Файл: 3. 2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Дополнительное образование детей: история и современность

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Сушко Елена Анатолиевна

Преподаватель:

Чащинов Евгений Николаевич


    1. Практическое занятие 2



Задания по теме  3.2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей

 Цель занятия: закрепление знаний о типологии услуг в зарубежном дополнительном образовании детей; формирование умений использовать знания о типологии услуг в зарубежном дополнительном образовании детей в практической деятельности педагога дополнительного образования.

 

Задание 1. Проанализируйте типологию услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по месту функционирования и форме собственности провайдера (по итогам анализа заполните таблицу о 3-4 странах).

 

п/п

Страна

Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по месту функционирования и форме собственности провайдера

Сходства и различия с системой дополнительного образования России

1

 Швеция

 В Швеции все школы делятся на два типа: принадлежащие коммуне и
общественные. Школы коммуны (муниципальные) могут посещать только дети, зарегистрированные в этих коммунах, а в общественных могут учиться все.

1.Муниципальные школы дополнительного образования

2.Государственные досуговые и культурно-просветительские организации

Шведская система основного образования состоит из девяти лет обязательного
образования (grundskola) и трех лет гимназии (обязательных для поступления в
университет). Грундскола — единственный этап, на котором в Швеции
организовано дополнительное образование. Каждая коммуна имеет
собственный бюджет на образование и, как правило, дополнительные занятия проводятся коммуной (муниципалитетом). Частный сектор дополнительного образования представлен в основном подготовкой к выпускным экзаменам. Во
время обучения в гимназии ученики ходят на платные групповые или
персональные занятия по математике, английскому языку, физике и другим
предметам, нужным для успешной сдачи единого государственного экзамена.
Услуги дополнительного образования также предоставляют частные
общеобразовательные школы. Частное дополнительное образование в Швеции также представлено в области спорта — многие спортивные клубы открывают свои собственные коммерческие школы для обучения детей. Частные школы по
музыке, танцам и искусству не распространены.
В Швеции все дополнительное образование, как государственное, так и частное, является формально платным. Однако государственные и
муниципальные школы предоставляют наиболее уязвимым социальным
группам условно-бесплатные занятия. На занятия со скидкой могут
претендовать члены многодетных семей, сироты, дети с одним родителем.
Работа с талантливыми детьми в контексте дополнительного образования в Швеции не фигурирует

2

 Великобритания

 В Великобритании дополнительное образование детей представлено в
муниципальных школах; частных образовательных организациях; частных
школах-интернатах.

 Участие в дополнительном образовании в Великобритании не обязательно, но, согласно опросам, большая часть детей участвуют хотя бы в одном кружке (преимущественно спортивной направленности). В Великобритании распространено дополнительное образование в частных школах, где кружки бесплатны при условии оплаты основного образования. Вторым наиболее популярным поставщиком дополнительного образования являются частные организации, предоставляющие обучение в основном по языковому и STEM-направлениям (инжиниринг, программирование, робототехника). Доступ к внешкольным видам активности достаточно затруднен из-за высокой стоимости. Университеты на своих сайтах не предлагают занятия для школьников, отсутствуют или мало распространены профильные школы (художественные, музыкальные, театральные и т. д). Работа с талантливыми детьми проводится на платной основе, и в основном в частных, а не государственных организациях.

3

 Испания

 Профильные государственные образовательные организации.

Государственные досуговые и культурно-просветительские организации


 В Испании дополнительное образование регламентируется на уровне автономных областей, но не имеет права идти вразрез с национальной программой. Соотношение государственного и частного сектора в дополнительном образовании детей примерно одинаковое. Достаточно большой перевес заметен только в обучении иностранным языкам: дополнительно английский язык в государственных организациях изучают 4,5 млн человек, а в частных — всего 1,5 млн. Такая разница в цифрах может быть объяснена увеличением государственного финансирования в области иностранных языков, в связи с которым государственные школы стали предоставлять больше бесплатных часов. Каждая автономная область на своем сайте вывешивает список лучших организаций дополнительного образования, доступных для посещения местными жителями. Школы основного образования делятся на публичные (государственные) — 68%, частные (оплачиваются родителями) — 18%, а также смешанные — 14%13 (построены частными инвесторами, получают выплаты от государства, подчиняются правилам государственных школ, частично оплачиваются за счет родителей). В дополнительном образовании деление точно такое же. Уроки почти никогда не проводятся в здании общеобразовательных школ. В основном к государственным организациям дополнительного образования относятся организации, реализующие программы творческой направленности и иностранных языков. Спортивные организации дополнительного образования преимущественно являются частными. Занятия в государственных и частных организациях отличаются стоимостью и уровнем подстройки под запрос потребителя. Высшие учебные заведения, так же как и в Швеции, не вовлечены в дополнительное образование детей. В Испании существует достаточно большое количество организаций, предоставляющих бесплатное дополнительное образование детей. В основном такие организации предоставляют услуги по приоритетным направлениям обучения в Испании (иностранные языки, инженерно-техническое и естественнонаучное направления подготовки).

4

 Австралия

 Государственные общеобразовательные школы.

Муниципальные профильные школы.

 Согласно информации на сайте департамента образования Австралии, возможность получения дополнительного образования реализуется как в государственных, так и в частных образовательных организациях. Дополнительное образование организовано на уровне штата, а затем района, то есть штат выделяет помещения для занятий в разных районах, подбирает учителей и материалы. В государственных школах в Австралии учатся 66% детей, 20% — в католических и 14% — в независимых. В стране существуют три типа организаций дополнительного образования: частные, государственные (занятия проходят в общеобразовательных школах) и коммунные (муниципальные). Частные организации бывают представлены малым бизнесом, национальной или международной франшизой. Государственные организации предлагают занятия после основных уроков, а также структурированные курсы (где первая часть — обязательная образовательная программа, а вторая, по желанию, относится к дополнительному образованию). Дополнительное образование в коммуне может быть представлено как волонтерскими местными организациями, так и той или иной формой государственно-частного партнерства. В Австралии дополнительное образование зачастую является бесплатным, либо условно-бесплатным, так как представлено в основном в государственных общеобразовательных школах. Муниципальные профильные организации чаще всего предоставляют недорогие занятия, либо берется плата только за аренду помещения.


 

Задание 2. Проанализируйте типологию услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по предметной области (по итогам анализа заполните таблицу о 3-4 странах).

 

п/п

Страна

Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по предметной области

Сходства и различия с системой дополнительного образования России

1

 Швеция

 Небольшие муниципалитеты имеют минимум две школы дополнительного образования для детей: творческую и спортивную.

 В Швеции тематическое разнообразие дополнительного образования
зависит от состоятельности коммуны. Небольшие муниципалитеты имеют
минимум две школы дополнительного образования для детей: творческую и
спортивную. Богатые коммуны могут располагать сразу несколькими типами
школ. Например, творческая школа включает в себя: занятия по
изобразительному искусству, созданию керамики, обучению игре на
музыкальных инструментах, написанию песен и стихов, хоровому искусству, а
также танцевальные и театральные занятия. В спортивной школе представлены основные типы групповой активности.

2

 Сингапур

  Министерство Образования выделяет четыре группы дополнительных занятий с примерным перечнем видов активности: _клубы и сообщества: шахматы, дебаты, занятия по предметам (например, естественные науки); _физическая активность и спорт: баскетбол, настольный теннис, футбол и другие;

военно-патриотическое воспитание (Uniformed groups): кадетский корпус, детский Красный крест, Сингапурские скауты, корпус Гражданской защиты, военные;

визуальные и зрелищные виды искусства: фотография, рисование, скульптура, каллиграфия, хор, музыкальная группа, ансамбль, театр.

 Отличительная особенность Сингапура — наличие специальных программ
по музыке и творчеству. Курс длится четыре года, искусство или музыка
изучаются наравне с общеобразовательными предметами. Программу можно
пройти как в средней, так и в старшей школе

3

 США

ВСША содержание дополнительного образования очень разнообразно.
Предлагается деление согласно основной цели образовательной программы:
- кружки по специальностям (спорт, искусство, наука, театр) — для
получения более глубоких знаний в выбранной области;
- универсальные кружки (группы продленного дня) — детям помогают
выполнять домашнее задание, они играют, основная цель — переключение ребенка;
- академические кружки (предметные занятия) — целью является
повышение академических успехов, наверстывание пропущенного
материала

 Наибольшее внимание уделяется кружкам по специальностям. В США
хорошо развиты так называемые industry-relations: представители известных
корпораций проводят уроки в организациях дополнительного образования.


 

Задания по теме  4.2 Перспективы развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях

Цель: закрепление знаний о перспективах развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях; формирование умений разрабатывать структуру уроков и учебных занятий.

 

Задание 3. Сравните возможности (3-4) организаций дополнительного образования и организаций общего образования в решении задач дополнительного образования детей.  По итогам сравнительного анализа заполните таблицу:

 

п/п

возможности организаций дополнительного образования в решении задач дополнительного образования детей

возможности организаций дополнительного образования и организаций общего образования в решении задач дополнительного образования детей

направления и перспективы развития организаций дополнительного и общего образования в решении задач дополнительного образования

1

 Отсутствие государственного образовательного стандарта для программ дополнительного образования детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ.

 Государственным образовательным стандартом для школ установлены требования для основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов.

 Художественное направление. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства(программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества).

2

 Варьирование содержания и темпа освоения программ обучающимися.

 Существует основательная законодательная база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д.

 Туристско-краеведческое направление. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). Туризм (походы,путешествия с использованием спортивного оборудования.)Краеведческое(теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края).

3

 Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов.

 Классно-урочная система предусматривает проведение урока, который, как правило, ограничен стенами кабинета и регламентирован временными рамками.

 Эколого-биологическое направление. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы.

4

 Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету.

 Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал.

Техническое направление.



Задание 4. Составьте блок-схему «Направления развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях РФ». Обоснуйте актуальность знания этих направлений для организации деятельности педагога дополнительного образования. 

 


Направления развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях РФ




Военно-патриотическое




Культурологическое



Эколого-биологическое

Социально-педагогическое



Художественно-эстетическое

Научно-техническое

Естественно - научное




Физкультурно-спортивное



На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Т.е., сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в 21 веке.


Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.

Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.

Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.

Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.

При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей, и мониторинга эффективности работы организаций дополнительного образования.

Существующая система нормативного регулирования ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования, модернизации инфраструктуры.