Файл: Использование методики кластерной оценки для оптимизации образовательного процесса в моу сош 37.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование методики кластерной оценки для оптимизации образовательного процесса  в МОУ СОШ № 37
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 г.Комсомольска-на-Амуре с сентября 2010 года участвует в работе по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С 1 сентября 2012 года нашей школе присвоен статус пилотной (апробационной) площадки по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В школе создана модель образовательной системы «Ступени успеха», деятельность которой направлена на формирование личности с позитивной мотивацией и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.Одна из центральных линий работы по нашей модели связана с оценкой качества образования. Работая над этой проблемой, мы пришли к следующим выводам.

Способы оценки качества образования можно условно разделить на два вида: линейный и кластерный.

Традиционная линейная система оценки качества образования на уровне класса (школы) позволяет определить место отдельного ученика в классе. Такой рейтинг констатирует только результативность, не учитывая другие условия, влияющие на результат. Нет возможности выявить реальное состояние результатов по каждому ученику и отследить их динамику. Таким образом, невозможно эффективное применение административных воздействий и коррекции работы. Линейная система мониторинга не является тонким инструментом управления качеством образования и не может максимально обеспечить успешное функционирование школы, работающей в режиме развития.

В нашей школе ведется работа по новой для образовательных учреждений нашего города методике - кластерной модели. От простого мониторинга качества знаний, учитывающего только результат, кластерная модель отличается тем, что позволяет вскрывать внутренние связи между различными факторами, влияющими на качество образования, а так же целостно увидеть картину развития каждой личности на разных ступенях успеха, что и предусматривает на образовательная модель.

Название кластерный анализ происходит от английского слова cluster – гроздь, скопление. Главное назначение кластерного анализа – разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные группы или кластеры.Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет: объединять оцениваемые объекты в группы (кластеры) по
определенным характеристикам и признакам;производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков; вскрывать внутренние связи между условиями учебного процесса, его организацией и конечным результатом. Кластерный анализ – это результат совместной работы администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, психолога, родителей учащихся.

Кластерная методика оценки качества образования предполагает оценку трех основных составляющих качества образования: условий, процесса и результата.В результате кластеризации получаем девять кластеров (табл.) с различными сочетаниями значений показателей процесса и результата. «Управленческая решетка» — это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная — его ориентацию на отношения между объектами в процессе выполнения задания.

Р езультат

Процесс

Низкий


Средний


Высокий


Низкий

1 кластер

2 кластер

3 кластер

Средний

4 кластер

5 кластер

6 кластер

Высокий

7 кластер

8 кластер

9 кластер

Опираясь на материалы межрегионального семинара «Оценка качества начального образования в условиях реализации ФГОС», проводимого в ХК ИРО и на свою работу в этом направлении, были сделаны выводы, что в основе кластеризации (распределения классов на группы – кластеры) лежат три блока группообразующих параметров:

  1. Характеристики «входа» (показатели ресурсов и условий учащихся класса).


За основу взяты следующие показатели ресурса учащихся:

Показатели ресурса

Количество баллов

Баллы

1. Ресурсы обучаемости (СОУ)*


Высокая 5 б. (от90 %)

Средняя 4 б (60-90%)

Низкая 3 б (менее 60%)




2. Социальный статус:


Благополучная семья 3 б

Неблагополучная 0 б

Нейтральная 1 б.




3. Внеурочная деятельность


Постоянно 3 б

Периодически 1 б

Не занимается (-3б)




4. Здоровье:


1 группа 5 б

2 группа 3 б

3 группа 2 б




5. Сформированность воспитанности

Высокая 3 б.

Средняя 2б

Низкая 1 б




Общее количество баллов







( слайд 8)Ресурсы обучаемости вычисляются следующим образом:

Результат: низкий уровень – менее 5 баллов,

Средний уровень – 5-10 баллов,

Высокий уровень – более 10 баллов.

  1. Характеристики «процесса» (характеристики процесса обучения).

Показатели процесса

Количество баллов

Баллы

  1. СОУ




Высокая 5 б. (от90 %)

Средняя 4 б (60-90%)

Низкая 3 б (менее 60%)




  1. Участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях:




Школьный 0,5 б

Муниципальный 1 б

Региональный 3 б




  1. Призёры олимпиад, конкурсов…




Школьный 0,5 б

Муниципальный 2 б

Региональный 5 б




  1. Промежуточная и итоговая аттестация:




Повысил 3 б

Понизил (-3б)




5. Участия в общественных мероприятиях:


За каждое мероприятия 1 б.




Общее количество баллов








Результат: низкий уровень – менее 10 баллов,

Средний уровень – 10-15 баллов,

Высокий уровень – более 15 баллов.

  1. Характеристики «результата». Перед нами стоит задача: исследовать условия, в которых занимается каждый ученик школы (класса), показатели его учёбы и поместить в соответствующий кластер (клетку), а затем проанализировать результаты. В 2012/2013 учебном году в 5 классах у нас обучалось 78учащихся, по кластерной системе мы отработали с 5 а классом.

Результаты 5 «а» класса за 3 четверть:

Показатели ресурса

Низкий уровень (менее 5 баллов)

Средний (5-10 баллов)

Высокий (более 10 балов)

Показатели процесса

Низкий

(менее 10 баллов)










Средний

(10-15 баллов)










Высокий

(более 15 баллов)











Кластерная система позволяет взглянуть на каждого ученика не только комплексно, но и проследить динамику по каждому ученику, сравнив его результаты с другими четвертями, что поможет учителю скорректировать работу с учеником.

Благодаря кластерной системе мы наглядно видим место каждого ученика в классе.Для ученика такая система может стать дополнительным стимулом к повышению мотивации. Учителю гораздо легче осуществить индивидуальный подход к ребёнку, зная его возможности и результаты, определить уровень требований и поощрений, стимулировать мотивацию к учёбе, выявить проблемы учеников.

Таким образом, выбранная нами кластерная модель оценки качества системы образования позволит нам решить следующие задачи:

1. Сформулировать проблемы учащихся в классе (школе), найти причины и указать пути решения данных проблем.

2. Выявить сильные и слабые стороны учащихся и на этой основе определить приоритеты развития;


3. Выработать необходимые действия, способствующие решению имеющихся проблем и направленные на повышение качества образования.

4. Дать возможность администрации, классным руководителям, родителям осуществлять помощь в решении проблем обучения учащимся, а так же скорректировать их совместную работу.

Спасибо за внимание!