ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
Ярославской области
Рыбинский профессионально-педагогический колледж
Рассмотрено на заседании ЦК ___________________________________ Председатель ___________________________________ «___»_________ 20___ г. | Утверждаю заведующий заочным отделением _________________ Е.Ю. Юхтина «____» ___________ 20 ___ г. |
Тематика домашних контрольных работ
по основам философии
студентки 6 курса, 12 семестра, заочной формы обучения
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Кан Натальи
Преподаватель: Савинов С.Г.
Тема 1. «ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СМЫСЛ И ФУНКЦИИ»
План
-
Понятие мировоззрения -
Истоки философии -
Философское мировоззрение -
Предназначение философии -
Проблемы научности
-
Понятие мировоззрения
В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.
В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).
Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.
Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.
Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.
Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.
Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.
Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.
Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.
В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:
1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке;
2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения;
3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем;
4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Мировоззрение выполняет следующие функции:
1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности;
2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;
3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;
4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;
5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.
Мировоззрение, таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.
-
Истоки философии
Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия в своём зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.
Истоками философии являются исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание.
Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков.
Мифология (от греч. mifos – предание, logоs – учение) – совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение.
Особенности мифологии:
1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.
2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.
К важнейшим функциям мифов относятся:
1) формирование коллективных представлений о природных и социальных явлениях и условиях жизни;
2) обеспечение духовной связи поколений;
3) аккумуляция, хранение и передача знаний;
4) регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми;
5) социализация человека, формирование и предопределение его поведения и ролей в первобытном обществе.
Мифами наполнены мировые религии: христианство, ислам, буддизм. От мифов они унаследовали вопросы происхождения мира и человека, смерти и бессмертия, добра и зла и т.д.
В настоящее время мифы не являются доминирующей формой мировоззрения в обществе, однако процесс миротворчества продолжается в отношении непонятых явлений природы, в сфере духовной жизни, политике, системе общественных отношений и т.д.
Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – форма мировоззрения, по которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.
Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Человек подчиняется Божественной Воле в опыте религиозного общения. Эта Воля непознаваема, она не поддается причинному объяснению. В религии разум человека играет подчиненную роль. В христианстве выше разума ставятся любовь и вера. Главной функцией религии является не познавательная, а нормативная, состоящая в духовно-практическом отношении к миру, Богу, человеку на основе заданных образцов. Эти образцы проявляются в культе как системе утвердившихся догматов, ритуалов поклонения высшему сверхчеловеческому существу.
Религия – это социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам».
Функциями религии являются:
1) формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей;
2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов;
3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление представлений, необходимых для гармонизации отношений в обществе;
4) придание особой спасительной значимости духовно-ценностной стороне жизни человека и содействие развитию духовности.
Религия делает объектом своего внимания и труднообъяснимые человеческие качества – тревогу, надежду, поиск устойчивой веры.
Вместе с историческим развитием человеческого общества, его внутренних отношений, расширением и углублением взаимодействия человека и природы, усложнением духовного и материального производства, ростом роли научных знаний, возникновением государства появляется и иная – философско-теоретическая форма мировоззрения.