Файл: Педагогика эпохи Возрождения дашуля. Развитие западноевропейской школы в xivxvi вв.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогика эпохи Возрождения
ДАШУЛЯ. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. Этот период в истории Западной Европы обычно именуется эпохой Возрождения и считается этапом расцвета многих областей науки, искусства, литературы. Совершаются великие географические открытия и тд. Создаются великие произведения в области искусства, литературы, такие, как величайшие творения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Название эпохи – Возрождение – означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой гуманизма, ибо ее деятели утверждали ценность человека, его право на счастье, земную любовь, радость жизни.
Все это самым непосредственным образом сказалось и на развитии педагогики. Лучшие умы Европы провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. Согласно их точке зрения, человек - центр Вселенной, свободное, самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали прогресс общества с целенаправленным воспитанием. Этим объясняется особое внимание к педагогике в эпоху Возрождения.
АРТЕМКА. К новым направлениям в развитии педагогики этого периода относятся:
– четкое представление идеала воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности, базирующееся на трех слагаемых: классическое образование, интенсивное физическое развитие, духовно-гражданское воспитание
– провозглашение принципа уважения личности ребенка в противовес суровой дисциплине и наказаниям;
– выдвижение на первый план нравственного воспитания с целью формирования у детей таких качеств, как жизненная активность, способность к выполнению гражданского долга, почитание старших, благочестие;
– новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, развивающего активность и самостоятельность учащихся;
– обогащение программы классического образования за счет введения греческого, правильного латинского и родного языков, античной литературы, а также расширения естественного цикла знаний (география, астрономия, физика, архитектура);
– осознание важной роли личности учителя в обучении и воспитании детей, который должен был быть не только высокообразованным, но и доброжелательным, чутким, проницательным, хорошо разбираться в детской природе и учитывать индивидуальные особенности детей.
ИЛЮШКА. В эпоху Возрождения из грамматики начинают выделяться литература и история как самостоятельные науки. Прежняя геометрия делится на геометрию и географию, астрономия – на астрономию и механику. В связи с увлечением античной культурой начинает усиленно изучаться полузабытый греческий язык, совершенствуется латинский язык. Создание крупных национальных монархий усиливает значение родного языка. Все это дало сильный толчок развитию филологии: «В эпоху Возрождения не было почти ни одного крупного человека, который не говорил бы на четырех или пяти языках» (Ф. Энгельс).
Учебные заведения рассматриваемого периода можно классифицировать как три основные типа – элементарного образования, повышенного общего и высшего образования.
Школы элементарного (начального) обучения. Они оказались одной из арен борьбы нового со старым.
На протяжении XV – середины XVII в. место священника-учителя в начальной школе постепенно занимает специальный преподаватель. Положение профессионального учителя меняется. Он живет на «школьные деньги» и на плату натурой от общины и прихожан. С конца XVI в. распространился принцип оплаты труда учителей общиной. Это свидетельствовало об усилении независимости школы от церкви, хотя назначение учителя по-прежнему согласовывалось со служителями культа. Профессиональный уровень учителей, особенно в школах для малоимущих, был весьма низким. Учителями часто становились неудачники, случайные люди: бывшие школяры, ремесленники, солдаты и пр.
В школах элементарного обучения царило словесное мнемоническое обучение. Тем не менее наметился известный прогресс в формах и методах преподавания и учения. В XVI в. в преподавании родному языку отказываются от автоматического запоминания отдельных слов и обучают по звукам и буквам. Появляется школьная доска. В XVII в. повсюду вместо угля пишут перьями. В середине XV в. в обучении счету переходят от римских цифр к арабским. Наряду с абакой в XVII в. появляются кубики и жетоны, применявшиеся в дальнейшем вплоть до конца XVIII в.
ДАШУЛЯ. Учебные заведения повышенного общего образования
. Так или иначе были связаны с предшествовавшими городскими и церковными школами.
Городские (латинские) школы. были во всех крупных городах Западной Европы. В XVI–XVII вв. их сеть продолжала расти. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями. Эта перемена коснулась организации и программ. Постепенно городские школы вышли из-под церковного управления и подчинялись местным и общегосударственным властям.
В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. Ежевечерне ученики выучивали два латинских слова; по субботам – повторяли по памяти выученное за неделю. В старших классах в ходу были монологи, диалоги, занятия для старшеклассников могли проходить в виде лекций. Состав класса формировали по уровню подготовки. Так что юные школяры нередко учились рядом со взрослыми молодыми людьми. В городских школах были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся.
Кроме городских школ, в Центральной и Западной Европе были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования: гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, дворянские (дворцовые) школы.
АРТЕМКА.Гимназии. Впервые появились в Германии и рассматривались как третья ступень обучения для наиболее способных учащихся. Программа обучения на этой ступени расширялась. В некоторых из них существовало ученическое самоуправление. Ученики жили «республикой», избирая «сенат», «консулов» и др. Каждый класс назначал «квестора», который помогал поддерживать дисциплину, и «эфора», ведавшего раздачей еды в трапезной. Глава гимназии носил титул «несменяемого диктатора». Провинившиеся гимназисты несли ответ перед представителями «республики».
Коллежи. Возникли во Франции в середине XV в. В коллеже особое внимание уделялось изучению латинской литературы и латинского языка. Ученики дважды в месяц писали сочинения на латыни. Во время каникул они должны были готовиться к очередным конкурсным сочинениям по классической литературе. Религиозное обучение осуществлялось вне стен учебного заведения. Учащиеся освобождались по средам и воскресеньям от занятий для отправления религиозных обрядов. При освоении классических языков и литературы акцент делался не на грамматике, а на разговорной практике. Довольно широко был представлен курс математики.
Дворцовые школы. Эти учреждения получили распространение в небольших государствах Германии и Италии. Дворцовые школы своеобразно ответили на новые веяния в педагогической теории и практике. В них причудливо сочетались враждебность к новой образованности и следование идеям Возрождения. Программа была несколько объемнее гимназической и приближалась к университетской. Лучшие дворцовые школы обращали особое внимание на умственное и физическое развитие воспитанников, в результате чего были объединены лучшие традиции рыцарского воспитания и новые идеи гуманистического образования.
ИЛЮШКА. Средневековые университеты. В XIII–XIV вв. в Италии возникает 18 университетов, во Франции – 16, в Испании и Португалии – 15, в Англии – Кембридж (1209 г.) и еще три университета в XV в., в Германии в XIV–XV вв. открывается 9 университетов.
Первые университеты в Северной Италии открывались не церковью, а возникали по инициативе ученых и заинтересованных в развитии науки городских слоев. Эти университеты представляли собой самоуправляющиеся организации, сохранившие сравнительную независимость от церкви. Во главе университета стоял ректор, избираемый как профессорами, так и студентами, причем случалось, что на эту должность иногда избирался студент. Часть студентов жила в коллегиуме – университетском общежитии. Начинающие студенты нередко проживали в бурсе – студенческой квартире, содержимой под надзором университета одним из магистров (младших преподавателей университета).
Церковь, наряду с попытками подчинить себе автономные университеты, выступила в роли организатора церковных университетов. Этим путем она стремилась снова овладеть выходившей из-под ее влияния наукой, усилить свое положение и подготовить необходимые ей кадры духовенства, юристов для церковного суда и врачей для своих больниц и богаделен.
В конце XII в. церковью был открыт Парижский университет, по образцу которого возникли затем университеты Франции, германии, Восточной Европы и отчасти Англии. Во главе Парижского университета стоял представитель епископа – канцлер. Автономия была очень ограничена: правом выборов университетских должностных лиц пользовались только доктора и магистры (но не студенты), профессора не выбирались, а назначались церковью и получали жалованье от церкви,тогда как в первых северо-итальянских университетах оплата профессоров производилась самими студентами.
Все университеты строили свою работу по единому стандарту. Они имели 4 факультета. Артистический факультет был подготовительным, обучение на нем длилось 6–7 лет. Здесь студент изучал «семь свободных искусств». – богословский, медицинский, юридический (5–6 лет). Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11–12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок.
ДАШУЛЯ. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения. Из педагогов-гуманистов XIV-XVI вв., внесших большой вклад в углубление педагогической мысли, наиболее известны В. да Фельтре, Х.Л. Вивес, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла.
Давайте возьмем интервью у двух представителей того времени.
-
Представьтесь, пожалуйста. -
Где Вы работали? -
А как выглядела школа? -
Что вы делали центром обучения детей? -
А что Вы считали главным в воспитании?
АРТЕМКА.Витторино да Фельтре (1378–1446) – итальянский педагог, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа». В 1424 г. был приглашен в Мантую для воспитания детей герцога Гонзаго и при его дворе организовал школу под названием «Дом радости», где кроме детей герцога обучались еще 80 детей приближенных герцога, а также «даровитые» дети из бедных семей, которых Витторино обучал бесплатно. Помещением для школы служил загородный дворец, расположенный на лоне природы. Тем самым Витторино первый осуществил идею школы в природе, о которой говорили затем многие педагоги. Центром обучения педагог сделал классические языки и литературу, требовал (в противоположность средневековой зубрежке) сознательного усвоения знаний и самостоятельного творчества учеников. Сам Витторино был хорошим математиком, поэтому в его школе изучались алгебра, астрономия и даже элементы естествознания. В воспитании на первый план педагог ставил формирование нравственности, большое значение придавал примеру как методу воспитания и главным наставником нравственности считал учителя.