Файл: Бизнес-план и методика его разработки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием независимо от его функциональной ориентации.

Посредством планирования определяется и обеспечивается целенаправленное развитие предприятия. В настоящее время, в условиях рынка, нет единого планирования в масштабе страны, появились новые формы собственности, возникают новые хозяйственные связи между производителями и потребителями, которые регулируются Гражданским кодексом Российской федерации.

Актуальность бизнес-плана в деятельности российских предпринимателей определяется следующими основными обстоятельствами:

- нынешнее поколение предпринимателей в большинстве своем прежде не занималось бизнесом, а многие не знакомы даже с принципами организации и планирования производства. Для них это основа планомерной организованной работы.

- изменяющиеся условия рыночной среды требуют учета различных вариантов предпринимательского поведения, и подготовки запасных мер для новых хозяйственных ситуаций.

- процесс разработки бизнес-плана, включая этап обдумывания его составных элементов, позволяет глубже вникнуть во все особенности начинаемого дела и дать объективную оценку отдельных аспектов.

- готовый бизнес-план – это удобный, компактный, наглядный и выразительный документ для компаньонов, партнеров, кредиторов, поставщиков, всех тех, кому требуется обоснование предпринимательских начинаний или новых проектов.

- при осуществлении управленческой деятельности бизнес-план является инструментом, помогающим предпринимателям развить навыки менеджера предприятия.

Задача курсовой работы – рассмотреть какое-то предприятие и на его примере самой составить бизнес-план.

Объект курсовой работы – бизнес-план, продажи одежды в интернет- магазине.

Цель моей курсовой работы – овладеть навыками разработки бизнес-плана предприятия.


ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН И МЕТОДИКА ЕГО РАЗРАБОТКИ

1.1 Методологические основы бизнес-планирования на предприятии

Планирование — это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее реального из них в ожидаемых условиях развития. В теории планирования выделяют три стороны:

- социально-экономическую, которая выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, то есть объект планирования;

- методологическую, отражающую совокупность принципов и методов планирования, то есть инструментарий познания и активного воздействия на социально- экономические процессы;

- организационную, которая отражает структуру плановых органов и технологии разработки планов, то есть субъект планирования.

Слово "методология" образовано от сочетаний двух слов: метод и логика.

Метод - путь исследования или познания. Логика - наука о законах мышления.

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности и характеризует внутреннюю организацию и регулирование процесса познания или фактического преобразования какого - либо объекта. Под методологией планирования понимается система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования.

Важнейшими элементами методологии являются: принципы, методы, показатели, методика и логика. Методология закреплена в нормативных документах, методических указаниях, положениях, рекомендациях к составлению планов, форм, показателях планов и способах обоснования.

Составной частью методологии является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов для разработки отдельных разделов, показателей плана, их координации и увязки с рынком, анализа выполнения и др. целей. Логика планирования — это система последовательности и этапов проведения плановых расчетов, обоснованность действий, связанных с разработкой планов; служит основой для разработки технологии планирования, представляющей собой совокупность процедур сбора, обработки и использования планово-экономической информации. Основные составляющие логики:


- формирование системы целей планирования;

- анализ исходной информации, уточнение параметров и оценка уровня развития;

- изучение потребности, их объема и структуры в плановом периоде;

- определение ресурсов, согласование и принятие решений. Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений.

На основе принципов рыночного планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования. Система плановых показателей устанавливается произвольно, но она должна обеспечивать сопоставимость и сводимость отдельных показателей плана, отражать соответствующие процессы в обществе, на предприятии и способствовать повышению эффективности работы всех звеньев. Используют при составлении планов как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютные – характеризуют значения показателей в натуральном и денежном выражении. Относительные – характеризуют динамику соответствующих величин и их структуру. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей, различают следующие наиболее применяемые на предприятии методы планирования:

- нормативный метод - один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений и основан на использовании системы норм и нормативов, которая должна отражать прогрессивность достижений научно - технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом;

- балансовый метод - имеет широкое применение на уровне территорий, отраслей и народного хозяйства в целом и предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, регионов и страны в целом;

- системно-аналитический метод;

- программно-целевой метод - предполагает разработку целевых, комплексных программ и обоснование плановых решений отдельных проблем, важнейших задач предприятия. Целевая комплексная программа (ЦКП) — это документ, где отражаются цель и комплекс мероприятий по всем направлениям с целью реализации проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Как правило, ЦКП формируется в составе прогнозов;

- проектно-вариантный - основан на выборе наилучшего варианта по наиболее эффективному использованию ресурсов и конечных результатов. Математические методы применяются крупными компаниями для обоснования рациональных решений. При этом используется математика для выделения наиболее существенных связей экономических переменных и объектов с целью решения целого комплекса взаимоувязанных проблем;


- математические.

1.2 Содержание предпринимательского бизнес-плана

Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих организаций на очередном этапе их развития.

Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Ядро бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, то есть он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

  1. определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
  2. оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
  3. выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  4. проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
  5. просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Основная цель разработки бизнес-плана – планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Наряду с главной, определяющей, целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

  • выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара;
  • позиционирование товара на рынке;
  • определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке;
  • установление потенциальной конкурентоспособности предприятия;
  • определение потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;
  • выявление рисков предпринимательской деятельности;
  • конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
  • привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Важной целью бизнес-планирования называют также получение опыта планирования, развития перспективного взгляда на рабочую среду организации.

Бизнес-план может выполнять следующие функции:

  1. разработка концепции ведения бизнеса на базе маркетингового, производственного, организационного и финансового планов, что позволяет тщательно отработать стратегию и все возможные нюансы тактики в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры еще в теории, а не в реальных условиях, когда уже трудно предусмотреть все вероятные варианты развития событий и адекватные им решения;
  2. бизнес-план является практически единственным обоснованием для привлечения денежных средств у заимодавцев или потенциальных инвесторов;
  3. оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов;
  4. обоснование выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода), установление необходимого объема финансирования и его источников;
  5. определение целесообразности инвестирования в предполагаемый инвестору объект и его места строительства с учетом предварительных условий и примерных технико-экономических показателей в пределах финансовых возможностей инвестора.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления.

Наиболее предпочтительным можно считать бизнес-план, включающий восемь разделов:

1) Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана.

2) Описание предприятия и отрасли - данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности.

3) Описание продукции - в этом разделе представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя.

4) Маркетинг и сбыт продукции. Маркетинг – это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

5) Производственный план - этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством.

6) Организационный план - данный раздел бизнес-плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике.

7) Риски и гарантии - существуют различные виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный.