Файл: Б. С. об организации педагогической деятельности с одарёнными обучающимися На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, актуальнейшая задача.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОТЧЕТ
учителя Канапиной Б. С. об организации педагогической деятельности
с одарёнными обучающимися
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Цель моей работы с одаренными детьми: выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для оптимального развития детей, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель». Совершенствование системы работы по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося в различных видах деятельности.
Задачи развития:
-
развитие личности одаренных учащихся; -
развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней; -
развитие позитивной Я-концепции; -
развитие творческой самостоятельности; -
развитие коммуникативных умений; -
развитие рефлексивных умений.
Принципы работы с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
-принцип опережающего обучения;
-принцип развивающего обучения.
Провожу целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
1) вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
3) организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
4) самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) развитие умений самостоятельной работы;
6) развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
7) обучение творческим методам работы;
8) обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
9) поощрение учащихся.
План работы
Мероприятия | Сроки |
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей. | Постоянно |
Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности. | Август |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год. Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. | Сентябрь |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | В течение года |
Проведение индивидуальных занятий ,с обучающимися, с разбором олимпиадных заданий. | В течение года |
Посещение уроков коллег с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках. | В течение года |
Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. | В течение года |
Подготовка к конкурсам и олимпиадам по предметам. | В течение года |
Участие в олимпиадах, конкурсах-играх разного уровня. | В течение года |
Развитие логики. | В течение года |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. | Январь, февраль |
Участие в школьной олимпиаде по предметам. | Март |
Подготовка к проектной деятельности, выбор темы проекта, работа с литературой. | В течение года |
Работа с родителями. | В течение года |
Поощрение победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | В течение года |
Изучение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми. | В течение года |
Анализ результатов олимпиад, конкурсов. | В течение года |
Посещение кружков, секций по интересам. | В течение года |
Индивидуальная работа. | В течение года |
Домашние задания опережающего характера, эссе, творческие отчёты, презентации. | В течение года |
Роль лидера при работе в парах и группах. | В течение года |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на новый учебный год | Май |
Начальный этап работы – это выявление одаренных детей путем наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления, особенностей семейного воспитания, специфики интеллектуально-личностного развития.
На этапе диагностики использовался тест – анкета Ф.Татла, Л.Беккера; методика «Карта одаренности» (см. Приложение 1), которая успешно может быть использована не только педагогами, но и родителями. Диагностика дала наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.
Вывод: анализ результатов диагностики позволил выявить следующие виды одаренности: интеллектуальную, академическую, творческую, художественную, спортивную.
Работа с одаренными и способными детьми на уроках
На уроках русского языка предусматриваю множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что на уроке использую форму общения «ученик-ученик», которая помогает детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно–деятельностная направленность обучения.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Современные учебно-методические комплекты предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.
На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Использую задания на классификацию математических объектов по какому-либо признаку преобразование объекта в новый, задания с недостающими или лишними данными, поиск более рационального способа решения, составление алгоритма определенного действия, самостоятельное составление задач, математический выражений, уравнений.
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, сколько, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
На уроках литературного чтения можно инсценировать фрагменты сказок, басни, разыгрывать диалоги.
Важно, чтобы задания на всех уроках не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности.
Использую на своих уроках проблемное обучение, вовлекаю учащихся в ролевые игры.
Работа с одаренными и способными детьми во внеурочное время
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования.
Использую следующие формы внеурочной работы с одаренными и способными детьми:
-
Кружковая работа. -
Групповые и факультативные занятия. -
Участие в конкурсах, фестивалях, интеллектуальных марафонах, спортивных соревнованиях, выставках разного уровня, в том числе и дистанционных. -
Участие в олимпиадах. -
Выполнение заданий в режиме он–лайн на Интернет–сайтах.
Одной из ведущих форм работы с одаренными и способными детьми во внеурочное время считаю групповые занятия.
Методы группового обучения при работе с одаренными детьми в начальной школе:
-
кооперативное обучение (ученики взаимодействуют в небольших группах, решая общую задачу); -
групповая дискуссия (совместная деятельность учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи);
-
«мозговой штурм» (стимуляция высказываний детей по теме или вопросу за счет создания групп генерации идей, анализа ситуации и оценки идей, контридей); -
методы «круглого стола» и «американской мозаики» («пилы»); -
когнитивные методы «вживания» и «придумывания».
Результативность участия в интеллектуальных конкурсах
Учебный год | Фамилия, имя учащихся | Название конкурса | Уровень | Достижения |
2022\2023 | Ахметов Тамерлан Конисбаев Диас Филина Полина | Международный конкурс чтецов посвященный великому поэту М. Ю. Лермонтову | международный | 2 степень 2 сепень 1 степень |
2022\2023 | Карташов Павел Килыбаева Султана Конисбаев Диас Нурмухаметов Тимур | «Пушкинские чтения» | международный | 2 степень 1 степень 1 степень 2 степень |
2022\2023 | Мананбаева Адина Сызанова Жанель Уметбеков Эмир Уткурова Бегойим | Конкурс чтецов «Великое наследие Ы. Алтынарина» | международный | 1 степень 1 степень 1 степень 1 степень |
2022\2023 | Нурмухаметов Тимур Сызанова Жанель Ахметова Ясмина Филина Полина Мананбаева Адина | Республиканкий центр дистанционных олимпиад | республиканский | 1 место 1 место 1 место 1 место 1 место |
Мои ученики активно участвуют и в творческих конкурсах, проявляя актерские и вокальные способности.