ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.
-
Философское мировоззрение
Философское мировоззрение представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру. Как мифологическое и религиозное, философское мировоззрение рассматривает вопросы происхождения, устройства, будущего мира и человека, их взаимоотношений, добра и зла, смерти и бессмертия и др.
Однако, в отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение строится на основе активности человеческого разума, его познавательной деятельности, производства знаний о всеобщем, предполагает развитие науки и представляет собой теоретическое отношение к миру. Религиозное же мировоззрение основывается на традициях, внутреннем опыте верующих, авторитете священных книг. Разум человека играет в религии подчиненную роль.
Особенностью философского мировоззрения является то, что в нем осмысливаются общие с мифологией и религией проблемы не путем непосредственного анализа тех или иных явлений мира, а опосредованно, через изучение различных форм культуры и практики, включая мифологию и религию. Таким способом формируются знания о всеобщих свойствах реальности. В конечных вещах и частных законах философское мышление обнаруживает и открывает то, что присуще всем вещам, всему опыту, всем наукам. В этом смысле философское мировоззрение охватывает мир, культуру, познание, человека в целом, в их общих связях и свойствах.
Философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих знаний об окружающем мире и месте человека в нем составляет основу мировоззрения, в целом, которое может включать черты мифологического, религиозного, обыденного и научного воззрений на мир.
Изучение философии способствует соединению разрозненных фрагментов мировоззрения в единую целостную картину.
Обыденное мировоззрение – это совокупность знаний, формирующихся в различных сферах жизни человека посредством повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью, а также в ходе самопознания.
Научное мировоззрение складывается вместе с возникновением и развитием науки. Оно включает в себя сведения, полученные различными научными дисциплинами. Научное мировоззрение содержит в себе философские идеи и принципы, которые выполняют интегрирующую функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Главную часть содержания научного мировоззрения образуют открытые наукой законы, на основе которых формируются системы научных знаний – теории. Научное мировоззрение включает в свое содержание теоретическое и опытное (эмпирическое) знание и представляет собой совокупность научных представлений о мире и человеке в нем.
-
Предназначение философии
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях:
- мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, не связанные между собой мировоззренческие «фрагменты» в единое целое, вырабатывает целостную картину мира, формирует отношение человека к миру, его понимание сущего и самого себя;
- гносеологическая функция связана с обобщённо-рациональным истолкованием процесса познания истины, путей и способов её достижения, тем самым философия оставляет меньше простора для религиозно-мифологических и псевдонаучных представлений;
- аксиологическая функция, поскольку философия вырабатывает ценностный подход к явлениям объективного мира, общественного бытия и духовной жизни человека;
- социокультурная функция философии выражается в том, что она, будучи духовной квинтэссенцией всей культуры данной исторической эпохи, обобщает, систематизирует, согласует все формы общественно-исторического опыта человечества – практического, познавательного, ценностного, выражая их при помощи системы категорий (интеллектуальных, оценочных), именуемых универсалиями культуры; в силу этого философия выступает как важнейшая форма самопознания человека и общества данной исторической эпохи, как форма духовной связи поколений;
- методологическая функция заключается в том, что философия выступает и как общее учение о методе, и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком;
- прогностическая функция связана с тем, что философия касается общих тенденций развития материальной действительности, познавательного процесса, человека, общества, стремясь тем самым проникнуть в область неведомого будущего;
- критическая функция: философия не только объясняет мир, но и даёт оценки действительности с точки зрения самых разных ценностей и идеалов (нравственных, политических, эстетических, религиозных и т.д.); с этих позиций она критически относится к социальным порядкам, к другим наукам и к самой себе;
- гуманистическая функция, связанная с приоритетностью человека, также очень важна для философии, т.к. она призвана помочь человеку осмыслить свою жизнь, найти её смысл и укрепить свой дух;
- философия выступает также как школа теоретического мышления и мудрости, вырабатывая культуру размышлений на мировоззренческие темы.
Только через единство и связь этих функций проявляется специфика философского знания. Особенно возрастает роль философии в переходные, нестабильные периоды в развитии общества, когда глубоко меняются привычные основы общественного бытия; в эти сложные периоды, когда старые ценности уходят, а новые ещё не сформировались, философия может помочь человеку адаптироваться к новому, может подсказать как жить в согласии с миром и с самим собой – то, что можно назвать духовно-терапевтической ролью философии.
Главной же формой существования философии является вся история философской мысли. Исторические типы философии выделяются в соответствии с историческими эпохами в развитии человечества. Каждая из них, привнося свои особенности, меняла вектор интереса мыслителей, поднимала философские вопросы на новый уровень понимания.
Таким образом, философское знание есть первая форма теоретического знания, оно: имеет сложную структуру, носит предельно общий характер, включает не только объективное знание о мире, но и ценностно-смысловое отношение человека к миру, несёт на себе отпечаток личности определённого философа, динамично (исторически развивается) и неисчерпаемо по своей сути.
Главное назначение философии – возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования. Аристотель писал: «Все науки более практичны, чем философия, но лучше нет ни одной!»
5. Проблемы научности
Спор о познавательной ценности философии
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию, компетентности в отличие от менее надежного, а то и просто легковесного мнения. Такое разграничение имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности.
Вспомним, что истинное знание, наука, как и философия, родилось в Древней Греции. Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет в европейской культуре давние традиции. Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории познания позволяет установить их связь, взаимовлияние, конечно, тоже подверженное историческим изменениям. В соотношении философии и специального научного знания условно различают три основных исторических периода:
— совокупное знание древних, обращенное к самым разным предметам и именовавшееся «философия». Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками наук оно охватывало и обобщенные размышления людей о мире и о себе, которым в будущем предстояло развиться в философию уже в специальном смысле этого слова. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и пра-философию. По мере развития той и другой в процессе формирования собственно науки и философии постепенно уточнялась их специфика, четче определялось родство и различие познавательных функций;
— специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от совокупного знания (так называемой «философии»). Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII–XVIII веках. Новые разделы знания возникают и в наше время и будут, надо думать, формироваться также в последующие периоды истории. Причем рождение каждой новой дисциплины в какой-то мере повторяет черты исторического перехода от донаучного, протонаучного, первично-философского изучения предмета к конкретно-научному;
— формирование теоретических разделов ряда наук; их нарастающая интеграция, синтез. В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением сравнительно небольшой его части, носило опытный, описательный характер. Кропотливо накапливался материал для последующих обобщений, но при этом ощущался «дефицит» теоретической мысли, умения видеть связи различных явлений, их единство, общие закономерности, тенденции развития. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философов, которые должны были умозрительно, нередко наугад «выстраивать» общую картину природы (натурфилософия), общества (философия истории) и даже «мира в целом». Дело это, понятно, не простое, потому неудивительно, что гениальные догадки причудливо сочетались с фантазией, вымыслом. При всем том философская мысль выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания.
Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с ней, на основе обобщения конкретно-научных знаний и иных форм опыта.
Первую попытку обрисовать круг задач философии перед лицом уже возникших и вновь формирующихся конкретных наук в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию в собственном смысле слова («первую философию») как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представлялась ему несоизмеримой с возможностями частных наук. Философия вызывала восхищение Аристотеля, знавшего толк и в специальных науках. Он называл эту область знания «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое отставание многих специальных дисциплин от философской мысли по уровню теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Аристотелевский подход надолго утвердился в сознании философов. Гегель, следуя той же традиции, наделил философию титулами «королева наук» или «наука наук». Отголоски таких представлений можно услышать еще и сегодня.
Вместе с тем в XIX веке, а еще резче в XX веке — на новом уровне развития знаний — зазвучали противоположные суждения: о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма (от слов «позитивный», «положительный»). Его приверженцы возвеличивали и признавали научным только конкретное знание, приносящее практическую пользу. Познавательные же возможности философии, ее истинность, научность были поставлены под сомнение. Одним словом, «королева» была развенчана в «служанки». Был сформулирован вывод о том, что философия — это «суррогат» науки, имеющий какое-то право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука — сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение многих столетий.