Файл: Мудрые цитаты великого педагога Константина Ушинского о воспитании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мудрые цитаты великого педагога Константина Ушинского о воспитании
Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике.
О методах и средствах воспитания
- Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
- Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.
- Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
- Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
- Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
- Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
- Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
- Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
- Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
- Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
- Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
О целях и задачах воспитания
- Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа.
- Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
- Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.
- Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.
О воспитании и педагогике
- Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
- Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
- Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
- Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки.
- Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
- Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.
- Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.
О самовоспитании
- Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
- Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.
- Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
- Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
«Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека»
«Пьяному и на светлой улице темно»
«Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не
умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство»
«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения»
«Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания»
«Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение
страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке»
«Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот,
кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не
подчиняясь страху»
«Убеждение только тогда делается элементом характера, когда переходит в
привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого
убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело»
«Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся
деятельности… не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые
мускулы и слабую волю»
«Самая важная часть воспитания — образование характера»
«Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение»
«Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу,
необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения
воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в
человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен
повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы»
«Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его»
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на
кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет;
голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на
всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто»
«Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда
достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею
через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной
ступени наука приобретает нравственную силу»
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и
посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»
«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»
«Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не
мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке
юношеских утопий»
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
«Только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником
человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья»
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность
состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта
обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
«Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения»
«Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию»
«Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать
лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими
предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге
самоусовершенствования и вести по ней других»
«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель»
«Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»
«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд —
лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть
воспитателем человека»
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас»
«Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в
деле воспитания, встречаются реже, чем какие либо другие таланты, а
потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи
учителей»
«Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»
«Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и
верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них
слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего
содержания души нашей и ее строя»
«Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего
не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не
только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного»
«Состояние бестолкового необузданного гнева так же гибельно, как и состояние бестолковой доброты и нежности»
«Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства»
«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь
самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли
вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний»
«Не в умственных способностях женщины, но в характере ее природы скрыты
богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания,
точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры,
вкус и, наконец, врожденная любовь к детям — все это такие качества,
которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине»