ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»
Учитель | Соколова Мария Сергеевна |
Тема урока | Фразеологизмы. |
Место работы | МКОУ «Савинская ООШ» Парфеньевский район Костромская область |
Должность | Учитель русского языка |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Название урока | Фразеологизмы |
Цель урока | формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи. |
Задачи урока | - знать понятие фразеологического оборота, отличие его от слова; - уметь давать толкование лексического значения фразеологизма; - подбирать фразеологические синонимы и антонимы; - находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения; - определять синтаксическую роль фразеологизмов. |
Технология урока | Информационно-коммуникативная |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Работа в парах, по группам. |
Программное содержание | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. |
План изучения нового материала | 1.Что такое фразеология и фразеологизм 2. Нахождение в тексте фразеологизма и объяснение его значения. 3. Работа со словарём. |
Основные понятия | Фразеология, фразеологизм. |
Оборудование урока | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6кл. – М.: Просвещение, 2018, рабочая тетрадь, фразеологический словарь, раздаточный материал |
Домашнее задание |
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Содержание урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) | |
1 | Организационный момент | | | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку. | Подготовка класса к работе. Личностные ре зультаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 2 | |
| Актуализация знаний | Разминка. Кроссворд. Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока. Кроссворд. 1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика) 2.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии.(Профессионализмы) 3.Часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы «Как? Где? Куда? Откуда?» (Наречие) 4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.( Союз) 5. Слова, которые употребляют люди той или иной местности. Диалектизмы. 6. Речь двух или нескольких человек. (Диалог) 7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. (Предлог) 8. Раздел науки о языке, который изучает постановку ударения в словах. (Орфоэпия) 9. Речь одного человека. (Монолог) 10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис) 11. Знак препинания, который отделяет однородные члены предложения. Запятая. 12. Раздел науки о языке, который изучает слова как части речи. (Морфология) Какое слово получилось в результате? Фразеологизм. Так какова же сегодня тема нашего урока? А какую цель мы можем перед собой поставить? Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём? Самооценка «Линейка моих результатов». | 1.Слайд 1, 2, 3. Определение темы урока, постановка цели, задач урока. | Раздаёт задания кроссворда, контролирует выполнение задания. | Работа в паре. Разгадывают кроссворд, совместное обсуждение ответов. Формулируют тему и цель урока. Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат. | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | 3 | |
2 | ||||||||
3 | Знакомство с новым материалом | Сравнительный анализ двух предложений: 1.Ребята работали на пришкольном участке не покладая рук, и поэтому задание они выполнили раньше срока. 2.Все работали усердно. -Найдите в этих предложениях слова, близкие по лексическому значению? - Как вы понимаете значение слов «не покладая рук»? - Можем ли мы это выражение разбить на отдельные слова, чтобы его смысл остался тем же? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: это сочетание слов является неделимым, то есть обозначающим нечто целое по смыслу. Такое сочетание слов и называется фразеологическим оборотом. Определение синтаксической роли фразеологизмов - Какова синтаксическая роль фразеологизма в этом предложении? А сейчас попробуйте сформулировать, что такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль в предложении. Сравним наше определение с тем, что есть в учебнике. Работа со словарной статьёй учебника. | 2. Слайд 4,5 Сравнение предложений, работа с фразеологизмами, определение синтаксической роли фразеологизмов в тексте. 3.Слайд 5 Определение фразеологизмов. | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов. | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод. | Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | | |
4 | Физминутка | Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. | | Предлагает учащимся выполнить задания физминутки. | Выполняют задания физминутки | | 2 | |
5 | Закрепление изученного материала | Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов. Задание: выразительно прочитайте стихотворение В. Суслова, найдите фразеологические обороты и объясните их значение. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно, Примеры тут можно найти без труда. Возьмем хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы праве сказать наперед: Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет. А утки и гуси сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? Воды в рот набрал. Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Самооценка «Линейка моих достижений» | 4. Слайд 6. Работа в парах. Найди в стихотворении фразеологизмы, выпиши их в тетрадь. | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Находят фразеологизмы в тексте, пытаются объяснить их значения Наблюдение над использованием фразеологизмов в художественной литературе. Чтение отрывков, нахождение фразеологизмов, объяснение лексического значения. Записывают в тетради фразеологические обороты. Взаимопроверка. Рисуют линейку на полях и оценивают свой результат. | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | 13 | |
| | Знакомство и работа с фразеологическим словарем Найти в словаре и объяснить значение фразеологизмов. Указать источник появления в русском языке данного фразеологизма.
Игра «Аплодисменты» - Отметьте хлопком фразеологический оборот. золотые руки - золотые зубы медвежья берлога – медвежья услуга сбивать с толку – сбивать с дерева дрова разгорелись - глаза разгорелись горькая правда – горькое лекарство приходить в школу – приходить в голову | 5.Слайд 6, 7,8 «Работа со словарём» «Подбери синонимы» «Найди антонимы» | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания. Работают со словарями, анализируют словарную статью, выступают с сообщением перед классом. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение | 13 | |
6 | Подведение итогов | Отвечают на вопросы:
Называют ключевые слова темы. | 1.Слайд 11 | Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. | Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности | 5 | |
6 | Домашнее задание |
| 1.Слайд 12 | Комментирует домашнее задание | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. | | 2 |