Файл: Введение Глава Теоретикометодологические основы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание





Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы………………………………6
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональная культура государственного органа»………………………………………………………..6

1.2 Формы и методы управления профессиональной культурой государственного служащего…………………………………………………10
Глава 2. Практический опыт развития профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы………………………………………...18
2.1 Основы организации профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы зарубежных странах………………..18

2.2 Профессиональная культура государственных служащих как фактор эффективной реализации государственных программ в регионах Российской Федерации………………………………………………………………………..22

Глава 3. Анализ развития и формирования профессиональной культуры государственных гражданских служащих……………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список……………………………………………………..37

Приложение………………………………………………………………………42
Введение

Актуальность представленной работы обусловлена тем, что изучение профессиональной культуры государственных органов является одной из приоритетных тем исследования в последние годы. Сегодня видно как изменялись подходы к изучению профессиональной культуры, это ярко отражает разработанный методологический инструментарий, который впервые определил понятие «профессиональная культура государственного органа» и его особенности. В современных условиях развития общества все более очевидной становится необходимость развития и формирования профессиональной культуры в государственных органах.

Общепризнанно, что основным препятствием к интенсивному развитию государственной службы является слабое применение современных подходов, а также недостаточная эффективность традиционных методов регулирования работы государственных органов. Кроме того очевидна необходимость поиска и использования более эффективных методов для реализации профессиональной культуры в государственных органах Российской Федерации.


Объект исследования – профессиональная культура государственных органов.

Предмет исследования – эффективные формы и методы формирования профессиональной культуры государственных органов РФ и субъектов РФ.

Цель исследования – изучение эффективных форм и методов формирования профессиональной культуры государственного органов РФ и субъектов РФ, определить сущность, структуру, особенности управленческой культуры государственного служащего и выявить приоритеты совершенствования управленческой культуры государственного органа в современных условиях.

Основными задачами настоящего исследования являются следующие:

  1. Рассмотреть понятие «профессиональная культура государственного органа»;

  2. Определить факторы, влияющие на формирование профессиональной культуры;

  3. Исследовать методы для реализации профессиональной культуры;

  4. Проанализировать Методику формирования и развития профессиональной культуры государственного органа, разработанную Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Теоретической основой работы являются отечественный опыт и опыт зарубежных стран в области управления персоналом государственной гражданской службы. Информационной базой для практической части исследования послужили официальные данные информационных порталов государственной гражданской службы, а также Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ, Указа  Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих  от 23 декабря 2010г, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения органами государственной власти Российской Федерации результатов отечественного и зарубежного опыта в развитии профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы с последующим совершенствованием мероприятий.

Структура курсовой работы определена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе, проведен анализ теоретико-методологических основы профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы. Продемонстрированы методы и формы влияния на профессиональную культуру государственного служащего. Разобраны и проанализированы такие сопутствующие понятия, ключевые для данного исследования, как культура и профессиональная культура государственного органа. Во второй главе рассматриваются особенности развития и формирования профессиональной культуры в современном мире как в нашем государстве, так и в странах запада.  В третье главе представлен анализ развития и формирования профессиональной культуры государственных гражданских служащих.



Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональная культура государственного органа»


В современной науке нет и единого мнения по толкованию термина "культура".

Культура - это освоение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение их в способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Она выражена в продуктах материального и духовного труда, в системе производственных отношений и в отношении людей к природе, в системе социальных норм и институтов, в отношении людей друг к другу и к самим себе, в их мышлении, в самооценке самих себя. Система государственного и муниципального управления.

Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель культуры человека, группы индивидов и общества. Культура характеризует особенности мышления, деятельности и результаты данной деятельности в различных сферах жизни общества.

Профессиональная культура государственного органа (далее – профессиональная культура) – совокупность установленных в государственном органе ценностей, миссии, принципов и правил поведения, приверженность которым способствует эффективной реализации гражданскими служащими задач и функций государственного органа1.

Формирование профессиональной культуры государственного органа заключается в определении основных ее составляющих, таких как ценности, миссия, принципы и правила поведения гражданских служащих, их закреплении в правовых документах конкретного государственного органа, а также в иных законодательных актах Российской Федерации.

Фундаментальной основой для формирования профессиональной культуры государственного органа выступают положения Конституции Российской Федерации2.

Так в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации – обязанность государства. Данная обязанность согласно статьей 18 Конституции Российской Федерации определяет смысл, содержание и применение положений законодательства Российской Федерации, деятельность законодательной, исполнительной власти и обеспечивается правосудием. Обозначенные нормы конституции Российской федерации должны быть положены в основу всех правовых (инструктивных) документов государственного органа, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.


Гражданский служащий, обеспечивая исполнение полномочий государственного органа, должен всегда помнить, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, гражданина его основополагающая конституционная обязанность, в своем поведении и принимаемых решениях подтверждать приверженность высшей ценности.

Ценность – это моральные, этические и нравственные ориентиры деятельности гражданских служащих, направленные на достижение целей, задач и реализацию миссии государственного органа, и выражаются в:

  1. профессионализме и компетентности гражданских служащих;

  2. честности и беспристрастности при исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей.

Указанные ценности в обобщенном виде отражают положения статей 4 и 18 Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ3; Указа  Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"4;Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих  от 23 декабря 2010г5, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Данные документы являются ориентирами при определении без изменения их общего смысла ценностей государственного органа с учетом специфики реализуемых задач и функций государственного органа.

Ценности в совокупности с полномочиями государственного органа дают возможность определить миссию государственного органа.

Миссия – высшая цель государственного органа, определяемая емко и одновременно кратко, мотивирующая гражданских служащих на достижение целей и задач государственного органа и удовлетворение потребностей граждан, организаций и общества.

Тем самым содержание миссии позволяет раскрыть сущность деятельности государственного органа, отвечая на вопросы о его предназначении, довести до гражданских служащих в краткой и доступной форме значимость для общества их профессиональной служебной деятельности, сформировать четкое представление у граждан, организаций и общества о приоритетных направлениях и результатах деятельности государственного органа. Определяя миссию необходимо проанализировать:

  1. положение о государственном органе, содержащее основные задачи и функции государственного органа;

  2. области и виды профессиональной служебной деятельности, реализуемые гражданскими служащими;

  3. историю создания и развития государственного органа, в том числе его традиции;

  4. потребности и ожидания граждан, организаций и общества от деятельности государственного органа;

  5. наличие ресурсов государственного органа для реализации миссии государственного органа.


Таким образом, профессиональная культура направлена на создание в государственном органе позитивного морально-психологического климата, который позволял бы гражданскому служащему вне зависимости от уровня замещаемой должности развиваться как личности и профессионалу, раскрывать творческий потенциал, ощущать свою значимость и сопричастность к решению приоритетных задач, стоящих перед государственным органом.

Кроме того, профессиональная культура влияет на имидж государственного органа и направлена на повышение престижа гражданской службы, сплоченности гражданских служащих, приверженных единым ценностям, а также является средством формирования и контроля соблюдения гражданскими служащими принципов и правил поведения.

Профессиональная культура позволяет повысить:

  1. мотивацию и вовлеченность гражданских служащих, и, как следствие, результативность их профессиональной служебной деятельности;

  2. взаимопонимание между гражданскими служащими, а также формирование и поддержание дружелюбной среды в коллективе, что способствует снижению издержек на реализацию задач и функций государственного органа;

  3. действенность профилактических мер в области противодействия коррупции;

  4. удовлетворенность гражданских служащих условиями службы в государственном органе.

Принципы профессиональной служебной этики и основные правила служебного поведения, которыми должны руководствоваться гражданские служащие независимо от замещаемой ими должности, также содержатся в Указе № 885 и Типовом кодексе этики. Поэтому, профессиональная культура государственного органа формирует единые для всего коллектива ориентиры добросовестного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей.

1.2 Формы и методы управления профессиональной культурой государственного служащего

Применительно к государственным служащим методы управления выражаются в способах направления их деятельности на решение стоящих перед ним задач. На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы. Среди основных факторов профессиональной культуры в сфере публичного управления выделяют:

  1. полная реализация служащими профессиональных компетенции;

  2. обучение персонала, стажировки, повышение квалификации, переподготовка, дистанционное образование;

  3. правильная мотивация сотрудников;

  4. реальные перспективы роста и востребованности;

  5. инновационная деятельность персонала;

  6. осуществление контроля правовой и социальной защиты государственных служащих, улучшение условий труда, быта и отдыха;

  7. повышение управленческой культуры руководителей;

  8. психологический отбор при приеме на службу;

  9. поддержание функционирования института наставничества.