Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменения и усложнения промышленной технологии, характера планировки городов и селений, конструктивных решений зданий и сооружений в сочетании с возрастающей агрессивностью огня привели к совершенствованию огнегасительной техники, созданию новых средств к огнетушению, разработке особых тактических приемов борьбы с огнем.
В летописях содержатся неясные упоминания об орудиях, которыми пользовались наши предки при тушении пожаров, однако установить более или менее достоверно, что это были за орудия, не представляется возможным. Указания на это, в частности, относятся к периоду похода Олега к Царьграду, в Византию (906 г.). И лишь в 1626 г. находим совершенно определенное упоминание о пожарных «водоливных трубах» в России. Не очень понятно, что именно подразумевалось под «водоотливными трубами». Надо думать, это были весьма примитивные орудия для борьбы с огнем, хотя его название содержит намек на будущую механизацию и автоматизацию.
1.1 Пожарные насосы и рукава
В 1672 г. в Голландии изобретают насос усовершенствованной конструкции. Это изобретение связано с именем Яна ван дер Гейде. Он заменил в насосе неудобную поворотную шейку, через год Гейде получил должность брандмейстера в Амстердаме, основал фабрику пожарных насосов (труб) и настойчиво пропагандировал новый механизм для тушения пожара. Будучи хорошим художником, Ян ван дер Гейде в 1690 г. издал книгу с собственными великолепно выполненными рисунками, наглядно показывающими преимущества пожарных рукавов. Первые пожарные рукава шились из парусины, позже - из кожи с металлическими заклепками. Такие рукава применялись вплоть до 1822 года. Первые пожарные рукава были тяжелыми, неудобными в обращении, пропускали воду через не плотности швов. В 1822 г. мелкие ремесленники братья Бурбах в деревне Герзельгау (Германия) изготовили на кустарном ткацком станке пожарный рукав без шва, но это новшество было освоено промышленностью лишь в середине XIX в.
При наличии пожарного рукава от насоса воду можно было подавать в огонь на значительное расстояние, тогда как при прежней конструкции получали компактную струю воды длиной не более 10 - 12 шагов. Этот насос признали надежным механизированным средством тушения пожаров. В конце XVII - начале XVIII вв. было уже три вида таких насосов: большой, средний и малый.
Неизвестный изобретатель снабдил в 1724 г. пожарную трубу гибким всасывающим рукавом, что сделало возможным при пожаре забирать воду с открытых водоемов, позволив отказаться от громоздких заливных ящиков, куда вода подносилась ведрами или доставлялась в пожарных бочках.При помощи двухцилиндровых насосов можно было подавать воду на расстояние 60 метров и заливать очаги горения водяными компактными струями. В России такие насосы стали называть так же, как и отечественные, примитивные, «заливными пожарными трубами». Они были трех видов: большие, средние и малые. Производительность большой трубы - 18 ведер в 1 мин., средней - 15 ведер в 1 мин., малой - 12 ведер в 1 мин. (соответственно 216, 180 и 144 литра в 1 мин.). К большой и средней трубам полагались рукава длиной 40 м, к малой - длиной 16 м. Вплоть до изобретения парового насоса в 1829 году ручная пожарная водо-заливная труба была основным техническим средством тушения пожаров.Первые неуклюжие, тяжелые водяные насосы ручного действия, как уже отмечалось ранее, были изобретены греческим ученым-механиком Ктесибием, жившим в Александрии во II - I вв. до н. э. В дальнейшем это изобретение было забыто, и только в 1518 г. в Аугсбурге (Германия) золотых дел мастер Антон Платнер сконструировал пожарный насос, подобный машине Ктесибия. Видимо, эти насосы немцы выпускали в 1626 г. Их-то и закупала тогда Россия. В начале XVIII в. немецким насосам предпочли усовершенствованные голландские с гибкими пожарными рукавами, сшитыми из парусины, а впоследствии из кожи, и снабженными медными брандспойтами (стволами).
По свидетельству очевидцев эти насосы успешно способствовали предотвращению огня. Так, А. Д. Меньшиков в своем письме к адмиралу Апраксину по поводу большого пожара, возникшего 28 июня 1710 г. на Петроградской стороне, писал: «...вчерашнего числа после полудни в 11 часу загорелось при Санкт-Питербурху на рынке, и все ряды против города без остатка выгорели». Хорошо, что ветер был не в сторону площади, а если бы он дул на город, «то бы не без великой было бы напасти, понеже и так через великую силу ворота и мост, а наипаче корабли насилу устояли, ибо ворота трижды загорались и ежели бы не ускорили привезти заливных труб, то не без трудности было». 13 ноября 1718 г. выходит петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовое мелкосидящее судно) и установке на них брандспойтов для тушения речных пожаров. Про эти плашкоуты сообщает автор «Описания» Петербурга 1720 г., который пишет, что в морском канале перед Петербургом он видел «несколько судов с насосами, которые вгоняют воду в длинный кожаный рукав, длиною в несколько сажен и снабженный на конце металлическим шприцем (51кашка), из которого вода брызжет в сторону в какую его направят».
Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. На двухпалубных кораблях полагалось иметь в наличии 12 кожаных ведер, столько же топоров и швабр, а на трехпалубных - по 18 единиц каждого наименования. На всех инструментах положено было ставить клеймо корабля.
Эти и другие меры готовности жителей города к внезапным пожарам способствовали успешной борьбе с огнем. В «Описании» Петербурга 1717 г. иностранный автор отмечает: «Удивительно, что, хотя весь город построен из дерева и крыши домов покрыты тонкой щепой, которая легко загорается, тем не менее, редко сгорает больше двух домов, как бы плотно они ни стояли друг к другу, ибо (для предохранения) от огня принимаются такие хорошие меры предосторожности, что можно не опасаться больших убытков. Эти меры предосторожности следующие: во-первых, на башнях днем и ночью выставляется стража, которая, как скоро увидит пожар, ударяет на особый манер в колокол, этому звону вторят на других колокольнях, и тотчас же во всем городе поднимается пожарная тревога».
Однако, несмотря на лестные отзывы иностранцев, с вопросом о готовности города к внезапным пожарам дело обстояло не очень-то благополучно. Если на Адмиралтейском острове было уже начато создание нечто вроде пожарной постоянной команды, имелись в наличии пожарные трубы и другое противопожарное оборудование, то в остальных частях города дела обстояли гораздо хуже - там не было ни пожарной команды, ни труб. 18 марта 1721 г. генерал-полицеймейстер Девиер обратился в Сенат с «доношением» о некотором упорядочении пожарного дела в столице. Девиер писал, что имеющиеся в Адмиралтействе «пожарные заливные трубы медные с рукавами» невозможно быстро подвозить на другие острова в случае возникновения там пожара; поэтому на каждом острове следует иметь по одной такой трубе, а всего 4, которые будут выписаны из Голландии (по 400 рублей за штуку, а всего 1600 рубли). Сенат утвердил это предложение. В этом же году трубы были закуплены, и Петр подписал Указ, по которому на «каждом острове быть по одной трубе с рукавами». Впоследствии такие трубы закуплены для царских дворцов, правительственных учреждений, военно-морского флота и полковой гвардии. Но труб было по-прежнему мало. Кроме того, возникла необходимость «ввоза» в Россию не только заливных труб, но и «трубных мастеров». Эти мастера сначала обеспечивали только уход за ввозимыми трубами, который обходился весьма дорого. Затем они изготовляли эти трубы непосредственно в России, продавая их по более выгодной цене. Назрела необходимость изготовления отечественных насосов и подготовки своих мастеров. В 1724 г. русский предприниматель Шапошников создает завод по производству таких насосов. Сознавая важность технических средств борьбы с огнем, Петр лично занимается испытанием нескольких пожарных «огнегасительных труб». Он думает о покупке секрета, как пожарные рукава делать. Вместе с ним работают Я. Батищев, И. Посошков, А. Нартов и другие выдающиеся русские механики. Среди бумаг Петра сохранились рисунки, на одном из которых изображена «огнегасительная бочка». Царь готовился к испытаниям нового способа тушения пожаров с помощью взрыва. Спустя 200 лет его метод будет опробован при тушении пожаров газонефтяных фонтанов в Баку.
1.2 Противопожарное водоснабжение
пожарный оборудование вооружение советский
Большое внимание Петр уделял обеспечению Санкт-Петербурга пожарным водоснабжением. За короткое время между 1715 и 1722 гг. были прорыты каналы, общая длина которых исчислялась многими верстами. Каналы вокруг Адмиралтейства, Галерного двора и Партикулярной верфи создали водное окружение вокруг огнеопасных и важных в военном отношении объектов. Но в ряде районов с пожарным водоснабжением дела обстояли все же неблагополучно, что существенно влияло на исход борьбы с огнем. Так, 20 июня 1723 г. в результате отсутствия близких источников воды не удалось потушить пожар на Васильевском острове. В Указе Петра говорилось: «А для заливания оного пожару кроме реки и проливу близости воды нет, почему в скорости пожар нельзя было утушить». Чтобы избежать подобных случаев в дальнейшем, этим Указом предписывалось в течение одного месяца выкопать силами жителей несколько прудов и колодцев на тех местах, где предполагалось проводить в будущем каналы. Одновременно во всех частях города предусматривалось разместить «паруса, щиты, заливные трубы и крюки, и вилы, и что надлежит для охранения от оного случая».Проблема противопожарного водоснабжения была блестяще решена только в конце 19 века инженером Н.П. Зиминым - создателем системы противопожарного водопровода.
По проекту Н.П. Зимина в 1892 году был сооружен Мытищинский водопровод протяженностью 110 километров, а чуть ранее - Самарский водопровод. По его же проектам были сооружены хозяйственно-противопожарные водопроводы в Царицыне, Рыбинске, Тобольске, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Н.П. Зимин определил необходимые размеры водопроводных труб, разработал типы задвижек, пожарных кранов, колодцев. Ему же принадлежит изобретение пожарного гидранта.
1.3 ПТВ (Пожарно-техническое вооружение)
В 1777 году Петром Дальгреном была изобретена первая в мире раздвижная лестница, которая поднималась на высоту 20 метров. Лестница транспортировалась в сложенном состоянии и оборудовалась площадкой для спасения людей из горящих зданий. За это изобретение Российская академия наук присудила медаль изобретателю. В том же году русским умельцем Лобовым была сконструирована и изготовлена 24-метровая механическая лестница.
Важную роль в системе защиты объектов от пожаров внесли появившиеся в конце 18 века стационарные системы пожаротушения. Необходимость их появления была обусловлена развитием промышленного производства с горючими материалами. Первым, кто разработал такую конструкцию (1770), был горный инженер Кузьма Дмитриевич Фролов. Его техническое решение явилось прототипом современных спринклерных установок.
Идея разработки пожарных лестниц не покидала многих умельцев. Почти через 30 лет после изобретения Петра Дальгрена была создана трехколенная лестница. Ее автор, механик из крепостных крестьян Кирилл Васильевич Соболев. В 1809 году на Исаакиевской площади в Петербурге он продемонстрировал свою конструкцию. Вся работа по ее установке заняла несколько минут. За свое изобретение К.Соболев был награжден медалью «За полезное».
В 1809 году петербургский архитектор Гесте создал пятиколенную лестницу, по конструкции напоминающую Соболевскую. Посредством маховика колена лестницы выдвигались на высоту 17 метров и упирались в стену здания.
2. Рост технической оснащенности и модернизация вооружения советских пожарных в условиях научно-технической революции. Причины недостаточности темпов модернизации пожарного оборудования
Приводя сведения о работе и развитии пожарной охраны СССР в послевоенный период, нельзя не отметить принятое в 1956 г. решение ГУПО МВД СССР об объединении функций предупреждения тушения пожаров в одном подразделении. Ответственность за противопожарное состояние возлагалась на руководство частей и отрядов.
Такая реорганизация объяснялась особенностями того времени, когда инспекторский состав крупных городов, в силу малочисленности подготовленных инженерных работников осуществлял надзор в основном на крупных предприятиях и в общественных зданиях. На других объектах пожарно-профилактическая работа осуществлялась недостаточно. При экспертизе проектов строящихся объектов инспектор не всегда предусматривал мероприятия, гарантирующие успешную борьбу с огнем.
Последнее объяснялось недостаточной подготовкой техников - профилактиков в области пожаротушения (в 1950-е гг. в пожарно-технических училищах обучение курсантов проводилось по специализациям). Наоборот, опыт работы объектовых пожарных частей и команд небольших городов показал возможность успешного совмещения в подразделении профилактики и тушения пожаров. Безусловно, объекты в малых городах не выделялись сложностью технологических производств и разнообразием конструктивно-планировочных решений.