Файл: Занятие для обучающихся 34 классов по теме прорыв блокады ленинграда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий занятия
Прорыв блокады Ленинграда
3–4 классы
16 января 2023 г.

2
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии
Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
Формирующиеся ценности: патриотизм,сохранение исторической памяти и преемственность поколений.
Планируемые результаты.
Личностные:
– проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;
– выражать эмоционально и вербально чувство сопереживания жителям блокадного Ленинграда.
Метапредметные:
– сравниватьжизнь блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;
– участвовать в коллективном обсуждении, высказывать своё мнение.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видеофрагмент,
– презентация.

3
Структура занятия.
Часть 1. Мотивационная.
Первая часть занятия создаёт эмоциональный фон для принятия обучающимися информации о событиях Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда. Занятие начинается просмотром видео «О блокадном
Ленинграде» и постановкой мотивационных вопросов.
Часть 2. Основная.
Дети слушают чтение своих одноклассников: стихотворения знакомят обучающихся с некоторыми наиболее важными картинами жизни блокадного
Ленинграда. Работа с фотоматериалами углубляет эмоциональную реакцию на обсуждаемые вопросы, побуждает детей применить полученные знания в активной мыслительной и речевой деятельности. Восприятие фотографий усиливает эмоциональную оценку событий, представленных в художественных произведениях.
Часть 3. Заключение.
Обобщение обсуждаемого материала, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. За мужество и героизм были награждены не только люди, но и города…среди них – город-герой Ленинград. О подвиге блокадного
Ленинграда мы сегодня с вами и поговорим.
Демонстрация видео (дикторский текст).
8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили
Ленинград. Они выполняли приказ самого Гитлера: «Ленинград надо
задушить голодом и стереть с лица земли». Это кольцо вокруг города и стало
началом блокады, которая продолжалась ровно 872 дня. Сегодня вы узнаете,
как жил блокадный Ленинград.
Видеоряд с субтитрами под звук Ленинградского метронома:
Блокадный Ленинград. Засыпанные снегом и замороженные городские
трамваи. Заградительные аэростаты в небе над городом. Очереди за хлебом.


4
Хлебный паёк – 250 граммов в сутки. Забор воды из проруби на Неве. Дорога
жизни – единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро.
Учитель.
Ребята, а вы обратили внимание на звук, который сопровождал последние кадры видео? Кто-нибудь знает, какой прибор его издаёт?
Ответы детей.
Учитель.
Это звук знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады
Ленинграда, его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Что же такое блокада? Как жили ленинградцы в то время? В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?
Часть 2. Основная часть.
Учитель.
Послушайте стихотворения о блокадном Ленинграде.
Методический комментарий.
В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса,
учитель выбирает один из вариантов работы со стихотворениями.
Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно
читает предложенные строчки из стихотворений.
Второй
вариант
предполагает
привлечение
обучающихся
к
выразительному чтению стихотворений. В этом случае учитель готовит к
занятию отрывки из стихотворений, распределяет их перед занятием или
раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися. Во время
чтения стихотворений на экране возникают фотографии – иллюстрации к
подготовленным отрывкам.
Чтец 1:
8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками…
(Г. Станиславская)
Чтец 2:
Мне повезло, я позже родилась,
Не надо мной в осколки небо рвалось,

5
Когда земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась.
(О. Аникеева)
Чтец 3:
А каким был блокадный ребёнок?
Воробьиные рёбрышки…
Бледные губки…
Старичок семилетний
В потрёпанной шубке…
(В. Лифшиц)
Чтец 4:
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлена вместо стекла картонка…
Вместо соседнего дома – воронка…
Есть очень хочется…Страшно…
Темно…
(Н. Радченко)


6
Чтец 5:
Воспоминания мирного времени
Кажутся просто несбыточным сном.
Окна крест-накрест бумагой заклеены…
Только, как сердце, стучит метроном…
(Е. Шарова)
Чтец 6:
Не мне ночами снился тёплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся санок след
До ямы той, где хоронили мертвых.
(О. Аникеева)
Чтец 7:
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
(В. Вольтман-Спасская)
Чтец 8:
Людское горе – кто его измерит
Под бомбами, среди полночной тьмы?
И многие, наверно, не поверят,
Что было так, как рассказали мы.
(А. Гитович)
Учитель.
Трудно поверить, что так всё и было. Но есть ещё одно доказательство этой страшной страницы Великой Отечественной войны. Это дневник Тани
Савичевой. Ваша ровесница, ленинградская школьница, записывала в блокнот

7 страшные события, происходившие в её семье. Посмотрите на экран.
Помолчим несколько минут.
Методический комментарий.
В зависимости от организационных условий и особенностей
обучающихся, учитель может дополнительно продемонстрировать видео
«Дневник Тани Савичевой».
Дикторский текст.
Жила в Ленинграде девочка, и звали её Таня Савичева. У неё была большая
и дружная семья: два брата и две сестры. Когда девочке было одиннадцать
лет, к ним постучалась беда.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Фашистские войска
получили приказ от самого Гитлера – «Ленинград нужно задушить голодом и
стереть с лица земли».
И тогда Таня стала вести дневник. Её дневник – это страшная правда о
том, что такое блокада. В блокноте всего 9 страниц, и на шести из них даты
смерти родных… На последних страницах блокнота Таня записала «Умерли
все. Осталась одна Таня».
Учитель.
Представьте, что чувствовала девочка, записав дрожащей от голода рукой слова «Осталась одна Таня». Расскажите.
Ответы детей.
Учитель.
Семья Тани умерла от голода. И сама Таня не узнала о победе – умерла от истощения. А сегодня мы не голодаем. Хлеба много, да и сладости едим каждый день. Но послушайте стихи.


8
На помойках валяется хлеб.
Как мне к этому относиться?
Нет с продуктами больше проблем,
Сыт народ! Этим надо гордиться!
Но и бедный, поев, и богатый
Недоеденный хлеб не бросали;
Как велось на Руси когда-то,
Крошки в рот с ладони ссыпали.
Хлеб, в помойках лежащий открыто
Для меня одно означает —
Память прошлого позабыта,
Память в сытости засыпает.
(Е. Головчинер)
Учитель.
О чём говорит автор? Что означает выражение «память в сытости засыпает»? Как можно использовать сухой, несвежий хлеб?
Ответы детей: «Хлеб нельзя выбрасывать! Мама говорит, что это – грех!
Много на Земле людей, которые голодают, а мы помойки хлебом «кормим»!»,
«Память засыпает – это когда все сытые, богатые и не помнят о том, что у кого- то даже хлеба нет!», «Автору стыдно и грустно, что он хлеб на помойке увидел», «Из сухого хлеба можно сделать сухарики…».
Учитель
В самые тяжёлые месяцы блокады каждый ребёнок получал в день 125 граммов хлеба. На фотографии кусочек хлеба выглядит большим, но я вам покажу, каким он на самом деле был. Вот таким!
Рассмотрите фотографию и давайте её помнить: натруженные руки, которые так бережно держат кусочек чёрного хлеба.

9
Методический комментарий.
Желательно,
если
есть
возможность,
кроме
фотографии,
продемонстрировать кусочек чёрного хлеба того размера, который
выдавался в блокадном Ленинграде.
Учитель.
Рассмотрите фото.Опишите труд жителей Ленинграда во время блокады.
Работа с фотографиями.
Ответы детей: «Жители города копали рвы. Это для того, чтобы танки фашистские не вошли в Ленинград. На фото видно, что работают одни женщины, потому что мужчины все воюют». «В городе строили баррикады: старики, женщины кладут кирпичи, брёвна. Никто тогда не боялся тяжёлой работы. Наверное, каждый думал: „нужно спасать город“». «На крыше стоят дежурные, следят, когда самолеты прилетят бомбить. Тогда всем скажут, что нужно бежать в бомбоубежище». «Девочка в госпитале помогает раненому.

10
Мне кажется, она говорит: „Давайте, я вам книжку почитаю, чтобы вы быстрее поправились“».
Учитель.
Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный
Ленинград: жил и трудился. Дети учились в школе, встречали Новый год.
Работали кинотеатры, художники писали картины, композиторы сочиняли музыку, посвящая её родному городу, работало ленинградское радио. В 1942 году в Ленинграде открылся драматический театр. Его до сих пор называют
Блокадным театром.
Учитель.
Я покажу вам фотографию одной чашки, обратите внимание на её рисунок. Его создала уже после войны художница фарфорового завода в
Ленинграде Анна Адамовна Яцкевич, пережившая блокаду родного города. Сеточка на чашке напоминает заклеенные окна Ленинграда во время блокады.
Учитель.
Рассмотрите фотографию блокадной школы. Опишите её: где проходит урок, в какой обстановке учатся дети.
Работа с фотографиями.
Ответы детей: «Даже не понятно, где это происходит? Может быть, в бомбоубежище?», «Тесное помещение, как чуланчик маленький: окон нет, света яркого нет, доски тоже нет! Как можно учиться?», «А как же они пишут?».


11
Учитель.
Когда объявлялась воздушная тревога, все спускались в бомбоубежище, там и продолжался урок. Но все учились очень добросовестно, потому что знали, что это очень важно для отца, который воевал на фронте, для матери, которая суткам работала на заводе, или в госпитале, или дежурила на крыше…
Всю блокаду в Ленинграде работало 39 школ.
Учитель.
Рассмотрите фотографии. Используя информацию, которая на них представлена, составим коллективный рассказ об этих событиях. Первое предложение сделаю я: «4 января 1944 года началась операция «Искра» советских войск по прорыву блокады».
Работа с фотографиями.
Ответы детей: «В наступлении участвовали артиллеристы. Они стреляли по врагу, не давали ему опомниться»; «Пехота освобождала посёлки, деревни. А впереди пехоты шли танки»; «С моря стреляли по врагу наши корабли и катера».

12
Учитель.
27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве.
Немецким войскам не удалось вступить в город, сломить волю его защитников. Блокада продолжалась 872 дня, но Ленинград выстоял!
Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа.
Вот как говорит об этом поэтесса блокадного города Ольга Берггольц:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамёна Петрограда.
Часть 3. Заключительная.
Учитель.
Когда в немецком городе Нюрнберге проходил после войны суд над руководителями фашизма, записная книжка ленинградской девочки была представлена как документ, который доказывал, что фашизм принёс на советскую землю горе и смерть. Дневник Тани, как будто кричит: это никогда не должно повториться!
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
(Е. Лотнер)

13
Советский народ победил врага, но мы никогда не забудем всех тех, кто яростно сражался на полях сражения и оказывал упорное сопротивление в тылу врага. Во время Великой Отечественной войны в тылу противника действовало более миллиона партизан и подпольщиков – людей самых разных возрастов и профессий. Патриоты, которые остались в тылу врага, делали всё возможное, чтобы срывать его замыслы: взрывали эшелоны с вражеским оружием, добывали важные данные. Одна из таких подпольных организаций
– «Молодая гвардия» была создана в Донбассе в Краснодоне. Почти все её участники погибли, а ведь самому младшему из них было всего четырнадцать.
И «Молодая гвардия» Донбасса, и партизаны смоленских и брянских лесов, и защитники блокадного Ленинграда, – это примеры проявления бесстрашия и мужества, беззаветной любви к Родине.
И сквозь дали вековые
Эту славу пронесёт
Благодарная Россия
И великий наш народ.
(отрывок из песни «Песня о краснодонцах»)
Учитель.
Мы сегодня с вами говорили о подвиге защитников Ленинграда, о мужестве и героизме его жителей, потому что понимаем, что нельзя забывать нашего прошлого, важно помнить героические страницы нашей Родины.