Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ( Теоретические основы формирования и использования прибыли организации).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования прибыли организации
1.1 Экономическая сущность и роль прибыли в деятельности организации
1.2 Особенности формирования прибыли организации
1.3 Распределение и использование прибыли организации
2.1 Анализ формирования прибыли АО «Ростовская Макаронная фабрика»
Введение
Рыночная экономика требует осуществления новой финансовой политики, усиления ее воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, предусматривает рост эффективности производства и укрепление финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Она представляет собой часть национального дохода, включает стоимость прибавочного продукта и отдельные элементы необходимого продукта. От роста прибыли зависят развитие рынка средств производства, создание предметов народного потребления, деятельность рынка ценных бумаг, наличие бездефицитного бюджета, преодоление кризисных явлений в экономике страны. Поэтому в росте суммы прибыли заинтересованы как организация, так и государство.
Ключевая роль прибыли в развитии как каждой отдельной организации, так и всей национальной экономики, определяет необходимость постоянного совершенствования руководителями и финансовыми менеджерами методов эффективного управления формированием и использованием прибыли в процессе деятельности организаций. Сложность формирования и распределения прибыли в современных организациях зависит от многих факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. Прежде всего необходимо учитывать, что прибыль – это один из основополагающих элементов в деятельности организации.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется ролью прибыли в развитии организации, а с другой стороны – необходимостью рационального управления ею.
Объектом исследования, выполненного в данной работе, является АО «Ростовская макаронная фабрика». Предметом исследования являются процессы формирования и использования прибыли на данном предприятии.
Цель работы заключается в исследовании особенностей формирования и использования прибыли на предприятии как источника экономического роста.
Исходя из данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. раскрыть экономическую сущность, функции и роль прибыли как одной из основных категории рыночной экономики;
2. проанализировать особенности механизма формирования прибыли организации с учетом положений действующего законодательства;
3. установить основные направления распределения и использования прибыли организации;
4. проанализировать особенности формирования и распределения прибыли на предприятии, выступавшем в качестве объекта исследования;
Теоретической основой работы послужили результаты исследований в области теории финансов, финансового менеджмента, российских и зарубежных ученых, законодательные акты РФ, регламентирующие процесс формирования и использования прибыли.
Методологическую основу исследования составили методы вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности, методы анализа коэффициентов и факторного анализа.
Эмпирическую основу исследования составили данные годовой и бухгалтерской отчетности АО «Ростовская макаронная фабрика» за 2014 – 2016 гг.
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы и рекомендации, сформулированные по результатам исследования, могут быть использованы для обоснования мероприятий по выявлению и реализации резервов роста прибыли на исследуемом предприятии.
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования прибыли организации
1.1 Экономическая сущность и роль прибыли в деятельности организации
В условиях рыночной экономики основной целью деятельности коммерческой организации является максимизация прибыли. Прибыль является важнейшим показателем финансово – хозяйственной деятельности организации, ее конечным результатом, и поэтому понимание ее сущности является необходимым условием эффективного управления организацией в целом.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке. Современное понимание прибыли и ее роли в хозяйственной деятельности предприятия складывалось под влиянием различных теорий, объясняющих природу прибыли или ее составных частей. Основа прибыли как экономической категории раскрывается в марксисткой экономической теории, в соответствии с которой стоимость товара складывается из трех основных элементов, выделенных в следующей формуле промышленного капитала:
[1] (1)
Где С – стоимость овеществленного труда;
v – заработная плата работникам
m – часть вновь созданной стоимости, характеризующая чистый доход как неоплаченный труд работника в сфере материального производства, который может быть реализован только в случае продажи продукции. Именно прибыль в соответствии с данной теорией и представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается на предприятии после реализации продукции и характеризует конечный положительный финансовый результат производственной деятельности предприятия как превышение его доходов над расходами, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг.
В экономической науке существуют и другие теории, объясняющие сущность прибыли. Так, сторонники теории прибыли как дохода от экономических ресурсов рассматривают прибыль как разницу между полученными доходами на факторы производства и издержками, возникающими в связи с их использованием. Сторонники теории монопольной прибыли считают, что прибыль является следствием недостаточной конкуренции на рынке.
Подходы к определению сущности прибыли современных авторов также различны. Так, например, И.А. Бланк определяет прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности[2]. Е.Б. Афанасьев, А.Ф. Мицкевич рассматривают прибыль как денежное выражение части стоимости прибавочного продукта[3]. Н.В. Колчина считает, что прибыль необходимо рассматривать как основной итоговый показатель, характеризующий результаты деятельности предприятия, представляющий собой превышение доходов над расходами[4].
Таким образом, обобщая рассмотренные выше подходы к объяснению сущности прибыли, можно определить ее как обобщающий показатель финансовых результатов финансовой деятельности организации, определяемый как разность между выручкой, полученной от реализации основных видов деятельности, и затратами на осуществление данной деятельности.
Экономическая сущность прибыли прежде всего проявляется в ее функциях. В условиях рыночной экономики прибыль выполняет 4 основных функции:
- Оценка эффективности деятельности организации;
- Стимулирующая функция;
- Социальная функция;
- Формирование государственного бюджета.
Раскроем содержание каждой из них.
Являясь основной целью деятельности организации, прибыль в первую очередь отражает эффективность этой деятельности. Так, сам факт получения прибыли уже свидетельствует об эффективной деятельности организации.
Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что она является основным источником увеличения собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и руководители предприятия с учетом величины полученной прибыли принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, во многом определяющих перспективы развития предприятия. Чем выше сумма получаемой предприятием прибыли, тем ниже его потребность во внешних источниках финансирования. Рассматривая прибыль в данном аспекте, необходимо отметить, что она является основным внутренним источником внутреннего развития предприятия, важнейшим индикатором его рыночной стоимости и конкурентоспособности. Обеспечивая рост собственного капитала, прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. Так, предприятия, генерирующие прибыль, гораздо успешнее выходят из кризисного состояния. За счет капитализации полученной прибыли организация может повысить долю высоколиквидных активов, что позволит увеличить уровень ее платежеспособности. Прибыль дает возможность организации формировать различные резервные финансовые фонды, позволяющие повысить общий уровень ее финансовой устойчивости.
Социальная функция прибыли проявляется в том, что она является источником социальных благ для работников предприятия. За счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и дивидендов, осуществляется материальное стимулирование работников, финансируются предоставляемые им социальные льготы, содержатся объекты социальной сферы. Также значение прибыли в рыночной экономике определяется тем, что она является важнейшим источником формирования доходов бюджета, так как часть полученной организацией прибыли изымается в бюджет в виде налогов.
Основные аспекты, характеризующие роль прибыли в условиях рыночной экономики, показаны на рисунке 1
Основной механизм защиты организации от банкротства
Критерий эффективности предпринимательской деятельности
Основной источник формирования финансовых ресурсов
Главный стимул развития предпринимательской деятельности
Источник удовлетворения социальных потребностей общества
Основная цель предпринимательской деятельности
Основа экономического развития страны
ПРИБЫЛЬ
Рисунок 1- Основные аспекты роли прибыли в деятельности организации
Таким образом, прибыль является важнейшим фактором не только экономического и социального развития предприятия, но и всей национальной экономики. Этим и определяется ведущая роль прибыли как целевого ориентира деятельности организации.
При проведении анализа эффективности деятельности предприятия большое значение имеет правильность понимания не только экономической сущности прибыли, но и ее структурных элементов, что делает необходимым проведение ее классификации. Общая схема классификации прибыли представлена в Приложении 1. Из данного рисунка видно, что прибыль может быть классифицирована по видам деятельности организации, по характеру ее формирования и использования, по экономическому содержанию, особенностям налогообложения, степени влияния инфляционного фактора и т.д.
Особое внимание необходимо уделить классификации прибыли по экономическому содержанию. В соответствии с данным критерием прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль представляет собой результат реализации товаров и услуг. Она рассчитывается в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому учету и представляет собой разницу между доходами и расходами организации. Показатель бухгалтерской прибыли имеет ряд недостатков:
- допущение различных подходов при определении доходов и расходов приводят к несопоставимости показателей прибыли;
- показатели бухгалтерской прибыли не всегда сопоставимы между собой, т.к. подвержены влиянию инфляции;
- бухгалтерская прибыль не отражает изменения капитала организации за отчетный период[5].
В отличие от бухгалтерской, экономическая прибыль учитывает величину альтернативных затрат, т.е. затрат, возникающих в процессе выбора между различными вариантами инвестиций. Л.Н. Кириллова связывает экономическую прибыль с понятием нормальной прибыли, под которой понимает минимально допустимый для предприятия уровень прибыли, который удерживает предпринимателя в определенной сфере деятельности. Таким образом, именно экономическая прибыль является основным критерием эффективности использования ресурсов предприятия, т. к. ее положительное значение характеризует превышение заработанных средств над стоимостью используемых ресурсов[6]. Несмотря на различия между бухгалтерской и экономической прибылью, их следует использовать как взаимодополняющие показатели.