Файл: Реферат на тему Культура и цивилизация соотношение понятий по учебной дисциплине История Криволапова А. А.doc
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции - борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии, Древней Индии и др.
Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основными занятиями являются сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.
Основные черты культурных универсалий, составляющие основу традиционных культур:
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности
Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием орудий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. Л.Г. Морган (1818-1881) предложил идею исторического процесса по схеме дикость - варварство - цивилизация. Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социологии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура».
А. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации. «Аграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный период. Для нее характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, погодные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпо- коленная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей. «Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все большее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и технологии; создание массовых производственных технологий; централизация управления; стандартизация потребностей человека; урбанизация. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффлера, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, развития индивидуальности.
Заключение
Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. С происхождение и трактовкой термина «культура» студенты уже познакомились в первой теме. Здесь следует уяснить понятие «цивилизация», его формирование и основные значения.
Истоки понятия «цивилизация» относят к античным временам. В Древней Греции сформировался античный полис – город-государство, самоуправляемая община свободных граждан. Город, государство, гражданское общество римляне называли civitas, а производное от него прилагательное civilis означало гражданский, государственный, политический. Понятие «цивилизация» у римлян связывалось с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства. Образцом цивилизации римляне считали Рим, с его разумными и справедливыми законами.
Само понятие «цивилизация» появляется лишь в XVIII веке, в эпоху Просвещения, идеалами которой были разумность и справедливость. Философы Просвещения выдвинули концепцию цивилизации (фр. Civilisation) как противоположность темному миру дикости, варварства, невежества, жестокости и несправедливости, религиозного фанатизма. Просветители противопоставляли также цивилизованную Европу всем неевропейцам.
Термин «цивилизация» имеет, как и термин культура много значений. Так, цивилизация может выступать как синоним культуры. Просветители рассматривали ее как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы «существования» человека. Понятие «цивилизация» может указывать на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи (например, западная цивилизация, античная цивилизация и т.д.). Цивилизация может рассматриваться как уровень, ступень общественного и культурного развития. Так, американский антрополог Л.Г.Морган выделял в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как последнюю стадию развития культуры, ассоциируемую с упадком высокой культуры. Таковы основные значения понятия «цивилизация».
Поскольку понятия «культура» и «цивилизация» очень многообразны, следует при подготовке вопроса выяснить их смысловые сходства и различия. При этом помнить: если понятие «культура» используется для характеристики меры развития человека, способов его самовыражения в деятельности и творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры.
Культура в полной мере отражает многокрасочность, многоцветье человеческого сообщества, где каждый народ имеет только свой собственный материальный и духовный опыт поиска правды, истины, достойной человека.
И поэтому в культуре народы так не похожи друг на друга и в то же время так необходимы друг другу, ибо у всех людей одно стремление – к полному самовыражению, самореализации.
Основу культуры составляют человеческие ценности и поэтому ее истина глубоко специфична.
В основе цивилизации находятся: знания, наука, умения, навыки, орудия труда, техника.
Ведущим элементом цивилизации вообще, и особенно современной цивилизации, безусловно, являются научные знания, воплощенные в технике и технологии.
Список литературы
-
Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999. -
Культурология Борисов О.С., Свечникова Н.О., Толстикова И.И., Филичева Н.В., Фомина Н.Н. - СПб: СПбГУ ИТМО, -2008. - 483 с. -
Культура и цивилизация, взаимодействие их ценностей в духовной жизни современного человека / /Мысль. - №3, 2012. -
Полищук В.И. Культурология. – М., 2014. -
Культурология / Под ред. А.Н.Марковой. – М., 2013. -
Гуревич П.С. Культурология. – М., 2015. -
Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиции. – М., 20088. -
Арнольдов А.И. Культурология: наука познания человека и культуры. – М., 2015. -
Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 2015.