ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция № 1
Тема: « Основные закономерности роста и развития детей и их гигиеническое значение. Физическое развитие, методы исследования и оценки. Влияние социально-экономических экологических и природных факторов на физическое развитие и состояние здоровья детской популяции».
-
Учебные цели лекции:
-
Закрепить теоретические знания о факторах и условиях окружающей среды, которые влияют на процессы формирования здоровья детей. -
Усвоить закономерности роста, развития детского и подросткового организма, основные критерии и показатели состояния здоровья детей и подростков.
-
План лекции:
-
Подготовительный этап. Организационные мероприятия, определение актуальности темы, озвучивание мотивации и учебных целей лекции. -
Основной этап. Изложение лекционного материала по плану.
1. Вступление.
2. Основные закономерности роста и развития детей и их гигиеническое значение.
3. Возрастная периодизация.
4. Физическое развитие, методы исследования и оценки.
5. Влияние социально–экономических экологических и природных факторов на физическое развитие и состояние здоровья детской популяции.
6. Акселерация, децелерация, гипотезы о причинах.
2.3. Заключительный этап. Резюме лекции, общие выводы. Ответы на возможные вопросы.
-
Технические средства обучения. Для чтения лекции используется мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация. -
Методы активизации студентов во время изложения лекционного материала:
освещение проблемных ситуаций с помощью статистических фактов, законодательных актов, демонстрирующих лекционный материал, ситуационные задачи.
Факт.
Определение степени физического развития ребенка – дело государственное и основывается на показателях здоровья, разработанных Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ.
В Москве по данным диспансеризации за 2003 г из 1,3 млн. обследованных детей дошкольного и школьного возраста к 1 группе здоровья отнесено 37,6% детей; ко 2-й – 53,2% и к 3-й - 9,2%. По сравнению с предыдущими годами отмечается рост числа детей 1-й группы и уменьшение детей 3-й группы. В то же время в 1-й класс приходит 10% детей с хроническими заболеваниями и к 14 годам их становится уже 20%, а среди выпускников – 30%.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность.
Задача №1.
В ходе углубленного медицинского обследования школьника 11 лет установлено, что он часто (почти ежемесячно) болеет острыми респираторно-вирусными заболеваниями, страдает миопией слабой степени и кариесом. Длина тела ученика составляет 133,5 см, масса тела - 23,5 кг, окружность грудной клетки - 59,2 см. Определите, к какой группе здоровья относится школьник, оцените физическое развитие ученика методом сигмальних отклонений и постройте профиль физического развития.
5. Содержание лекционного материала (тезисы лекций).
Физическое развитие детей и подростков оценивают на основании определения соматоскопических (антропоскопических), соматометрических (антропометрических) и физиометрических показателей и дальнейшей оценки с помощью метода сигмальних отклонений, по шкалам регрессии, с использованием комплексного и центильного методов.
К соматоскопическим показателям относят состояние кожных покровов и слизистых оболочек, степень жироотложения, характеристики опорно-двигательного аппарата (скелет, форма грудной клетки, позвоночника, ног и стоп), а также признака полового созревания (оволосение подмышками и на лобке, развитие молочных желез у девушек, оволосение на лице, развитие щитовидного хряща гортани, мутация голоса у юношей)
Основными соматометрическими показателями считают длину и массу тела, окружность грудной клетки и другие окружности (головы, плеча, бедра и т.п.), которые определяют на основании использования специальных антпропометрических точек
К физиометрическим показателям относятся мышечная сила кистей, жизненная емкость легких, становая сила и другие.
Для определения длины телав положении стоя и сидяиспользуют деревянный ростомер, который представляет собой стояк длиной 2 м, закрепленный на подставке размером 70 x 45 см, с откидной лавкой на высоте 40 см, предназначенный для измерения роста сидя. На стояке нанесено две колонки сантиметровых делений. Отсчет по первой из них начинается от подставки, отсчет по второй - от откидной
лавки. На стояке закреплена передвижная муфта с горизонтальной планшеткой, которую во время исследования опускают до теменной кости обследуемого.
В случае измерения длины тела стоя обследуемый должен стать спиной к планке, удерживая пятки вместе, носки врозь касаясь ее тремя точками пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова обследуемого должна быть в таком положении, чтобы линия, которая соединяет нижний край глазной ямки и верхний край уха, была параллельной полу.
Для измерения массы тела следует использовать медицинские весы.
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха (лента впереди должна проходить по нижнему краю соскового кольца у мальчиков и вдоль четвертого ребра у девочек, сзади между нижним краем лопаток при опущенных руках).
Для определения жизненной емкости легких используют водяной или пневматический спирометр, для определения мышечной силы рук – ручной динамометр, для определения становой силы становой динамометр. При этом регистрируют максимальный результат.
Оценку физического развития проводят на основании сопоставления индивидуальных данных с региональными стандартами физического развития, т.е. со средними нормативными значениями для каждой отдельной возрастно-половой группы, которые отражают уровень физического развития детей и подростков.
-
Тема следующей лекции и материал для самоподготовки. Здоровье детского и подросткового населения, условия его формирования Показатели состояния здоровья детей и подростков, методы и принципы изучения, анализа оценки, прогнозирование. Социальные аспекты здоровья детей. Группы риска. Социально-гигиенический мониторинг за здоровьем детского населения.
Вопросы:
-
Показатели состояния здоровья, методы и принципы изучения, анализа оценки, прогнозирование. -
Инвалидность детского населения. Заболеваемость детского населения, возрастные особенности. -
Понятие о группах здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. -
Особенности формирования заболеваний у детей. -
Социальные аспекты здоровья детей. -
Группы риска, методология оценки риска в развития патологии среди детского населения. -
Социально-гигиенический мониторинг за здоровьем детского населения.
-
Литература.
7.1. Основная литература.
1. Маталыгина О.А., Булатова Е.М.. Основы педиатрии и гигиены: учебник. – Ст-П: Питер. - 2015. – 368 с.
2. Наумов И.А., Сивакова С.П., Зиматкина Т.И. Общая и военная гигиена. Пособие для студентов лечебного факультета в 3-х ч., ч. 1. – Гродно: ГрГМУ. - 2013. – 424 с.
3. Наумов И.А. Общая гигиена. Лекции для студентов факультета иностранных учащихся / – Гродно: ГрГМУ. - 2013. – 336 с.
4. Латышевская Н.И., Яцышена Т.Л. с соавт. Общая гигиена. Учебное пособие. — Волгоград: ВолгГМУ. - 2013. — 216 с.
5. Латышевская Н.И., Герусова Г.П. с соавт.. Гигиена. Учебное пособие. — Волгоград: ВолгГМУ. - 2013. — 163 с.
6. Латышевская Н.И., Герусова Г.П. с соавт. Гигиена. Часть II. Гигиена лечебно-профилактических организаций. Гигиена труда. Гигиена детей и подростков. Учебное пособие. — Волгоград: ВолгГМУ. - 2013. — 166 с.
7. Латышевская Н.И., Герусова Г.П. с соавт. Гигиена. Часть I. Гигиена окружающей среды. Гигиена питания. Учебное пособие. — Волгоград: Бланк. - 2012. — 134 с.
8. Апанасенко, Г.Л. Вода и еда: правила здоровья / Г.Л. Апанасенко, К.: Медкнига, 2010. - 72 с.
9. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: учебное пособие для студ. УСПО, обуч. по спец. "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Фармация", "Сестринское дело" по дисциплине "Гигиена и экология человека" / В.И. Архангельский. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 176 с.
10. Архангельский, В.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник для студ. обуч. по спец. "Лечебное дело" / В.И. Архангельский под редакцией Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 751 с.
7.2. Дополнительная литература.
1. Нагирная Л.Н., Титова Ю.В., Транковская Л.В., Скварник В.В., Шепарев А.А. Гигиенические требования к организации школьного питания. — Владивосток: Медицина ДВ. - 2015. .— 129 с.
2. Латышевская Н.И., Герусова Г.П., Яцышена Т.Л. Гигиена и экология человека. Учебное пособие для студентов специальности «Медицинская биохимия». - Волгоград: ВолгГМУ. - 2015. — 172 с.
3. Апанасенко Г.Л. Санологія (медичні аспекти валеології): підруч. для лікарів-слухачів закладів (фак-тів) післядиплом. освіти ВНМЗ України ІІІ-ІV рівнів акредитації / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова, А.В. Магльованний. - К. - Львів : Кварт, 2011.
4. Бабієнко В.В.Введення в профілактичну медицину. Методологічні та історичні аспекти: навч. посібник / В.В. Бабієнко, А.М. Гринзовський, Ю.М. Ворохта. - К. : Слово, 2012. - 230 с.
5. Гигиена и экология в терминах, таблицах и тестах: учеб. пособ. для студ. ВМУЗ IV уровня аккредитации / В.Ф. Москаленко, А.П. Яворовский, Д.О. Ластков и др. ; под ред. В.Ф. Москаленко. - К. : Медицина, 2012. - 207 с.
7.3. Электронно-библиотечный ресурс
Электронная учебная библиотека ГУ ЛГМУ
Консультант студента. ВПО. СПО [Электрон. ресурс]: ЭБС. – М.: ООО «ИПУЗ». - Режим доступа: http://studentlibrary.ru/, не ограничен
Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России. - Режим доступа: http://www.femb.ru/feml/ [6.11.2014]
Электронная библиотека 1-го МГМУ им. И. М. Сеченова. - Режим доступа: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - Режим доступа: http://window.edu.ru [6.11.2014]
http://www.scsml.rssi.ru [6.11.2014] Научная электронная библиотека. - Режим доступа: http://elibrary.ru [6.11.2014]
ClinicalKey [Electronic resource] / Elsevier Inc., Reed Elsevier. – Electronic data. – Philadelphia: Elsevier Inc, PA, 2015. – Режим доступа: https://www.clinicalkey.com/, ограниченный [10.12.2014]