Файл: Урок формирования новых знаний Вид урока урок исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема занятия: «Гражданская война и интервенция»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: урок исследование

Оборудование: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; информационные карты, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Гражданская война».

Задачи урока:

1) усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»;

2) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы;

3) усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.

Работа с терминами

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.

«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.

Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.

Учитель. (Вводное слово)

Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне »

Наша с вами задача выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма.

Для удобства в работе я предлагаю вам использовать информационную карту. Думаю, она вам поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Ход урока:

Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране, мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:

  1. Проверка домашнего задания:

1. Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.

2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.

3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./

4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/

5. Почему Ленин пошел на это?

6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./

7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/

8. Кто и когда принял этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/

9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.

10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/

11. Оно сделало это? /нет/

12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/

13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?

/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/

14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/



15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.

16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/

17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./

План:

  1. Причины гражданской войны.

  2. Этапы гражданской войны в России:

  • май – ноябрь 1918 года;

  • ноябрь 1918 – весна 1919 года;

  • весна 1919 года – весна 1920 года;

  • апрель – ноябрь 1920 года.

  1. Политика «военного коммунизма».

  2. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.

1. Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года :

  • конфискация помещичьих земель;

  • национализация промышленности;

  • создание однопартийной политической системы;

  • стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.

А что же послужило причиной интервенции?

  • Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;

  • избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;

  • отказ большевиков выплачивать государственные долги.

С какого события началась гражданская война?

Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают: восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.

2. Этапы гражданской войны в России:

23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года
был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии.

  • май – ноябрь 1918 года;

Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев

/В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/

Это события первого этапа начала гражданской войны.

** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.

Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.

В Сибири власть захватил адмирал Колчак, на севере генерал Миллер, на северо-западе Юденич, на юге Деникин.

*** весна 1919 года – весна 1920 года.

Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.

Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.

Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей.

**** апрель – ноябрь 1920 года.

В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.

К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.

Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»;

Сторонники “красных”

Сторонники “белых”

Рабочие
Малообеспеченное крестьянство

большевики


Помещики, капиталисты, торговцы
Офицерство
Зажиточное крестьянство
Казачество
Представители разных партий – от правых социалистов до монархистов.

Каковы основные идеи противоборствующих сил?

Основные идеи:

   
                      

красных”                                                 “ белых”
Защита завоеваний
Октябрьской революции    возрождение “великой, неделимой России”,
                                                         восстановление боеспособной армии для отпора большевизму.
Были еще “зеленые”,  что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта).

3.Политика «военного коммунизма».

В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:

  • национализация всей промышленности; Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.

  • централизация экономики;

  • возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;

  • запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.

  • уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;

  • всеобщая трудовая повинность;

  • продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все - излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.

Данная система мер получила название - «Военный коммунизм» - внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

4.Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.

Окончанием гражданской войны считается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.

Причины победы “красных”: