджинал. Инструмент был создан в Германии.

Клавесин был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине клавиши действительно работали, как «включатели» звука. От силы удара по клавише клавесина сила звука совершенно не зависела, звуки были как бы одинаковы. Удар по клавише клавесина приводил в движение перышко, которое как бы «щипало» струны. Он и его разновидности распространились во всех европейских странах. Его звук ясный, четкий, острый был намного сильнее звука клавикорда. На клавесине нельзя было регулировать громкость и это не нравилось музыкантам.


Спинет - это маленький клавесин. Он был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как красивая мебель. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.



1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся изготовлением клавесинов, изобрел первое фортепиано с возвратным механизмом для молоточков и возможностью играть с различным уровнем громкости. Он назвал свое изобретение "gravicembalo col piano e forte", что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано"". Устройство фортепиано Кристофори было очень простым. Оно состояло из клавиши, войлочного молоточка и специального возвращателя.

Фортепиано — это собирательное название клавишно-струнных молоточковых музыкальных инструментов – роялей и пианино. К концу XVIII века фортепиано полностью заменяет клавесин становясь, благодаря творчеству Шопена, Шумана, Моцарта, Гайдна, Бетховена популярным и любимым инструментом. Фортепиано называют королем музыкальных инструментов. Оно удостоилось этого звания по множеству причин. Например, за его тональный диапазон (он охватывает весь спектр звучания всех инструментов в оркестре, от самой низкой ноты басового фагота до верхней ноты флейты-пикколо), за способность одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент (попробуйте-ка сделать это, к примеру, на флейте), и за его широчайший динамический диапазон. «Фортепиано располагает объемом целого оркестра» - писал Ференц Лист. Другое отличие фортепиано от его предшественников — это способность звучать не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.
Как же устроено фортепиано?

В процессе изготовления корпуса и механики Фортепиано склеивают тысячи деревянных деталей; также используется войлок, оленья кожа, сталь, чугун, медь и другие материалы

Сколько коллективных усилий соединила в себе современная фортепианная механика! Сейчас она отточена до мельчайших деталей. Почти неуловимые нюансы ударов по клавишам современных роялей.

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку. Сумарная сила этого натяжения до 20 тонн!

Дека - ответственная деталь. Она не только усиливает звук, но и участвует в формировании тембра инструмента, причем так деятельно, что от струнного звука мало что остается - мы слышим звучание дерева.


Молоточек фортепиано состоит из деревянного керна и головки, обтянутой войлоком.

Струны фортепиано изготавливаются из специальной струнной проволоки, обладающей высокой однородностью, точными диаметрами, определенной упругостью и пластичностью. При изготовлении струн, помимо прочих материалов, использовали серебро, золото, стекло и шелк.


Педали



Левая педаль - используется для ослабления звучания, следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы. В роялях это достигается сдвигом молоточков влево, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум.

Средняя педаль – удерживает звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность звучанию она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Правая педаль – удерживает звук, не нажимая клавиши в этот момент поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши, струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Пианино - (итал. pianino — маленькое фортепиано) - разновидность фортепиано, изобретенное в 1880 году, в котором струны, дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает мало места. Ныне выпускаются пианино кабинетные (высота 825-1400мм., диапазон 7 октав) и концертные (высота до 1600мм., диапазон 7 ¼ октавы). Звучность у него менее яркая и сильная по сравнению с роялем.


Рояль - (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Рояль - концертный инструмент. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна,
игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука – шире.



Независимые исследования определили более высокие показатели обучаемости в школе у детей, занимающихся фортепиано. Это относится к дисциплинированности, координации движения, навыкам поведения в обществе, изучению нового языка; большую роль играет и удовольствие, получаемое в процессе создания музыки. Исследования, проведенные в Германии, показали, что мозг пианистов обладает большей производительностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. http: //images.yandex.ru/

2. http: //ru.wikipedia.org/

3. http: //olofmp3.ru/

4. http: //e-music.fdstar.ru/

5. http://www.allpianists.ru/

6. http://euro-piano.ru/

7. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» - М.,1986

8. Е. Горбачёва «Популярная история музыки» Издательство «Вече»,

2002