Файл: Практическая работа 2 Что собой представляет технологическая карта урока в дидактическом контексте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №2
1. Что собой представляет технологическая карта урока в дидактическом контексте?
Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его подробное описание: от цели до результата.
2. В чем именно технологическая карта помогает учителю?
Технологическая карта позволяет учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению
темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести
его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- освободить время для творчества (использование готовых разработок
по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе усвоения темы;
- обеспечить повышение качества образования
3. Какими требованиями руководствуется учитель при проектировании урока на основе технологической карты?
При проектировании урока на основе технологической карты учитель
руководствуется следующими требованиями к уроку:
-
цель урока задается с тенденцией передачи функции от учителя -
к ученику; -
учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное -
действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.); -
используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; -
учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить -
вопросы; -
эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; -
на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся; -
учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи; -
специально планирует коммуникативные задачи урока; -
принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, -
иное мнение, обучает корректным формам их выражения; -
стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; -
на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель– ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
4. Какие варианты технологических карт предлагает Е.В. Якушина?
Е.В. Якушина предлагает заполнять технологическую карту урока либо с дидактической, либо с методической структурой урока.
5. На чём делается акцент при проектировании урока с помощью технологической карты?
Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся.
6. Какие преимущества имеет технологическая карта по сравнению с другими подходами к проектированию уроков?
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока
7. Какой вариант технологической карты целесообразно применять при проектировании уроков русского языка?
Считаем целесообразным в целях подготовки к уроку русского языка использовать вариант технологической карты, разработанной группой авторов: О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Л.Д. Мали и Н.И. Наумовой (Педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета), которая, как нам представляется, оптимально отвечает требованиям, предъявляемым к данному методическому средству
8. Охарактеризуйте структурные блоки технологической карты урока русского языка.
В структуре такой технологической карты выделяются следующие структурные блоки:
блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели, планируемых результатов;
инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит информацию о технологии, методах и приёмах изучения учебного материала, перечень основных понятий и терминов, подлежащих усвоению учащимися, организацию пространства: формы работы и оборудование (ресурсы);
организационно-деятельностный блок (сценарий урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме).
Технологическая карта урока «Как находить корень в слове» («Начальная школа XXI века»)
Учебный предмет | Русский язык | ||||||
Класс | 2 | ||||||
Тип урока | урок закрепления (комплексного применения знаний и умений) | ||||||
Цель урока | создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению алгоритма действий по нахождению корня в слове. | ||||||
Технологии, методы, приемы | Технология деятельностного метода Технология деятельностного метода Технология педагогики сотрудничества Словесный метод Наглядный метод Игровой метод Проблемный метод Метод упражнений Методы самооценки и оценки учителем, взаимоконтроля | ||||||
Основные понятия, термины | Корень слова, родственные слова, предложение, однокоренные слова, чередование согласных букв, алгоритм и т.д. | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные: содействовать изучению правила, усвоению алгоритма действий нахождения корня в слове; закреплению правил красивого письма; уточнению и активизации словаря учащихся; развитию орфографической зоркости; воспитанию культуры общения в учебном диалоге. | Личностные УУД–проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету, осознают границы своего знания и «незнания». Метапредметные – содействовать формированию УУД: регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале; познавательных – проводить сравнение и классификацию изучаемых объектов; осваивать способы решения проблем поискового характера; осуществлять синтез как составление целого из частей; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов); коммуникативных – принимать участие в групповой работе, договариваться и приходить к единому решению; воспринимать другое мнение и позицию. | ||||||
Организация пространства | |||||||
Формы работы | Ресурсы | ||||||
Фронтальная Индивидуальная Работа в группах Работа в парах | Учебник «Русский язык» С.В. Иванов и др.2 класс, Ч.1, карточки для групповой работы, презентация к уроку. | ||||||
Технология изучения | |||||||
Этапы урока | Формируемые умения: предметные и УУД | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | | ||
I. Организационный момент. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - смыслообразование (Я должен узнать, научиться, понять, определить…) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Слово педагога | Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки. Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными. - Сегодня мы продолжим учиться пользоваться правилами культуры общения и будем отрабатывать умение быть внимательным к собеседнику и использовать в учебном диалоге речевые клише | Показывают готовность к уроку. Демонстрируют готовность к уроку. Дети организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте. | | ||
II. Каллиграфическая работа. | (Упражнения, направленные на отработку написания буквы строчной О и соединений он, ок, ор, ои) Познавательные -понимают познавательную задачу. Коммуникативные - учатся слушать, излагают и аргументируют свое мнение. Регулятивные - владеют умением организации рабочего места, принимают учебную задачу, контролируют учебные действия, замечают свои ошибки и успехи. | Запись на доске | Правило посадки за партой. Запись числа и классной работы. Задание: - Посмотрите на ряд слов. - Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. - Она имеется в корне каждого из данных слов. Какая это буква? Покажите карточку. - Верно – это буква О. Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой О. Исходные слова: … на, … кно, в ... рона, ст ... ит (она, окно, ворона, стоит) Запишите, чередуя Оlо – 3 раза. - Прочитайте буквосочетания: он, ок, ор, ои. - Что общего в их написании? (соединительный штрих). - Вспомните, в каких словах встречаются эти буквосочетания. он, ок, ор, ои (Антон, подарок, мои, ворона, - стоит) - Какое слово в этом ряду лишнее? (ворона) Почему? (словарное) - Какая орфограмма объединяет оставшиеся слова? - Как проверить безударную гласную в корне слова? Вспомните правило. - Назовите проверочные слова. Задание: - Спишите слова, вставляя пропущенные буквы зелёной пастой. Обобщение: - Оцените свою работу – поставьте + под лучшей. - С какой целью мы проводим минутки чистописания? - Какие правила повторили? - Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно Предлагает выполнить самоконтроль, оценив работу по следующим критериям: 0 ошибок – высокий уровень; 1-2 ошибки - средний уровень; 3 и больше - низкий уровень | Показывают правильную посадку. Записывают в тетрадях число и классную работу Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение. Называют букву О. Отвечают на вопрос учителя Выполняют каллиграфическую работу в тетради Анализируют запись в тетради и отвечают на вопрос. Осуществляют самооценку своей деятельности, подчеркивая буквы, которые получились лучше остальных. | | ||
III. Самоопределение к деятельности: формулировка темы, постановка цели и задач деятельности. | Коммуникативные - участвуют в общей беседе, совместной деятельности. Познавательные - осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные - осознают и принимают учебную задачу, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. Личностные - оценивают содержание вопроса и рисунка с нравственно-этической точки зрения. Регулятивные - планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия. | Слово педагога, слайд презентации | Учитель предлагает найти корень в слове «петух». - Что для этого необходимо сделать? Учащиеся представляют свои соображения, а учитель провоцирует детей вопросом: «Кто думает по-другому?» Между учащимися возникает разногласие при выделении корня. Учитель предлагает послушать рассуждения учащихся другого класса – Маши и Саши: «Маша утверждает, что в слове «петух» корень – пет-. Она подобрала даже слова: Петя, петин, петля. А Саша утверждает, что корень пету-, так как есть слова «петушок», «петушиный», «распетушился». - Как понять кто прав? Почему это слово вызвало столько затруднений? Почему мы не можем прийти к единому мнению? Каких знаний нам не хватает? - Определите тему нашего урока. Найдите материалы урока в учебнике и уточните, как называется тема. - Сформулируйте цель и задачи нашего урока. | Анализируют и отвечают на вопрос Слушают учителя Отвечают на вопросы Определяют тему урока. Формулируют цель и задачи урока | | ||
IV. Первичное изучение новых знаний. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества, работа в парах, группах Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в учебном материале; | Карточки с заданиями | Учитель вместе с детьми составляет план работы и знакомит учащихся с рабочим листом для группового исследования. - Как мы можем найти ответ на поставленный вопрос? С какими словами мы будем работать сегодня? (С родственными словами) Работа в группах по предложенному плану: 1. Прочитайте предложения, допишите слова. 2. Выпишите в столбик однокоренные слова. 3. Подберите к ним ещё однокоренные слова. 4. Обозначьте корень. 5. Сделайте заключение об особенностях корней в данных словах. 6. Выполните проверку по словообразовательному словарю. Учащиеся работают по группам, выполняя задания. Рабочий лист группы №1: 1. Ракета летит в без…ном космосе. Рабочие чинили …овод. Ребята делали …ного змея. 2. В стручке сидели …ины. Мама сварила …овый суп. Воздух горох Заключение __________________________________________ Рабочий лист группы №2: 1. Девочка …ала в парке. Спортсмены вышли на …овую дорожку. Лучик легко про…ал по стене. 2. …атель машины заглох. По дороге …ались грузовики. …ение по мосту было закрыто. Бег двигатель Заключение __________________________________________ Рабочий лист группы №3: В доме …ала музыка. Можно послать другу …овое письмо. Про…ал резкий сигнал. Звук Заключение __________________________________________ Рабочий лист группы №4: 1. Маленькая …ка нахохлилась. Ворона подлетела к …ьему домику. Это тетрадь Игоря …ына. 2. Бианки писал рассказы о лесных …ах. Прокралась лиса в …ник. Синица птица Заключение __________________________________________ Рабочий лист группы №5: 1. Мальчики пошли на пруд…ить рыбу. Я хорошо …ю мяч. Рыбаки принесли у… домой. Ловить Заключение _________________________________________ - Что вы сделали, чтобы выделить корень? Что вы заметили? На какие группы можно разделить выписанные вами родственные слова? | Совместно с учителем составляют план работы Работают группами. Выполняют задания Анализируют выполненное задание. Отвечают на вопросы. | | ||
V. Первичная проверка понимания. | Регулятивные: -контролировать и оценивать свои действия в сотрудничестве с учителем; принимать роль в учебном сотрудничестве; Познавательные: - осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям). Коммуникативные: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь | Слово педагога | Каждая группа представляет результаты своей работы. - Что вы сделали, чтобы выделить корень? – Что вы заметили? По ходу отчета групп учитель фиксирует на отдельном листе случаи чередования, которые выделила каждая группа. После отчёта групп учитель обращает внимание на выделенные случаи чередования согласных в корне. - На какие группы можно разделить выписанные вами родственные слова? Первая группа: чередование х\ш Вторая группа: чередование г\ж Третья группа: чередование к\ч Четвёртая группа: чередование ц\ч Пятая группа: чередование в\вл Учащиеся записывают в тетрадь по одному примеру для каждого случая | Отвечают на вопросы. Представляют результаты своих работ. Слушают и анализируют правило чередования согласных букв. Записывают примеры в тетрадь. | | ||
VI. Первичное закрепление. | Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике; Коммуникативные: - умение договариваться и приходить к общему решению, строить понятные для партнера высказывания. | Слово педагога, слайд презентации | Дети вместе с учителем формулируют правило. Учитель помогает с помощью уточняющих вопросов: какие действия надо выполнять, чтобы правильно выделить в слове корень? - В чем была особенность слов, а точнее корней, с которыми вы сегодня работали? - Как мы должны дополнить наш алгоритм выделения корня в слове? На слайде: Чтобы найти корень слова, нужно: 1) Подобрать … 2) Выделить … 3) Проверить … | Отвечают на вопросы. Формулируют совместно с учителем правило. Отвечают на вопросы | | ||
VII. Подведение итогов. Рефлексия. | Познавательные: - обобщать; строить логическое рассуждение; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; Коммуникативные: -строить монологическое высказывание, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: - волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению оценивание качества своей и общей учебной деятельности | Слово педагога, слайд презентации | Для подведения итогов проделанной работы на уроке необходимо проанализировать ошибки в выделении корня в слове «петух», отметить правильный вариант и записать его в тетрадь. - Вернёмся к спору, который возник у Маши и Саши. Теперь вы можете сказать, кто из них был прав? Чего не знали Маша и Саша (поэтому допустили ошибку)? Продолжите фразы: 1) Сегодня я узнал… . 2) Теперь я умею … . 3) Мне было трудно … . | Осуществляют самооценку; Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили - Я узнал - Я умею - Было трудно | |