ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с педагогами ДО, библиотекой, семьями обучающихся;
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом;
- воспитание культуры досуговой деятельности обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Для младших школьников используются следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Каждый вид деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
-
Праздник как форма игровой досуговой программы
Безусловно, по содержанию деятельность школьников в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Наиболее полно удовлетворяет этим требованиям такая форма игровой досуговой программы как праздник.
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник можно считать стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется коллективное творческое дело (КТД), мероприятия, игры, конкурсы, викторины и т.п.
Дети с большим желанием готовятся к празднику: придумывают конкурсы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.
Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.
И.П. Иванов дает меткое определение праздника:
«Праздник - это активное отношение детей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное - в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах»
Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.
Праздник является педагогически эффективной игровой досуговой программой, если:
-
Содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту и потребностям детей; -
Праздник является итогом определенной совместной практической деятельности детей и взрослых; -
Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых. -
Содержание обладает гуманитарной направленностью; -
В разработке праздника используются инновационные подходы -
Оформление праздника должно быть ярким и запоминающимся
-
Разработка новогоднего праздника
2.1 Этапы проектирования новогоднего праздника
При проектировании праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки (предпроектный этап, этап проектирования и подготовительный этап), проведения праздника (этап реализации) и последействия (диагностико-аналитический этап).
Предпроектный этап можно представить в виде следующей таблицы:
Участники программы | Учащиеся 1-4х классов, посещающих группы продленного дня |
Изучение интересов и ценностных ориентиров | Наблюдение, опрос детей и родителей: конкурсная игровая программа |
Наличие творческой группы единомышленников | Учащиеся 4-х классов, воспитатели ГПД, родительский комитет |
Выдвижение идей | Методика коллективного творческого дела (КТД): «Если делать что-то вместе – все гораздо интересней!» |
Цель |
|
Определение педагогических задач |
|
Разработка замысла | Методика КТД: «Новогодние приключения снеговика» |
Форма проведения | Праздник (среднесрочная программа) |
Форма обратной связи | Фотоотчет, самоанализ, блиц-опрос, отзывы |
Место проведения | Учебный класс ГБОУ гимназия №74 |
Материально-техническая база | кабинет, оборудованный компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет, с проектором, экраном, интерактивной доской; компьютерные презентации; реквизит для конкурсов; новогоднее оформление класса |
На этапах проектирования и подготовительном используется методикаКТД, разработанная И.П. Ивановым.
КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.
Первый этап – предварительная работа педагога-воспитателя. На этом этапе я ставлю цель перед группой единомышленников.
Второй этап - коллективное планирование. Проводится стартовая беседа, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела. Я помогаю некоторым группам при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов.
Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах.
Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.
Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.
Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.
Этап проектирования включает в себя проработку замысла, написание сценария с учетом поставленных педагогических задач, композиционным построением и использованием выразительных средств.
Подготовительный этап предполагает совместную работу всех членов группы единомышленников над разработкой творческих заданий, конкурсов, реквизита, оформления класса и подготовку призов, в том числе:
-
выбор помощников, которые будут участвовать в проведении праздника. -
подобрать праздничные частушки, приметы, загадки, подготовиться их исполнять -
изготовление елочных игрушек – шариков из тканевых помпонов -
Оформление выставки «Праздник «Новый год» » -
Расстановка в классном помещении: стулья для групп учащихся, посередине – свободная площадка, стол для реквизита, стол для конкурсов -
Оформление помещения к Новому году: на стенах развешаны плакаты и рисунки, на окнах и стенах – снежинки, на столе у центральной стены – символ Нового года – нарядная елка. -
Подготовка сладких призов (пряники, конфеты, сушки) для участников игр -
Взаимодействие при подготовке с родителями. -
Компьютерная презентация «Новый год шагает по планете» -
Видеофильм о праздновании Нового года (Медиаприложение «Поликультурный Санкт-Петербург» в рамках городской программы «Толерантность») -
Музыкальное оформление: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки», современные музыкальные композиции на тему «Новый год» -
Значки-снеговички и значки- Деды-морозы для награждения
Часто для ребенка более значимым является подготовка к празднику, а не сам праздник. Для ребят младшего школьного возраста важно быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы. На этапе подготовки к празднику по методике КТД в коллективе «Умелые руки» выполняются приглашения для гостей, новогодние игрушки, элементы украшения класса. Дети очень серьезно подходят к изготовлению приглашений и украшений для класса. Чаще всего они делают открытки и снежинки. Иногда им помогают родители
Дети активно участвуют в подготовке реквизита и отдельных заданий для конкурсов. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством. При организации творческого конкурса ученые (С.П.Афанасьев, С.В.Коморин, А.И.Тимонин и другие) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить. Это:
-
интересные задания; -
красивое оформление; -
материальное обеспечение; -
музыкальное сопровождение; -
находчивый ведущий; -
компетентное жюри; -
эмоциональные зрители; -
исполнительные помощники; -
подготовленные команды; -
призы для зрителей.
Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые должны будить воображение. Для разработки таких конкурсов существенную помощь оказывает метод ассоциативного мышления.
На подготовительном этапе детям демонстрируется презентация «Новый год шагает по планете», в которой рассказывается о традиции празднования Нового года в разных странах.
Также воспитанники ГПД получают послание от Деда Мороза, где он просит «слепить» для него Снеговика. Оказывается, Снеговики зимними ночами следят за чистотой и порядком, а самый главный Снеговик – помощник куда-то подевался! Дед Мороз боится, что без помощи Главного Снеговика Праздник может не получиться, потому что некому будет следить за порядком и чистотой, а ведь это очень важно делать всегда, а на празднике особенно! На подготовительном этапе воспитанники коллектива «Умелые руки» «лепят» снеговиков из ткани, рисуют, сочиняют рассказы.
Этап реализации предполагает непосредственно само проведение конкурсно-игровой программы «Новогодние приключения снеговика» с активным привлечением всех участников в яркой, запоминающейся форме. «Снеговиками» становятся сами ребята. От конкурса к конкурсу «Снеговик» попадает в разные ситуации. Чтобы Снеговик «слепился», детям приходится оказывать помощь друг другу, проявлять инициативу и находчивость. Для успеха праздника очень важно эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия. В конце праздника Главный Снеговик и его помощники оказываются под елкой, а дети получают в подарок маленькие значки-снеговички. И эти снеговички начинают помогать Деду Морозу! Ведь они – снеговички-чистовички! Вместе с ребятами оно наводят порядок в классе. Дети получают сладкие призы и говорят друг-другу пожелания по кругу.
Диагностико-аналитический этап представлен в виде фотоотчета о проведенном мероприятии на сайте гимназии и в стенгазете. Для выявления мнения ребят о празднике был проведен блиц-опрос «Что тебе понравилось больше всего?», «Что ты узнал нового?», «Чему ты научился у Снеговика?».
2.2. Проектирование замысла праздника
Для проектирования замысла праздника были использованы методики КТД и ассоциативного мышления. Детям была поставлена задача подобрать ассоциативный ряд слов на заданную тему. Результат их деятельности представлен в следующей таблице:
Новый год | Приключения | Снеговик |
Настроение | Обезьяна | Шарики |
Елочные игрушки | Человек | Снежки |
Телевизор | Путешествия | Дед мороз |
Снег | Поход | Снег |
Снеговик | Природа | Прогулка |
Речь президента | Поиск | Зима |
Снегопад | Друзья | Морковка |
Веселье | Попугай | Игра |
Елка | Разгадка | Веселье |
Праздничный стол | Тайна | Растаял |
Дед мороз | Письмо | |
Подарки | | |
Семья | | |
Танцы | | |
Песни | | |
Музыка | | |
Игра | | |