Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы………………………………6
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональная культура государственного органа»………………………………………………………..6
1.2 Формы и методы управления профессиональной культурой государственного служащего…………………………………………………10
Глава 2. Практический опыт развития профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы………………………………………...18
2.1 Основы организации профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы зарубежных странах………………..18
2.2 Профессиональная культура государственных служащих как фактор эффективной реализации государственных программ в регионах Российской Федерации………………………………………………………………………..22
Глава 3. Анализ развития и формирования профессиональной культуры государственных гражданских служащих……………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложение………………………………………………………………………42
Введение
Актуальность представленной работы обусловлена тем, что изучение профессиональной культуры государственных органов является одной из приоритетных тем исследования в последние годы. Сегодня видно как изменялись подходы к изучению профессиональной культуры, это ярко отражает разработанный методологический инструментарий, который впервые определил понятие «профессиональная культура государственного органа» и его особенности. В современных условиях развития общества все более очевидной становится необходимость развития и формирования профессиональной культуры в государственных органах.
Общепризнанно, что основным препятствием к интенсивному развитию государственной службы является слабое применение современных подходов, а также недостаточная эффективность традиционных методов регулирования работы государственных органов. Кроме того очевидна необходимость поиска и использования более эффективных методов для реализации профессиональной культуры в государственных органах Российской Федерации.
Объект исследования – профессиональная культура государственных органов.
Предмет исследования – эффективные формы и методы формирования профессиональной культуры государственных органов РФ и субъектов РФ.
Цель исследования – изучение эффективных форм и методов формирования профессиональной культуры государственного органов РФ и субъектов РФ, определить сущность, структуру, особенности управленческой культуры государственного служащего и выявить приоритеты совершенствования управленческой культуры государственного органа в современных условиях.
Основными задачами настоящего исследования являются следующие:
-
Рассмотреть понятие «профессиональная культура государственного органа»; -
Определить факторы, влияющие на формирование профессиональной культуры; -
Исследовать методы для реализации профессиональной культуры; -
Проанализировать Методику формирования и развития профессиональной культуры государственного органа, разработанную Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Теоретической основой работы являются отечественный опыт и опыт зарубежных стран в области управления персоналом государственной гражданской службы. Информационной базой для практической части исследования послужили официальные данные информационных порталов государственной гражданской службы, а также Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 №79-ФЗ, Указа Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от 23 декабря 2010г, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения органами государственной власти Российской Федерации результатов отечественного и зарубежного опыта в развитии профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы с последующим совершенствованием мероприятий.
Структура курсовой работы определена целью исследования и вытекающими из неё задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе, проведен анализ теоретико-методологических основы профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы. Продемонстрированы методы и формы влияния на профессиональную культуру государственного служащего. Разобраны и проанализированы такие сопутствующие понятия, ключевые для данного исследования, как культура и профессиональная культура государственного органа. Во второй главе рассматриваются особенности развития и формирования профессиональной культуры в современном мире как в нашем государстве, так и в странах запада. В третье главе представлен анализ развития и формирования профессиональной культуры государственных гражданских служащих.
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной культуры в системе государственной гражданской службы
1.1 Сущность и содержание понятия «профессиональная культура государственного органа»
В современной науке нет и единого мнения по толкованию термина "культура".
Культура - это освоение людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение их в способ организации и развития человеческой жизнедеятельности. Она выражена в продуктах материального и духовного труда, в системе производственных отношений и в отношении людей к природе, в системе социальных норм и институтов, в отношении людей друг к другу и к самим себе, в их мышлении, в самооценке самих себя. Система государственного и муниципального управления.
Имеющиеся в обществе формы и способы мышления - это показатель культуры человека, группы индивидов и общества. Культура характеризует особенности мышления, деятельности и результаты данной деятельности в различных сферах жизни общества.
Профессиональная культура государственного органа (далее – профессиональная культура) – совокупность установленных в государственном органе ценностей, миссии, принципов и правил поведения, приверженность которым способствует эффективной реализации гражданскими служащими задач и функций государственного органа1.
Формирование профессиональной культуры государственного органа заключается в определении основных ее составляющих, таких как ценности, миссия, принципы и правила поведения гражданских служащих, их закреплении в правовых документах конкретного государственного органа, а также в иных законодательных актах Российской Федерации.
Фундаментальной основой для формирования профессиональной культуры государственного органа выступают положения Конституции Российской Федерации2.
Так в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации – обязанность государства. Данная обязанность согласно статьей 18 Конституции Российской Федерации определяет смысл, содержание и применение положений законодательства Российской Федерации, деятельность законодательной, исполнительной власти и обеспечивается правосудием. Обозначенные нормы конституции Российской федерации должны быть положены в основу всех правовых (инструктивных) документов государственного органа, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.
Гражданский служащий, обеспечивая исполнение полномочий государственного органа, должен всегда помнить, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека, гражданина его основополагающая конституционная обязанность, в своем поведении и принимаемых решениях подтверждать приверженность высшей ценности.
Ценность – это моральные, этические и нравственные ориентиры деятельности гражданских служащих, направленные на достижение целей, задач и реализацию миссии государственного органа, и выражаются в:
-
профессионализме и компетентности гражданских служащих; -
честности и беспристрастности при исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей.
Указанные ценности в обобщенном виде отражают положения статей 4 и 18 Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ3; Указа Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"4;Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от 23 декабря 2010г5, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. Данные документы являются ориентирами при определении без изменения их общего смысла ценностей государственного органа с учетом специфики реализуемых задач и функций государственного органа.
Ценности в совокупности с полномочиями государственного органа дают возможность определить миссию государственного органа.
Миссия – высшая цель государственного органа, определяемая емко и одновременно кратко, мотивирующая гражданских служащих на достижение целей и задач государственного органа и удовлетворение потребностей граждан, организаций и общества.
Тем самым содержание миссии позволяет раскрыть сущность деятельности государственного органа, отвечая на вопросы о его предназначении, довести до гражданских служащих в краткой и доступной форме значимость для общества их профессиональной служебной деятельности, сформировать четкое представление у граждан, организаций и общества о приоритетных направлениях и результатах деятельности государственного органа. Определяя миссию необходимо проанализировать:
-
положение о государственном органе, содержащее основные задачи и функции государственного органа; -
области и виды профессиональной служебной деятельности, реализуемые гражданскими служащими; -
историю создания и развития государственного органа, в том числе его традиции; -
потребности и ожидания граждан, организаций и общества от деятельности государственного органа; -
наличие ресурсов государственного органа для реализации миссии государственного органа.
Таким образом, профессиональная культура направлена на создание в государственном органе позитивного морально-психологического климата, который позволял бы гражданскому служащему вне зависимости от уровня замещаемой должности развиваться как личности и профессионалу, раскрывать творческий потенциал, ощущать свою значимость и сопричастность к решению приоритетных задач, стоящих перед государственным органом.
Кроме того, профессиональная культура влияет на имидж государственного органа и направлена на повышение престижа гражданской службы, сплоченности гражданских служащих, приверженных единым ценностям, а также является средством формирования и контроля соблюдения гражданскими служащими принципов и правил поведения.
Профессиональная культура позволяет повысить:
-
мотивацию и вовлеченность гражданских служащих, и, как следствие, результативность их профессиональной служебной деятельности; -
взаимопонимание между гражданскими служащими, а также формирование и поддержание дружелюбной среды в коллективе, что способствует снижению издержек на реализацию задач и функций государственного органа; -
действенность профилактических мер в области противодействия коррупции; -
удовлетворенность гражданских служащих условиями службы в государственном органе.
Принципы профессиональной служебной этики и основные правила служебного поведения, которыми должны руководствоваться гражданские служащие независимо от замещаемой ими должности, также содержатся в Указе № 885 и Типовом кодексе этики. Поэтому, профессиональная культура государственного органа формирует единые для всего коллектива ориентиры добросовестного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей.
1.2 Формы и методы управления профессиональной культурой государственного служащего
Применительно к государственным служащим методы управления выражаются в способах направления их деятельности на решение стоящих перед ним задач. На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы. Среди основных факторов профессиональной культуры в сфере публичного управления выделяют:
-
полная реализация служащими профессиональных компетенции; -
обучение персонала, стажировки, повышение квалификации, переподготовка, дистанционное образование; -
правильная мотивация сотрудников; -
реальные перспективы роста и востребованности; -
инновационная деятельность персонала; -
осуществление контроля правовой и социальной защиты государственных служащих, улучшение условий труда, быта и отдыха; -
повышение управленческой культуры руководителей; -
психологический отбор при приеме на службу; -
поддержание функционирования института наставничества.