Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГАПОУ НСО
«Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»
Домашняя контрольная работа
по дисциплине
«Теория и методика экологического образования дошкольников»
Лапицкой Вероники Витальевны Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование Курс V группа 513-2020 Форма обучения: заочная
2023
Содержание
1.Значение и место уголка природы в эколого-педагогическом процессе ДОУ...............................................................................................................3стр
2. Размещение и оборудование уголка природы.....................................5стр
3. Особенности подбора комнатных растений в уголки природы разных возрастных групп, методика ознакомления с ними.................................6стр
4. Ведение календарей природы в разных возрастных группах.............8стр
5. Приложение...........................................................................................13стр
Значение и место уголка природы в эколого-педагогическом процессе ДОУ
Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных. растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых.
В д/у создаются уголки природы для:
1. Организации деятельности детей:
постоянного общения детей с растениями и животными
проведения интересных наблюдений за растениями и животными,
организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года (полив, рыхление, удаление пыли, размножение растений, посев, посадка, кормление животных, уборка клеток, и т.д.)
для организации игровой деятельности (игры с комнатными растениями направлены на закрепление знаний о внешнем виде растений, их названий и особенностей строения)
для организации экспериментальной деятельности детей.
2. Умственного воспитания детей:
в уголке природы сосредоточивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание
в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы, постепенно у детей формируются прочные осознанные знания о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения и т.д.),
дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности
на основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются познавательный интерес к природе
формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.
3. Нравственное воспитание детей:
формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие и т.д.
формируются нравственные (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к природе
дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным.
4. Эстетическое воспитание детей:
красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия.
эстетические чувства
5. Трудовое воспитание детей
формируются знания об орудиях труда по уходу за растениями и животными
формируются навыки и умения ухода за растениями и животными
6. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату.
Размещение и оборудование уголка природы
В д/у уголок природы организуется для каждой группы отдельно. Расположить его можно в групповой комнате или в раздевальном помещении.
Последний вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители могут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и д/у.
2. Объекты уголка природы размещаются в светлой части комнаты так, чтобы они хорошо были освещены. Окно для уголка природы должно быть обращено на юго-запад, юг или юго-восток.
3. Объекты уголка природы размещаются на низких столах и подоконниках, чтобы они не загораживали свет из окна.
4. К каждому объекту должен быть свободный подход для наблюдений и ухода за ним.
5. Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.
Так, одни комнатные растения – растения субтропиков и пустынь (герань, кактусы и др.) нуждаются в большем количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие – обитатели тропических лесов и болот (например, традесканция, аспидистра, плющ, узамбарская фиалка, бегония) плохо переносит прямые солнечные лучи, их помещают в затененное место, около окон северной стороны, в простенках между окнами.
Растения уголка не следует располагать около открывающихся для проветривания окон, форточек, около источников отопления, так как резкие колебания температуры вредны для них.
При размещении растений необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.
Особенности подбора комнатных растений в уголки природы разных возрастных групп, методика ознакомления с ними
Младшая группа.
Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие четко выраженные основные части стебель, листья ярко – обильные и долго цветущие. Это обыкновенная или зональная герань, вечно цветущая бегония, бальзамин, аспидистра, фикус, фиалки и так далее.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносится 3 – 4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, в том, чтобы дети могли научиться находить одинаковые растения.
Средняя группа.
Усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддерживания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают алоэ или аспарагус или агаву, бегонию – реже, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.
Старшая группа.
Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия.
Подготовительная группа.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости от условий их обитания в естественной среде. В уголке природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве. Кактусы (1 – 2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящийся в это время на родине в относительном покое – герани, фуксии и другие. В зависимости от условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых – амариллия, кливия, драцена. Первый период зимы для этих растений – период покоя, в это время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.
Ведение календарей природы в разных возрастных группах
Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Значение ведения календарей природы:
Формируют умение видеть и наблюдать характерные изменения в живой и неживой природе.
Способствуют формированию умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями природы.
Позволяют систематизировать знания детей о видовом разнообразии птиц, росте и развитии живых организмов, сезонных изменениях в природе.
Формируют способность к схематичному изображению объектов и явлений природы.
Развивают воображение дошкольников.
Младшая группа
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы - это набор цветных картинок по каждому сезону, на которых изображены основные погодные явления – солнечно, пасмурно, осадки, ветрено. На всех картинках должен быть один и тот же пейзаж, но в разных погодных условиях. Это даст возможность понять происходящие изменения.
Должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью куклы воспитатель показывает детям степень тепла и холода. Кроме того, в деятельность детей вносится игровой элемент.
Используют изображения кормушки с прорезями для карточек. На карточках изображены наиболее распространённые и доступные для восприятия детей птицы (зимующие). Методика работы с календарём наблюдений за птицами та же, что и с календарём наблюдений за сезонными изменениями природы. Фиксация наблюдений осуществляется каждый день, вечером карточки убирают.
Средняя группа
Календарь должен быть несложным по предложенному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулке, экскурсии.
Это может быть игрушка – пособие «Какая сегодня погода?» На плотном куске картона с укреплённой в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различных, но типичных для определённого сезона состояний погоды (солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, снежно и др.). Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку – пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой.
Наиболее простым вариантом являются уже использованная в младшей группе серия цветных картинок и картонная кукла большей величины чем в мл. группе. Несколько изменятся их оформление и методика использования (по Николаевой С.Н.).
Серия цветных картинок изготавливается самим воспитателем. На них изображено одно и то же дерево в разных сезонных состояниях (в начале, середине и конце сезона) и в двух вариантах: на ветру и в безветренную погоду. Покров земли также характерен для времени года и того или иного периода. Так, под деревом могут быть зелёная трава, опавшие листья, голая земля, лужи, снег.
Вводятся условные изображения птиц. Например: синица – жёлтый круг, воробей – коричневый круг и т.д. увеличивается количество наблюдаемых объектов.
Наблюдение за птицами, а следовательно, и фиксация в календаре осуществляется в течение 2-х недель. Воспитатель обращает внимание на поведение птиц, на то, где птицы кормятся – на кормушке, под кормушкой, сколько птиц прилетело на участок.