Файл: Протокол От. 2021 г. Согласовано Методист Петрова Т. Г. 2021г. Утверждаю Директор мбоу сош 163.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №163»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Миронова Н.А.
Протокол №

От .2021 г.

«Согласовано»

Методист

Петрова Т.Г

.2021г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №163»

Степанова И.Г.
Приказ №

От 2021г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ

(название предмета)
для 1 Г класса
Автор / Разработчик:Чаусова Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов высшей категории.


г.Зеленогорск

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана на основе документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от «6» октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Примерная основная образовательная программа НОО от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

  • Образовательная программа НОО МБОУ «СОШ № 163».

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №163» утвержденный постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 26.02.2016 №315-р.

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин МБОУ «СОШ № 163»

  • Учебный план МБОУ «СОШ № 163» для 1-4 классов на 2021-2022 учебный год.

Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:

  • Русский родной язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.М. Александрова, С.И. Богданов, Л.А. Вербицкая, -М.: Просвещение, 2019.


Цели предмета:

  • совершенствование  коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

  • включение учащихся в практическую речевую деятельность;

  • знакомство с фактами истории родного языка;

  • расширение представлений о различных методахпознания языка.

Задачи:

  • формирование первоначальных представлений оединстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Методы работы с детьми с особыми запросами

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

В 1Г классе обучаются 1 ученик с тяжелым нарушением речи (Вариант ФГОС НОО ОВЗ 5.1), 1 ученик с нарушением опорно-двигательного аппарата (Вариант ФГОС НОО ОВЗ 6.1). По заключению ТПМПК ученики имеют статус детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в создании специальных условий обучения.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжелым нарушением речи.

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие учащиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин.



Наряду с расстройствами устной речи у учащихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. 12 , Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Обучающиеся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

В соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ определяются общие подходы и правила в обучении и развитии учащихся:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 

  3. Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). 4.

  4. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

  5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

На уроках с детьми ОВЗ используются памятки-подсказки, карточки-помощники, схемы, модели, интерактивные тренажёры, презентации, развивающие игры, способствующие коррекции познавательной сферы и речи ребенка.

Также применяются специальные приёмы:

- поэтапное разъяснение заданий;

- близость к учащимся во время объяснения заданий;

- предоставление дополнительного времени для завершения заданий;

- индивидуальное оценивание учащихся;

- разрешение переделать задания, оценка переделанного задания.

Оценка результатов освоения учащимися МБОУ «СОШ №163» с ОВЗ (ТНР, НОДА) всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных, осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития и мотивации.


В классе есть дети, проявляющие особый интерес к предмету и показывающие высокие результаты в учении. Ученикам во время урока предлагается работа «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе), возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ, выполнение учащимися индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера и решение нестандартных задач.
Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 уч. год на изучение данной программы выделено 17 часов в год (33 недели) в объёме 0,5 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание языка как основного средства общения людей.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;

  • осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;

  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

  • осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

  • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

Предметные результаты

«Русский язык: прошлое и настоящее»

научится:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;