Файл: Психология и педагогика кр. 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 
















 

 
















 

 
















 

 
















 

 
















 

 
















 


Контрольная работа № 1

 
















 


По дисциплине Педагогика и психология

 
















 




 
















 

 
















 

 
















 

 








Санкт-Петербург

2022 г.







 




 

 




 

 

 

Вариант 1


Тема 1

Задание 1.1

Ощущение - простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это ощущение света, цвета, тепла, холода, формы, твердости, упругости, вязкости, боли, голода, жажды и другого дискомфорта в организме, его отдельных органах.

Виды ощущений по Шеррингтону

*Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.

1. Интероцептивные ощущения.
Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящихся на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Данный тип ощущений относится к числу наименее осознаваемых. Они связаны с эмоциональным состоянием.

2. Экстероцептивные ощущения.
Самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Экстероцептивные ощущения условно можно разделить на 2 группы:
а) контактные ощущения (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств, например, вкус, осязание);
б) дистантные ощущения ( отражают качества объекта, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств, например, слух, зрение).

3. Пропреоцитивные ощущения.
Передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Включает ощущение равновесия (статическое ощущение) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках.

Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления

Разница между ощущением

 и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Задание 1.2

Результатом работы ощущений является чувство. (Ответ А)

Задание 1.3

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.

Десенсибилизация – это уменьшение чувствительности по отношению к внешнему стимулу.

Синестезия –это явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры — «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Задание 1.4.

а) Сенсибилизация

б) Адаптация

в) Сенсибилизация

г) Десенсибилизация

д) Синестезия

е) Адаптация

ж) Сенсибилизация


Тема 2. «Темперамент»

Задание 2.1.

Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Не нарушайте авторских прав.


Задание 2.2.

Тип темперамента

Положительные черты

Негативные черты

Холерик

активность; усердие; смелость; творческий потенциал; мужество; целеустремленность.


прожорливость; страстность; ревность;

сварливость;

раздражительность;

стремление к самоуничтожению;

неуверенность.


Сангвиник

проницательность; ловкость; оптимизм; независимость; бдительность; добросердечность; старательность; доверительность.


обидчивость; невыдержанность; низкая оценка окружающих; болтливость; нечестность; хитрость;

непостоянство.


Флегматик

внимание; решительность;

твердость; деловитость;

надежность; предусмотрительность;

целеустремленность; вдумчивость


вялость; бессовестность;

рассеянность; боязнь людей;

лень; ненадежность;

молчаливость; небрежность.


Меланхолик

милосердие; скромность;

серьезность; внимание;

выдержку; сочувствие;

сдержанность; доверчивость; умеет прощать; нежность.


несговорчивость; робость;

равнодушие; леность; безучастность.


Задание 2.3.

Имя ученика

Тип темперамента

Признаки, подтверждающие принадлежность ученика к данному типу темперамента

Виктор Г

Меланхолик

Медлителен, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно, к ссорам других относится равнодушно, ленится, в разговор вступает редко, больше молчит, любит порядок.

Борис Р

Холерик

Часто берет работу не по силам, крайне вспыльчив, резко переходит от смеха к гневу, и наоборот, не умеет себя сдержать.

Задание 2.4.

Вопросы

Да

Нет

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

х




2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие?

х




3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?




х

4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?

х




5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?




х

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?




х

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

х




8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

х




9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

х




10. Верно ли, что «на спор» Вы способны решиться на все?

х




11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

х




12. Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя?




х

13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

х




14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

х




15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми?




х

16. Верно ли, что Вас легко обидеть?

х




17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

х




18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

х




19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

х




20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?




х

21. Много ли Вы мечтаете?

х




22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?




х

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?




х

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?




х

25 Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

х




26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

х




27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

х




28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?




х

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?




х

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

х




31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в голову?

х




32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?




х

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

х




34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания и сосредоточения?

х




35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?




х

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?




х

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?




х

38. Верно ли, что Вы раздражительны?




х

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия?

х




40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?




х

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?




х

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на встречу с кем-либо?

х




43. Часто ли Вам снятся кошмары?




х

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

х




45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

х




46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

х




47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?




х

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

х




49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы?

х




50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?




х

51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?




х

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

х




53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

х




54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

х




55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

х




56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

х




57. Страдаете ли Вы бессонницей?




х


Шкала «Искренность»

Общий балл: 1.

Вывод: ответам можно доверять.

Шкала «Экстраверсия-интроверсия»

Общий балл: 21.

Вывод: яркий экстраверт.

Шкала «Эмоциональная устойчивость – нейротизм»

Общий балл:15 .

Вывод: высокий уровень нейротизма.



Тип темперамента: холерик.

Степень выраженности: черты темперамента проявляются достаточно сильно.

Тема 3. «Педагогика как наука, категории педагогики»

Задание 3.1.

Отрасль педагогики

Объект изучения

Общая педагогика

человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений

Возрастная педагогика

ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости

Коррекционная педагогика

личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

Методология педагогики

процесс исследования педагогических явлений и его результат

Частные методики (дидактика)

обучение «как особый вид деятельности, направленный на передачу подрастающему поколению культуры, или социального опыта, необходимого для личностной самореализации»

История педагогики

всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом контексте

Профессиональная педагогика

как целостная система образования, так и относительная узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду.