Файл: Использование методики кластерной оценки для оптимизации образовательного процесса в моу сош 37.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование методики кластерной оценки для оптимизации образовательного процесса в МОУ СОШ № 37
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 г.Комсомольска-на-Амуре с сентября 2010 года участвует в работе по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С 1 сентября 2012 года нашей школе присвоен статус пилотной (апробационной) площадки по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В школе создана модель образовательной системы «Ступени успеха», деятельность которой направлена на формирование личности с позитивной мотивацией и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.Одна из центральных линий работы по нашей модели связана с оценкой качества образования. Работая над этой проблемой, мы пришли к следующим выводам.
Способы оценки качества образования можно условно разделить на два вида: линейный и кластерный.
Традиционная линейная система оценки качества образования на уровне класса (школы) позволяет определить место отдельного ученика в классе. Такой рейтинг констатирует только результативность, не учитывая другие условия, влияющие на результат. Нет возможности выявить реальное состояние результатов по каждому ученику и отследить их динамику. Таким образом, невозможно эффективное применение административных воздействий и коррекции работы. Линейная система мониторинга не является тонким инструментом управления качеством образования и не может максимально обеспечить успешное функционирование школы, работающей в режиме развития.
В нашей школе ведется работа по новой для образовательных учреждений нашего города методике - кластерной модели. От простого мониторинга качества знаний, учитывающего только результат, кластерная модель отличается тем, что позволяет вскрывать внутренние связи между различными факторами, влияющими на качество образования, а так же целостно увидеть картину развития каждой личности на разных ступенях успеха, что и предусматривает на образовательная модель.
Название кластерный анализ происходит от английского слова cluster – гроздь, скопление. Главное назначение кластерного анализа – разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные группы или кластеры.Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет: объединять оцениваемые объекты в группы (кластеры) по
определенным характеристикам и признакам;производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков; вскрывать внутренние связи между условиями учебного процесса, его организацией и конечным результатом. Кластерный анализ – это результат совместной работы администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, психолога, родителей учащихся.
Кластерная методика оценки качества образования предполагает оценку трех основных составляющих качества образования: условий, процесса и результата.В результате кластеризации получаем девять кластеров (табл.) с различными сочетаниями значений показателей процесса и результата. «Управленческая решетка» — это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная — его ориентацию на отношения между объектами в процессе выполнения задания.
Р езультат Процесс | Низкий | Средний | Высокий |
Низкий | 1 кластер | 2 кластер | 3 кластер |
Средний | 4 кластер | 5 кластер | 6 кластер |
Высокий | 7 кластер | 8 кластер | 9 кластер |
Опираясь на материалы межрегионального семинара «Оценка качества начального образования в условиях реализации ФГОС», проводимого в ХК ИРО и на свою работу в этом направлении, были сделаны выводы, что в основе кластеризации (распределения классов на группы – кластеры) лежат три блока группообразующих параметров:
-
Характеристики «входа» (показатели ресурсов и условий учащихся класса).
За основу взяты следующие показатели ресурса учащихся:
Показатели ресурса | Количество баллов | Баллы |
1. Ресурсы обучаемости (СОУ)* | Высокая 5 б. (от90 %) Средняя 4 б (60-90%) Низкая 3 б (менее 60%) | |
2. Социальный статус: | Благополучная семья 3 б Неблагополучная 0 б Нейтральная 1 б. | |
3. Внеурочная деятельность | Постоянно 3 б Периодически 1 б Не занимается (-3б) | |
4. Здоровье: | 1 группа 5 б 2 группа 3 б 3 группа 2 б | |
5. Сформированность воспитанности | Высокая 3 б. Средняя 2б Низкая 1 б | |
Общее количество баллов | | |
( слайд 8)Ресурсы обучаемости вычисляются следующим образом:
Результат: низкий уровень – менее 5 баллов,
Средний уровень – 5-10 баллов,
Высокий уровень – более 10 баллов.
-
Характеристики «процесса» (характеристики процесса обучения).
Показатели процесса | Количество баллов | Баллы |
| Высокая 5 б. (от90 %) Средняя 4 б (60-90%) Низкая 3 б (менее 60%) | |
| Школьный 0,5 б Муниципальный 1 б Региональный 3 б | |
| Школьный 0,5 б Муниципальный 2 б Региональный 5 б | |
| Повысил 3 б Понизил (-3б) | |
5. Участия в общественных мероприятиях: | За каждое мероприятия 1 б. | |
Общее количество баллов | | |
Результат: низкий уровень – менее 10 баллов,
Средний уровень – 10-15 баллов,
Высокий уровень – более 15 баллов.
-
Характеристики «результата». Перед нами стоит задача: исследовать условия, в которых занимается каждый ученик школы (класса), показатели его учёбы и поместить в соответствующий кластер (клетку), а затем проанализировать результаты. В 2012/2013 учебном году в 5 классах у нас обучалось 78учащихся, по кластерной системе мы отработали с 5 а классом.
Результаты 5 «а» класса за 3 четверть:
Показатели ресурса | Низкий уровень (менее 5 баллов) | Средний (5-10 баллов) | Высокий (более 10 балов) |
Показатели процесса | |||
Низкий (менее 10 баллов) | | | |
Средний (10-15 баллов) | | | |
Высокий (более 15 баллов) | | | |
Кластерная система позволяет взглянуть на каждого ученика не только комплексно, но и проследить динамику по каждому ученику, сравнив его результаты с другими четвертями, что поможет учителю скорректировать работу с учеником.
Благодаря кластерной системе мы наглядно видим место каждого ученика в классе.Для ученика такая система может стать дополнительным стимулом к повышению мотивации. Учителю гораздо легче осуществить индивидуальный подход к ребёнку, зная его возможности и результаты, определить уровень требований и поощрений, стимулировать мотивацию к учёбе, выявить проблемы учеников.
Таким образом, выбранная нами кластерная модель оценки качества системы образования позволит нам решить следующие задачи:
1. Сформулировать проблемы учащихся в классе (школе), найти причины и указать пути решения данных проблем.
2. Выявить сильные и слабые стороны учащихся и на этой основе определить приоритеты развития;
3. Выработать необходимые действия, способствующие решению имеющихся проблем и направленные на повышение качества образования.
4. Дать возможность администрации, классным руководителям, родителям осуществлять помощь в решении проблем обучения учащимся, а так же скорректировать их совместную работу.
Спасибо за внимание!