ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51
Перечисленные достоинства становятся возможными в том числе по той причине, что динамический метод оценки конкурентоспособности имеет в своей основе четко выраженный математический аппарат. Это дает не оценочную и во многом условную зависимость определяемого показателя от факторов конкурентоспособности, а жесткую функциональную связь.
Таким образом, динамический метод оценки конкурентоспособности предприятий является простым и универсальным инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа. [10]
Оценка конкурентоспособности множества предприятий.
Разработанный алгоритм предполагает непосредственное сопоставление двух наборов показателей: «исследуемого» предприятия и выборки (конкурента). В то же время, в практике экономического анализа нередко возникает потребность оценки конкурентоспособности трёх и более
(множества) компаний в рамках одного исследования. При такой формулировке задачи, осуществление непосредственного сопоставления двух наборов показателей обуславливает высокую трудоемкость расчёта уровня конкурентоспособности всех предприятий, входящих в состав выборки. Ведь для выполнения поставленной задачи потребуется произвести расчеты для каждого из интересующих нас конкурентов. Так, в случае, когда в выборку входит пять компаний, для оценки конкурентоспособности каждой из них нам потребуется произвести пять вариантов расчетов. Кроме того, трудоемким будет и дальнейший анализ результатов: многочисленные таблицы с частными коэффициентами конкурентоспособности крайне усложнят интерпретацию полученных показателей, а также ранжирование компаний по конкурентному статусу.
В целях преодоления вышеописанного затруднения и снижения трудоемкости оценки конкурентоспособности нескольких предприятий в рамках одного исследования, мы предлагаем использовать математический
52
аппарат, разработанный нами для аналитического разложения коэффициента конкурентоспособности в разрезе объектов сопоставления.
В соответствии с указанной методикой показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен как отношение коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия и объекта сопоставления (конкурента или выборки конкурентов):
????
0
=
r·
√????
(21)
K
о
– коэффициент эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия.
????
????
= ???? ∙ √????
????
(22)
K
s
– коэффициент эффективности хозяйственной деятельности по выборке.
Тогда показатель конкурентоспособности предприятия может быть представлен следующим образом:
K=
????
0
????
????
(23)
Целевая функция коэффициента эффективности хозяйственной деятельности – максимум. Диапазон допустимых значений – положительная полуось числовой прямой. В том случае, если этот коэффициент меньше единицы – это свидетельствует о невысокой эффективности хозяйственной деятельности. И наоборот, чем более рассматриваемый коэффициент превышает единицу, тем выше эффективность хозяйственной деятельности компании.
Единицу следует считать критериальным значением, поскольку математически значение коэффициента хозяйственной деятельности может быть менее единицы в случае убыточности компании или (и) падении объемов её продаж. Очевидно, что каждое из указанных явлений
53
свидетельствует о невысокой эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, определив коэффициент хозяйственной деятельности компании, мы получаем возможность дать качественную и количественную оценку уровня эффективности её хозяйственной деятельности.
Далее перейдем к оценке конкурентоспособности нескольких предприятий. Пусть имеется множество из S предприятий (далее – также выборка).
В соответствии с выражением
(23) уровень конкурентоспособности j-го предприятия прямо пропорционален коэффициенту его хозяйственной деятельности (K
о
j
), вычисляемому согласно выражению (21). С учетом того, что коэффициент эффективности хозяйственной деятельности в целом по выборке (22) является величиной постоянной для всех предприятий множества (K
s
= const
), то на основании значений коэффициентов хозяйственной деятельности каждой компании может быть осуществлено их ранжирование по уровню конкурентоспособности (чем больше коэффициент эффективности хозяйственной деятельности – тем больше уровень конкурентоспособности).
В случае необходимости оценки конкурентоспособности одного предприятия относительно другого (либо относительно выборки) следует найти отношение соответствующих коэффициентов хозяйственной деятельности. В то же время, для оперативной оценки уровня конкурентоспособности компании, дополнительных расчетов на практике зачастую и не требуется. Точнее говоря, эта оценка легко может быть произведена «в уме».
К примеру: предприятие «А» – третье по эффективности хозяйственной деятельности в ранжированном списке из десяти конкурентов со значением коэффициента K
о
А
= 1,356
, с очевидностью существенно более конкурентоспособно, чем предприятие «Б» – девятое в том же списке со значением коэффициента K
о
Б
= 0,837
. Можно рассчитать, что уровень конкурентоспособности
«
А» по отношению к
«
Б»
54
составит 1,620 (K = 1,356 / 0,837). Повторимся, что подобные расчеты далеко не всегда необходимы – на практике в большинстве случаев достаточно ранжирования коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности.
Подобная «перекрестная» оценка конкурентоспособности позволяет очень эффективно и с минимальными затратами труда оценивать конкурентоспособность любого количества предприятий. Кроме того, важным является то, что при расчете коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности участвуют исключительно показатели самого предприятия, и в этом смысле коэффициенты эффективности являются величинами «абсолютными» и не зависят от параметров выборки (в отличие от коэффициента конкурентоспособности (20), который изменяется в зависимости от показателей объекта сопоставления). Указанный
«
абсолютный» характер существенно повышает универсальность коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности: вычислив коэффициент эффективности хозяйственной деятельности один раз, не потребуется каждый раз выполнять повторные расчеты в дальнейших исследованиях.
Также значения коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности могут применяться в ходе анализа динамики технико- экономических показателей предприятия.
Небезынтересными представляются и межотраслевые сопоставления, основанные на сравнении коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности.
Таким образом, в том случае, если необходима оперативная оценка конкурентоспособности множества предприятий и не требуется специальная глубина анализа, вполне допустимо оценивать конкурентоспособность методом перекрестной оценки коэффициентов эффективности хозяйственной деятельности.
Алгоритм перекрестной оценки конкурентоспособности может быть представлен в виде следующих этапов:
55 1.
Сбор исходной информации (отчеты о финансовых результатах анализируемых компаний)
2.
Расчет коэффициента эффективности хозяйственной деятельности по каждому предприятию (выражение (21))
3.
Ранжирование предприятий на основании значений коэффициента эффективности хозяйственной деятельности
4.
Интерпретация полученных результатов. [20, с. 104]
56
1 2 3 4 5
2. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятия
2
.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия
Холдинговая компания «А-ГРУПП» (г. Екатеринбург) предлагает продукцию ведущих отечественных и иностранных компаний, специализирующихся на производстве материалов для огнезащиты помещений - огнезащитная краска, пропитка и состав.
В спектр услуг компании входят:
- изготовление и монтаж противопожарного оборудования и комплексные работы по огнезащите промышленных и гражданских строений;
- антикоррозионная защита зданий и конструкций;
- строительные работы.
ООО «Уральский завод спецпокрытий» - зарегистрирован и осуществляет свою деятельность в Свердловской области, г. Екатеринбург.
Основным видом деятельности является производство огнезащитных материалов торговой марки «Sternfire» для металлоконструкций, бетона и кабеля. Среднесписочная численность – 40 человек. Производственные подразделения находятся в окрестностях г. Первоуральск. Готовая продукция отправляется на центральный склад предприятия, расположенный в г.
Екатеринбурге. Предприятие имеет единый расчетный счет, бухгалтерию и прочие органы управления.
ООО Торговый Дом «А-ГРУПП» - зарегистрирован и осуществляет свою деятельность в Свердловской области, г. Екатеринбург. Основным видом деятельности является реализация готовой продукции: ООО
«
Уральский завод спецпокрытий», а также комплектация объектов защитными материалами других заводов производителей России и Европы и
США. Среднесписочная численность – 15 человек. Предприятие имеет бухгалтерию и коммерческий отдел, отдел логистики.
57
ООО Строительная компания «А-Групп»- зарегистрирован и осуществляет свою деятельность в Свердловской области, г. Екатеринбург.
Основным видом деятельности является огнезащитная и антикоррозионная обработка металлических конструкций нефтегазового комплекса, промышленных предприятий и гражданских объектов в России и ближнего зарубежья. Среднесписочная численность – 60 человек.
Конкурентоспособность не является имманентным, объективно присущим свойством объекта, а находит свое выражение только в условиях конкуренции, в сопоставлении с конкурентами. Следовательно, значение показателя конкурентоспособности предприятия, рассчитанного относительно одних конкурентов, может существенно отличаться от значения того же показателя, рассчитанного в сравнении с другими конкурентами.
Оценке конкурентоспособности хозяйствующего субъекта должен предшествовать анализ конкурентной ситуации на рынке, обосновывающий адекватный выбор объектов сопоставления (предприятий-конкурентов).
В качестве объектов сопоставления необходимо принять те предприятия, которые в наибольшей степени конкурируют с исследуемым хозяйствующим субъектом.
В таблице 1 приводятся данные о предприятиях осуществляющих свою деятельность на рынке огнезащитных материалов России.
Параметрами выбора объектов сопоставления являются следующие:
-
Сегментация рынка. Предприятия-конкуренты должны действовать на одном рынке, конкурировать между собой. В противном случае сопоставление теряет всякий экономический (и математический) смысл.
-
Ассортимент продукции. Сопоставлению подлежат предприятия производящие и реализующие конкурирующие товары, работы, услуги.
-
Масштабы конкурентов. Целесообразно сравнивать предприятия, объемы реализации которых имеют одинаковый порядок.
58
Таблица 1- Предприятия осуществляющие деятельность на рынке огнезащитных материалов России (по данным за 2016 год)
№ п/п
Наименование предприятия
Ассортимент продукции и услуг.
Каналы сбыта
Выручка тыс. руб.
1
ООО Научно -
Производственный
Холдинг «ВМП»
Огнезащитные и антикоррозионные составы и огнезащитная обработка.
Крупный и мелкий опт
105 048 2
АО «ТИЗОЛ»
Огнезащитные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
98 487 3
Холдинговая компания
«
А-ГРУПП»
Огнезащитные и антикоррозионные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
65 958 4
Производственно- строительная фирма
«
НеоКрил»
Огнезащитные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
31 852 5
ООО «Научно- производственное предприятие»
«
НИЛОН»
Огнезащитные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
15 950 6
НПО «Ассоциация
Крилак»
Огнезащитные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
115 856 7
НПО «Химцентр»
Огнезащитные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
75 425 8
НПО
«
УНИХИМТЕК»
Огнезащитные составы и огнезащитная обработка
Крупный и мелкий опт
121 754
Исходя из изложенного, в качестве объекта сопоставления было выбрано предприятие НПО «УНИХИМТЕК». Ведущее предприятие отрасли, являющееся основным конкурентом Холдинговой компании «А-
Групп.
В целях оценки конкурентоспособности Исследуемого предприятия предлагается сформировать две выборки.
Первая будет включать в себя лишь одно предприятие НПО
«
УНИХИМТЕК» .
В состав второй выборки предлагается включить все предприятия, отобранные в ходе оценки конкурентной ситуации рынка огнезащитных составов в
России, и даст возможность проанализировать конкурентоспособность Исследуемого предприятия в сопоставлении с отраслевыми показателями.
59
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении
с основным конкурентом
Ниже приведены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности Исследуемого предприятия Холдинговой компании «А-групп»
(таблица. 2)
Таблица 2 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности
Холдинговой компании «А-групп»
Год
Выручка тыс. руб.
Затраты тыс. руб.
Чистая прибыль тыс. руб.
2010 31 154 27 203 3 951 2011 34 357 30 380 3 977 2012 42 574 37 740 4 834 2013 67 895 61 770 6 125 2014 45 475 40 373 5 102 2015 61 354 55 229 6 125
Ниже приведены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и предприятия конкурента НПО «УНИХИМТЕК»
(таблица 3)
Таблица 3 - Показатели финансово хозяйственной деятельности предприятия НПО «УНИХИМТЕК»
Год
Выручка тыс. руб.
Затраты тыс. руб.
Чистая прибыль тыс. руб.
2010 84 154 74 203 9 951 2011 95 357 84 380 10 977 2012 89 574 79 740 9 834 2013 97 895 87 770 10 125 2014 105 475 94 373 11 102 2015 112 354 100 229 12 125