Файл: Обслуживание локомотивов бригадами, нормирование их труда и отдыха.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО УрГУПС)


Кафедра «Электрическая тяга»

ЭССЕ

по дисциплине: «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава»

по теме: «Обслуживание локомотивов бригадами, нормирование их труда и отдыха»
Руководитель: Выполнил:

профессор, д.т.н. студент гр. ПСт-518 (З)

Буйносов А.П. Попов Г.А.
Екатеринбург

2020

Введение

Основная трудовая деятельность локомотивных бригад протекает в кабине локомотива, которая является ее рабочим местом (по специфике труда — рабочим местом оператора).

Рабочее место локомотивной бригады оборудуется в соответствии с требованиями, которые определяют габаритные размеры кабины локомотива, планировку помещения (расположение пульта управления, кресел машиниста и его помощника, шкафов, дверей), размещение и конструкцию органов управления локомотивом (рычагов и штурвалов контроллера или главного переключателя, рукояток тормозных кранов, переключателей, кнопок, педалей и т.д.), средств отображения информации (индикаторов, сигнализаторов, табло, указательных знаков) в рабочей зоне.

Размеры кабины и размещение в ней оборудования выбраны с учетом одновременного присутствия трех человек — машиниста, его помощника и машиниста-инструктора. Кресла для машиниста и помощника должны иметь определенные габаритные размеры и регулироваться по высоте, а сиденья кресел обладать необходимой упругостью.
Основная часть
Режим труда и отдыха во многом определяется способом обслуживания локомотивов бригадами. На железных дорогах известны следующие способы: сменный, прикрепленный, турный, комбинированный.

При сменном способе локомотивы обслуживаются сменными бригадами, назначаемыми на работу по мере окончания отдыха, при этом создаются условия для работы на удлиненных участках обращения.

При сменном обслуживании локомотивов применяются плечевая и накладная езда. При плечевой езде весь объем работы на закрепленном участке выполняется локомотивными бригадами данного депо. Но при этой схеме обслуживания увеличивается время нахождения бригад в пунктах оборота. Для устранения времени переотдыха в пунктах оборота локомотивные бригады отправляются пассажирами к месту жительства. Способ накладной езды заключается в обслуживании участка из двух пунктов, в этом случае устраняются недостатки, которые присущи плечевой езде.


При прикрепленном способе локомотив обслуживается определенным числом постоянно прикрепленных бригад. Локомотивные бригады несут ответственность за техническое состояние закрепленного за ними локомотива. Этот способ применяется при работе локомотивов на маневровой работе, обслуживании электро- и дизель-поездов. Недостатком прикрепленной езды является ограниченная возможность использования локомотива в зависимости от времени работы прикрепленных бригад. На тяговых плечах с отдыхом бригад в пунктах оборота локомотив непроизводительно простаивает. Кроме того, при обслуживании прикрепленными бригадами протяженность тяговых плеч ограничивается условиями допустимой продолжительности непрерывной работы бригад. Разновидностью прикрепленной езды является турная езда, когда локомотив обслуживают несколько (обычно четыре) прикрепленные бригады. Во время поездки бригады работают по очереди согласно графику, предусматривающему чередование ночных и дневных смен. Свободная от работы бригада отдыхает в специально оборудованном вагоне, прицепленном к локомотиву.

Комбинированный способ обслуживания представляет собой различные варианты применения сменного и прикрепленного способов. Он позволяет ликвидировать простои локомотивов в ожидании отдыха бригады или недоработки до месячной нормы рабочих часов.

При организации обслуживания грузовых поездов локомотивами имеет большое значение выбор рациональной длины участка обращения локомотивов и участка работы локомотивных бригад. Длина участка работы бригад устанавливается таким образом, чтобы соблюдалось положение Трудового кодекса о непрерывной продолжительности работы бригад и времени их отдыха.

Основным первичным документом по эксплуатации локомотивного парка является маршрут машиниста. Это документ, выдаваемый локомотивной бригаде на каждую поездку, а бригадам, работающим на передаточной и вывозной работе и на маневрах, — на смену. Маршрут машиниста содержит сведения о локомотиве и локомотивной бригаде, времени начала и окончания поездки, расстоянии следования, массе и составе поезда, времени в пути с выделением времени простоев и маневров на промежуточных станциях, нагоне и опозданиях, наборе и расходе топлива или электроэнергии, времени нахождения поезда на перегоне по норме и фактически.



Работа локомотивных бригад организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности локомотивные бригады назначаются на работу по вызову. Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Именные расписания являются наиболее распространенной формой планирования труда и отдыха локомотивных бригад. Именные расписания составляют раздельно для локомотивных бригад грузового и пассажирского движения. Их разрабатывают на основе графика движения поездов.

Вызывная система представляет собой систему оперативного планирования работы локомотивных бригад, которая основывается на текущих планах отправления грузовых поездов по расписанию на 4—6 ч предстоящей работы. Недостатки вызывной системы заключаются в том, что работники локомотивных бригад не могут планировать использование свободного времени после каждой поездки и им неизвестны заранее выходные дни.

Для обеспечения своевременной сменяемости и предотвращения переработки сверх нормативной продолжительности смены бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и передаточными поездами не допускается отправление этих бригад на другие железнодорожные станции, если время окончания поездки превысит установленное время смены.

По каждому пункту явки локомотивных бригад работодателем с учетом мнения представительного органа работников устанавливается предельно допустимое время нахождения локомотивных бригад на работе с момента явки, по истечении которого отправление их в поездку запрещается.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад составляет не более 7 ч при шестидневной рабочей неделе, но не более 12 ч, при работе с двукратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо основного пункта (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту их жительства). При изменении режима работы локомотивных бригад (в период действия) график сменности утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В случае доведения поезда до железнодорожной станции для смены локомотивной бригады, при необходимости, продолжительность непрерывной работы с согласия работников может быть увеличена работодателем, но не должна превышать 12 ч.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад устанавливается в соответствии с графиком движения поездов и вариантными графиками движения поездов, разрабатываемыми в связи с предоставлением «окон» в движении поездов в границах участка обслуживания во всех видах движения поездов с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм выработки.


Продолжительность непрерывной работы машинистов поездного движения, обслуживающих локомотивы без помощников, не может превышать 7 ч.

Время следования работников локомотивных бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива (поезда), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда) включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов, как правило, не может превышать 10 ч. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота локомотивных бригад суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12 ч, а непрерывной работы после отдыха — 6 ч.

Для локомотивных бригад началом рабочего времени считается момент явки к месту постоянной работы по расписанию, наряду или вызову, а окончанием — момент сдачи локомотива. Время приема и сдачи локомотива включается в рабочее время.

Таким образом, время оборота локомотивной бригады складывается из времени, необходимого для подготовки локомотива к поездке на станции основного депо и в пункте оборота локомотивной бригады, технологических перерывов, связанных с работой станции, времени ведения поезда от станции основного депо до станции пункта оборота и обратного времени и времени на экипировку и сдачу локомотива в этих пунктах.

Оборот локомотивной бригады включает следующие категории затрат рабочего времени:

а) основное время: ведение поезда по перегонам, выполнение работ на промежуточных станциях;

б) вспомогательное время: работа локомотивной бригады от отметки в маршруте машиниста о проходе контрольного поста (включительно) при выходе локомотива из депо под поезд, а при ликвидации контрольного поста — от доклада дежурному по станции (маневровому диспетчеру) и получения разрешения на въезд по поездной радиосвязи или время с момента окончания приемки локомотива на станционных путях до момента окончания опробования тормозов; работа локомотивных бригад от прибытия (как на станцию основного депо, так и на станцию пункта оборота или смены бригад) до отметки в маршруте машиниста о проходе контрольного поста (включительно) при следовании локомотива в депо, а при отсутствии контрольного поста — до получения разрешения на выезд со станции в депо (место отстоя) по радиосвязи или до момента начала сдачи локомотива при смене бригад на станционных путях;


в) время регламентированных технологических перерывов: ожидание отправления поезда после опробования тормозов до момента отправления установленного расписанием; стоянки поезда на промежуточных станциях участка, предусмотренные графиком движения поездов;

г) подготовительно-заключительное время: работы локомотивной бригады от явки на работу до выхода локомотива на контрольный пост и от прохода контрольного поста при следовании локомотива из-под поезда в депо, место отстоя до сдачи маршрута; время от явки на работу до момента окончания приемки локомотива и время от момента начала сдачи локомотива до сдачи маршрута при смене локомотивных бригад на станционных путях.

При проектировании норм времени на оборот локомотивных бригад затраты рабочего времени надлежит устанавливать согласно приведенной выше классификации, а продолжительность каждого элемента — в соответствии с действующими в ОАО «РЖД» нормативами времени на подготовительно-заключительные, вспомогательные операции локомотивных бригад.

Заключение
Нормативы времени для локомотивных бригад пригородного движения установлены в зависимости от серии моторвагонного подвижного состава и числа вагонов, эксплуатируемых в электропоездах и дизель-поездах. Нормативы времени рассчитаны для локомотивной бригады в составе машиниста и помощника машиниста.

Работа локомотивных бригад организуется на основе графика их оборота. Затраты времени нахождения локомотивной бригады в пути определяется в соответствии с графиком движения поездов, а время нахождения на станционных и деповских путях, связанное с приемом-сдачей моторвагонного подвижного состава, — по нормативам, которые также учитывают время на проходы. Затраты времени на выполнение других подготовительно-заключительных и вспомогательных операций (получение маршрута машиниста, прохождение медицинского осмотра, заправка и снятие диаграммной ленты механического, установка и снятие модулей памяти электронного скоростемера и др.) определяются по нормативам, в зависимости от серии и времени приемки-сдачи подвижного состава