Файл: Реферат на тему Культура и цивилизация соотношение понятий по учебной дисциплине История Криволапова А. А.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"
Кафедра______________________________________________________
РЕФЕРАТ
на тему
Культура и цивилизация: соотношение понятий
по учебной дисциплине: История
Выполнила: Криволапова А.А.
Направление подготовки: Торговое дело
Профиль подготовки: Реклама
Группа: Бзп0222д_Тдрек
Форма обучения: ______________
Оценка: _______________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск, 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
-
Культура и цивилизация: общее...…………………………………………………………...4 -
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»...…………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Список литературы……………………………………………………………………………..13
Введение
Понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования человеческого рода, начиная с зарождения человеческого сознания; «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.
Для начала истории человечества был характерен материальнодуховный синкретизм, выражавшийся в нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физического труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. Действия и предметы, материальные по своей сути, одухотворялись людьми, которые еще не знали принципиальных различий между видами деятельности.
С развитием понятийной, абстрактно-логической, а не конкретнообразной формы отражения и осмысления мира, началось отделение религии, науки, искусства. Появляется новый исторический вид культуры, который впоследствии был назван цивилизацией. Таким образом, с началом развития ремесла как профессиональной деятельности с массовым производством вещей и торговлей, с образованием городов мы связываем начало двупланового взаимоотношения цивилизации и культуры: с одной стороны, цивилизация является высшим уровнем развития культуры, а с другой - цивилизация является тем слоем культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни. Это означает, что цивилизация находится не вне культуры, а внутри ее, представляя собой систему обслуживающих культуру механизмов.
В современном техногенном обществе сложнейший внутренний мир человека, который является особым космосом, уже не может определяться только ценностями культуры, как это имело место в традиционном обществе.
Теперь он формируется совокупностью всех сторон общественной жизни, где глубоко переплетаются цивилизационные и культурные ценности, образуя особый мир, который и составляет духовную жизнь общества.
Дело в том, что у каждого человека имеются два мира: внешний и внутренний. Природные и общественные факторы его жизни составляют внешний мир, внешние условия существования. Выживание и успешная деятельность человека означают, что он наладил свои отношения с этим миром – это обеспечивает ему свободу выбора и свободу действий.
Такое состояние возможно только в том случае, если человек имеет в своем распоряжении соответствующие орудия труда, технику, технологию, овладел способами их использования, вооружился знаниями сущности объективных процессов. А они в совокупности составляют цивилизацию, которая выражает степень свободы человека по отношению к силам природы и общества.
Но у нас есть и второй мир – внутренний. Он не менее сложен, чем внешний, и потому его называют внутренним космосом человека, имея в виду его беспредельность и неисчерпаемость. В нем в свою очередь заложены два начала, первое из которых характеризуется в основном иррациональным, инстинктивным, низменным, а второе представляет доброе, светлое, разумное, достойное.
Понятие культуры выражает, насколько человек овладел своими внутренними силами, включая иррациональное начало, каков уровень его свободы от них, способен ли он сдерживать при любых ситуациях низменные инстинкты, а если нужно, их вовремя подавить в соответствии с нравственными нормами, выработанными народом, нацией, человечеством, что является условием для свободного развертывания, заложенного в нем и в человеческом сообществе богатого гуманистического потенциала. Другими словами, культура – это свобода человека по отношению к своим собственным внутренним силам. Как культура, так и цивилизация имеют одну основу – человека.
-
Культура и цивилизация: общее
Культура есть система человеческих ценностей. Поэтому истинность и ложность, приемлемость и неприемлемость ее ценностей определяется тем, насколько они возвышают или унижают человека.
В культуре человеку предоставлен широкий выбор. Пред ним имеются самые различные варианты.
Но свой выбор он делает не произвольно, а в пределах сложившихся и функционирующих традиций, обычаев, установок и ценностных ориентаций. В них веками откладывался и закреплялся многообразный чувственный мир человека, его ощущения, симпатии, антипатии, радости, горе, счастье, несчастье, праздничный настрой , его взлеты и падения и т. д.
Они отлились в сжатый опыт, концентрирующий всю систему человеческих ценностей. И потому в них каждый человек находит то, что соответствует его вкусам, эмоциональному состоянию, предпочтениям в разных ситуациях его жизни, что обусловливает личностный характер истины культуры, когда каждый человек имеет только свою собственную правду.
Дело в том, что каждый человек сугубо индивидуален. Он родился и вырос в характерных только для него условиях, имеет свои интересы со всеми вытекающими отсюда последствиями, у него сложился определенный уровень знаний, эрудиции и кругозора, профессионализма, который накладывает свой отпечаток на восприятие им окружающего мира, человек может быть верующим или неверующим, наконец, он состоит в какой-то социальной общности.
Все эти качества в совокупности формируют его личностное понимание всего того, с чем ему приходится сталкиваться.
Отсюда вытекает тот непреложных факт, что в культуре каждый человек имеет свою правду, свою истину. Однако это не означает, что здесь господствует произвол. Человек живет не сам по себе, а среди людей.
Следовательно, он родился и сформировался в определенной системе ценностей. Выходит, его выбор не является абсолютно произвольным, а обусловленным опытом поиска истины всеми предшествующими поколениями, что и является основой для достижения согласованных действий, поступков, решений.
Именно на такой основе при любых конфликтных ситуациях в обществе можно прийти к определенному консенсусу, что и делается в цивилизованном мире. По иному обстоит дело с истиной в цивилизационных ценностях.
Как уже было сказано, основу культуры составляют человеческие ценности и поэтому ее истина глубоко специфична.
В основе цивилизации находятся: знания, наука, умения, навыки, орудия труда, техника. Ведущим элементом цивилизации вообще, и особенно современной цивилизации, безусловно, являются научные знания, воплощенные в технике и технологии.
А как известно, истины всех естественных и технических наук принадлежит внешнему опыту, тому, что находится вне человека и независимо от человека.
Их можно неопровержимо доказать экспериментальным, математическим путем, посредством опыта.
Отсюда вывод: цивилизация ненациональна, космополитична. Она технократична, технологична, рыночна. Ее ценности можно купить и продать, заимствовать напрямую и непосредственно использовать.
Таковы качественные отличия ценностей культуры и цивилизации.
Как мы попытались показать, различия между культурой и цивилизацией являются качественными. Потому они несовместимы. По вышеуказанной причине нельзя также отожествлять категории «культурность» и «цивилизованность». Они несут разные духовные нагрузки.
Теперь возникают вопросы о том, как эти качественно разные ценности взаимодействуют в духовной жизни современного человека? Какое место занимают ценности культуры и цивилизации? В чем заключается суть понятия культурности и цивилизованности?
Если попытаться сгруппировать человеческие качества, исходя из взаимодействия в них культурных и цивилизованных ценностей, то можно свести их к следующим трем.
Первую группу можно было бы назвать качествами гуманистического выживания или цивилизационными качествами человека.
Ко второй относятся качества приспособления или приспособленчества, поскольку речь идет о тех, которые формируются под насильственным давлением внешних сил.
В третью входят самоценные качества. Их можно назвать культурными качествами.
Для первой группы главным является то, что они формируются с необходимостью, вытекающей из связи человека с факторами естественно-исторического процесса. Эти качества диктуются условиями его жизни и деятельности.
Дело в том, что цивилизация создает ценности, которые человек обязан, если он хочет функционировать в ней, принять, освоить, следовать им. Так, рыночные отношения есть продукт развития цивилизации. И если человек желает быть в согласии с обществом и жить в его ритме, то обязан обрести «рыночные» качества.
Ныне мы это уже видим сами. Кто их приобретет, тот останется в стороне от успехов. Но и вхождение в них – мучительный процесс, связанный с огромным риском, напряжением.
Они представляют жесткую школу испытаний на прочность человека и народа. И если они усвоят уроки, то станут деятельными субъектами своей жизни и впишутся в общий цивилизационный процесс мирового общества. Конечно, здесь речь идет о цивилизованном рынке, являющемся одной из непреходящих общечеловеческих ценностей.
Именно такой рынок, представляющий объективный процесс взаимной, строгой и безжалостной конкуренции товаропроизводителей и их товаров, формирует рациональность, прагматичность.
Указанные качества в своем внешнем обнаружении выступают как обязательное выполнение сложившихся между конкурентами правил игры, нарушение которых приводит к выталкиванию слабого или несообразительного – и он оказывается на обочине жизни.
Вторую группу качеств характеризуют приспособление или приспособленчество. Они, в отличие от качеств гуманистического выживания, которые формируются как результат цивилизационной необходимости, является результатом вынужденного существования, навязанного насильственным подавлением человека, что характерно для тоталитарных, диктаторских режимов, а также при господстве анархии и беспредела в обществе.
В таких условиях мир существования человека настолько сужается, что смысл его бытия сводится к самосохранению. Все остальное, включая духовные, нравственные ценности, теряет свою значимость.
Не трудно доказать, что такое состояние является характерным и для обществ, где внешняя свобода как бы наличествует, но в реальной жизни она представляет собой господство анархии, преступности, неимоверной нужды и нищеты людей, которые низведены до уровня физиологического существования и простого биологического выживания.
Как в первом, так и во втором случаях сохранение жизни возможно только путем приспособленчества, что приводит человека к духовному перерождению.
Угроза насильственного уничтожения, голодной смерти вытесняет из личностных структур все достойные качества и вынуждает человека обрести антигуманные качества – лицемерия, угодничество, двурушничество, обман, беспринципность и т.д.
Постепенно при постоянном длительном воспроизводстве указанных условий, со сменой поколений людей, такие качества могут стать стабильными даже для целого народа.
Третью группу качеств представляет свободный выбор. Он является самоценным, ибо вырабатывается личностью в процессе вхождения, освоения и переработки в свое собственное достояние ценностей духовной культуры своего народа и всего человечества.
Это и составляет содержание категории «культурность». Достигнув ее, человек обретает независимость от расчета, других внешних факторов, он внутренне свободен, духовно автономен. Культурность есть выражение нравственной суверенности личности.
Что касается цивилизованности, то она не достигает этой ступени человеческого самосовершенствования. Ибо там, где нет выгоды, трудно рассчитывать на то, что будет отдаваться предпочтение нравственным ценностям, а не правила игры, способствующим достижению цели.