Файл: Стрессфакторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра Лингвистика

Форма обучения: заочно-дистанционая


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Физическая культура и спорт

Реферат на тему:

«Стресс-факторы в процессе учебы студентов и средства их нейтрализации с помощью физических упражнений».



Группа

Студент
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. «Теоретические аспекты понятия стресса в жизни студента»……….5



  1. Сущность понятия «стресс». Разбор понятий «дистресс» и «эустресс»……………………………………………………………..……5

  2. Виды стресса у студентов и факторы возникновения учебного стресса………………………………………………………………………7


Глава 2. «Методы борьбы со стрессом»………………………………………...8



  1. Физические упражнения, как метод борьбы со стрессом……………….10

  2. Примеры видов спорта и физических упражнений, снижающих стресс…………………………………………………………………….….11


Заключение…………………………………………………………………….....15

Список использованной литературы………………………………………..….16

Введение.

Учебная деятельность студентов высших учебных заведений является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Повышенная мобилизация внутренних ресурсов, их перенапряжение могут приводить к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического и соматического здоровья. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, следовательно, проблема учебного стресса у студентов весьма актуальна.

Исследования наглядно демонстрируют, что систематическое использование дозированных физических упражнений будет содействовать улучшению функционального состояния и позволят снизить стресс у студентов. Таким образом, эффективным средством совершенствования функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности студентов, снижения стресса, выступают регулярные занятия физкультурой и спортом.


Цель реферата - исследовать стресс-факторы в процессе обучения студентов в учебном заведении и средства нейтрализации их при помощи физических упражнений.

В соответствии с выдвинутой целью, в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

1.проанализировать имеющуюся литературу, согласно цели работы;

2.рассмотреть стресс-факторы у студентов;

3.изучить воздействие физических упражнений на нейтрализацию последствий стресса у студентов;

В процессе написания реферата, применялись методы анализа литературных источников, проанализировав которые была определена роль физических упражнений в нейтрализации у студентов стресс-факторов.

Глава 1. «Теоретические аспекты понятия стресса в жизни студента».



  1. Сущность понятия «стресс». Разбор понятий «дистресс» и «эустресс».


В психологии понятие стресса  рассматривается с многих точек  зрения. Г. Селье рассматривал стресс, как неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или нервной системы в целом. Неспецифическая реакция – всегда определенный, одинаковый комплекс физиологических изменений живого организма в ответ на предъявленное ему требование. Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия называется общим адаптационным синдромом, или стрессом [6].

Под стрессом мы, вслед за В.А. Бодровым, понимаем функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы. Не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида [1].

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. Таким образом, стресс возникает только тогда, когда студент оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.


У стресса можно выделить две формы:

а) стресс полезный - эутресс,

б) стресс вредоносный - дисстрес.

Чаще всего под стрессом понимаю реакции именно на негативные воздействия внешней среды или  внешних факторов.

Чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий:

- Положительный эмоциональный  фон;

- Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

- Одобрение действий индивидуума  со стороны социальной среды;

- Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса [6].
Переход стресса в дистресс возможен при отсутствии этих факторов, или же при наличии других, как объективного, так и субъективного характера:



  1. Эмоционально-когнитивные  факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации, чувство  беспомощности перед возникшей  проблемой и т.д.;

  2. Чрезмерная сила стресса, повышающая адаптационные возможности организма;

  3. Большая продолжительность  стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.


Кроме этого, стресс является  важнейшим  инструментом тренировки и закаливания  человека, так как он помогает повышению сопротивляемости психики  и организма в целом, тренируя его приспособительные механизмы. Г. Селье писал: "Вопреки  расхожему мнению мы не должны, да и  не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию  жизни" [6].

  1. Виды стресса у студентов и факторы возникновения учебного стресса.


Выявлен целый спектр факторов возникновения учебного стресса у студентов вуза: большая учебная нагрузка, жизнь вдали от родителей, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, нежелание учиться, разочарование в профессии, строгие преподаватели и др.

Для студента вуза проблемами и трудностями также могут быть следующие факторы: недостаток сна; несданные вовремя работы; большое количество пропусков; плохая успеваемость по определенной дисциплине; плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум) [2].


Интересные выводы были сделаны Котовой Г.Н. в ходе социально-гигиенического мониторинга влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде (исследование проводилось методом анонимного анкетирования среди молодых людей (1500 человек) в возрасте 16-29 лет, обучающихся в различных типах образовательных учреждений на территории Липецкой области в 2000 и 2010 гг.) [4].

Результаты медико-социального исследования показали, что за последние 10 лет значительно возросла частота учебных стрессов от неудовлетворенности студентов выбранной специальностью.

Котова Г.Н утверждает, что сложившиеся в последние десятилетия факторы «материального» обеспечения обучения и фактор психосоциального благополучия стали более существенными социально-гигиеническими факторами образа жизни молодых людей [4].

Наиболее резко выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс. В последние годы получены убедительные доказательства того, что он оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов.

Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Селье, Ю.В. Щербатых выделил три «классические» стадии, отражающие процесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов [7].



  1. Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситуацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождается избыточной мобилизацией всех ресурсов организма.

  2. На второй стадии (адаптации), которая наступает после получения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями. Такой уровень его функционирования является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных ресурсов.

  3. Если организму в течение некоторого времени не удается приспособиться к экстремальному фактору, а ресурсы истощились (например, билет попался очень трудный), то наступает третья стадия – истощения.


Эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке – на протяжении всей сессии, где фаза тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а фаза истощения может развиться к концу сессии [3].


Стресс, связанный с учебой, наиболее выражен у студентов младших курсов, затем его уровень уменьшается, достигая наименьшего значения у выпускников. Наиболее частые проявления учебного стресса – плохой сон, ощущение постоянной нехватки времени, плохое настроение, депрессия, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Наименее частые – затруднение дыхания, проблемы с желудочно-кишечным трактом, головная боль, нарушение социальных контактов, проблемы в общении, напряжение или дрожание мышц.

Глава 2. «Методы борьбы со стрессом».



  1. Физические упражнения, как метод борьбы со стрессом.


Под влиянием сильных эмоциональных воздействий возникает состояние стресса. Как мы выяснили в первой части работы, к числу отрицательных  факторов, вызывающих его у студентов, можно отнести проблемы в семье, общежитии, обиду, тоску, неустроенность в жизни, подавленный гнев, незаслуженное  оскорбление, сильный страх, дефицит  времени, резкие перемены в условиях жизни, к которым нельзя быстро приспособиться. Но не всякий стресс вреден. Существует эустресс - положительный стресс, мобилизующий организм для приспособления к новым  условиям. "Плохой" стресс - дистресс является главной причиной возникновения  неврозов. Возникновение неврозов зависит  от того, как стресс-факторы  воспринимаются личностью.

Анализ данных о возникновении  и течении заболеваний, связанных  со стрессами, показал, что основную роль играет не сам стресс, а отсутствие активности, направленной на изменение  возникшей ситуации. Отрицательное  воздействие стресса усиливается, если человек больше сосредоточен на своем напряжении, чем на вопросе - "Что можно сделать со стрессом?". Для снятия стресса большинство людей, в том числе и студенты, чаще всего используют - сон, общение с друзьями или любимым человеком, вкусную еду, поддержку или совет родителей, редко – сигареты, тонизирующие напитки, просмотр фильмов.

Специалисты из разных областей предлагают достаточно много способов борьбы со стрессом: психологических, медикаментозных и многих других. Однако, один из самых эффективных и доступных для студентов способов борьбы со стрессом является спорт и физическая активность. Регулярные физические нагрузки,