ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Законодательная власть РФ
Понятие законодательная власть подразумевает ту ее ветвь, основной функцией которой является создание законов, контроль и распределение государственного бюджета. Орган рассматриваемой власти утверждает правительство, систему налоговых сборов, занимается подтверждением юридической силы международных документов.
В странах с разделением властей данным видом полномочий обладает отдельный государственный орган – парламент.
Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федераций – состоит из двух представителей от каждого региона страны: один от представительного и один от исполнительного органа государственной власти. Состав СФ избирается на пять лет. Семь сенаторов могут быть назначены пожизненно.
В нижнюю палату – Госдуму – входят 450 парламентариев. Состав Думы формируется по итогам выборов на 5 лет. На первое заседание депутаты собираются спустя 30 дней после избрания или ранее по инициативе главы государства. Полномочия предыдущего созыва прекращаются, как только новый приступил к своим обязанностям.
Заседания верхней и нижней палат проходят раздельно и бывают открытыми и закрытыми. Совфед и Госдума могут собираться для заслушиваний:
-
Послания президента РФ; -
Конституционного суда; -
речей глав других государств.
Работой палат руководят их председатели, которых выбирают из числа членов парламента. Внутри Совета Федераций и Государственной Думы могут действовать комитеты и комиссии по отдельным вопросам. Образованная верхней и нижней палатами Счетная палата контролирует федеральный бюджет.
Функции законодательной власти
-
Разработка законодательных актов. Парламент обладает правом издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции. -
Утверждение системы налогообложения. Представительные органы могут устанавливать порядок определения налоговой базы, налоговые льготы и особенности их применения. -
Учредительная функция подразумевает утверждение правительства страны, создание организаций, комиссий. -
Утверждение бюджета и контроль над его исполнением. -
Принятие международных соглашений заключается в придании документам юридической силы.
Признаки законодательной власти в РФ
-
совместная деятельность нижней и верхней палат Федерального Собрания РФ; -
право представительных органов субъектов государства на законотворческую инициативу в Госдуме; -
возможность субъектов страны участвовать в создании законов на федеральном уровне; -
право на выдвижение предложений об изменениях пунктов Конституции, на одобрение поправок в основной закон страны; -
единые нормы избирательного права в отношении главы региона и депутатов представительного органа региона РФ; -
юридическая ответственность законодательного органа субъекта России.
Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ.
Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления.
Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).
В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос. власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.