Файл: 3. 2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5. Разработайте проект создания предметно-развивающей среды в учебном кабинете (мастерской, лаборатории) по любому направлению программы дополнительного образования.
Проект создания предметно-развивающей среды кабинета музыкального воспитания по программе дополнительного образования «в мире музыки»
Задачи обучения состоят в том, чтобы не только дать учащимся навыки, знания, грамотность, но и развивать критическое и креативное мышление, коммуникацию, кооперацию, личностный потенциал учащихся.
В чем особенность современной предметно-развивающей среды кабинета музыкального воспитания?
Среда должна соответствовать следующим принципам:
-
многофункциональности, т.е. способности среды к изменению, корректировке, развитию. Она должна открывать новые возможности для обучающихся, обеспечивать все составляющие образовательного процесса; -
гибкого изменения интерьерных объёмов, позволяющего обучающимся заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; -
эмоционально-эстетической организации среды, т.е. в интерьере должно быть не только уютно, удобно и комфортно, но и красиво.
Основная цель проекта: создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей комфортные условия обучения, духовно-нравственного становления и развития личностного потенциала обучающихся.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи.
Задачи проекта:
-
способствовать наиболее эффективному использованию учебного оборудования и технических средств обучения; -
обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию учащихся к изучению предмета; -
способствовать применению методов и приемов на уроке и внеурочной деятельности; -
способствовать развитию творческих способностей обучающихся; -
соответствовать требованиям санитарных норм и правил.
Мое представление о кабинете музыкального воспитания выглядит так: Войдя в него, сразу же испытываешь эмоциональный подъем. Прежде всего, помещение светлое, уютное, оригинально оформленное и удобное для всех видов занятий (индивидуальная, групповая, коллективная), предусмотренных учебной программой и комфортное для внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий.
На зрительное восприятие влияет, в первую очередь, цветовое решение отделки стен: теплые оттенки светло-желтого или абрикосового окраса. Оконные проёмы оформлены жалюзи. Мебель, ученические парты, компьютерный стол и стол учителя светлых оттенков дерева. Музыкальный кабинет не перегружен предметами обстановки, он остается функциональным и при этом достаточно просторным и удобным для перемещения учеников во время урочной и внеурочной занятости. Дизайн кабинета спланирован так, что теплая, уютная обстановка помогает учащимся раскрепоститься и создать на уроке музыки активную творческую атмосферу. Этому же способствует и красочное, нарядное, музыкальное оформление всего пространства.
На передней стене, позади учительского стола, располагается школьная доска (магнитная) для оформления наглядного материала к уроку или творческих работ, проектов учащихся и экран.
Боковая стена отведена для шкафов, в которых хранятся музыкальные инструменты, наглядные пособия, книги, сборники, учебно-методические материалы, разработки и т. д., задняя стена используется для стендов, тематической наглядности (музыкальные жанры, музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, виды оркестров) и портретов выдающихся музыкантов. Стенд «В мире музыки» изображен в форме фортепианной клавиатуры, на которой каждая беля клавиша будет отрываться (как перекидной календарь) по мере написания информации. Учащиеся могут написать цитаты людей о музыкальном искусстве, новости о музыке, композиторах, артистах, группах, и вообще, что связано с миром музыкального искусства. С помощью наглядного стенда «Музыкальный вестник», который будет состоять из фотографий композиторов и белого листа, на котором учащиеся одного класса по окончании урока или на этапе рефлексии учащиеся смогут записывать пройденные на уроке музыкальные термины, названия произведений, и выбрать фото композитора, тем самым будет происходить коммуникация между учащимися разных классов.
Стенд «Найди ноту в слове» на которой изображены ноты с названиями, учащиеся записывают любые слова, в которых внутри слова есть эти ноты. Таким образом пространственная –предметная среда привлекает учащихся вне урока, а у учащихся развивается критическое мышление (поиск информации). На стенде «Наше творчество» будут выставлены творческие проекты учащихся.
Кабинет поделен на зоны: зона учения, зона восприятия музыки, экспериментально- творческая зона.
В зоне учения находятся столы со стульями. Столы имеют треугольную форму с закругленными углами располагаются в три ряда по три стола. Для проведения групповой работы, проектных занятий, допускается установка столов в форме круга. Например: на уроке обобщения «В гости к музыке» задание для групповой работы: внимательно прочитайте стихотворение Д.Хармса и найдите спрятанные ноты.
Несчастная кошка поРЕзала лапу –
СИдит, и ни шагу не может ступить.
СкоРЕй, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики наДО купить!
Развивается коммуникация, кооперация.
Рабочее место педагога дополнительного образования в кабинете укомплектовано синтезатором, который необходим для демонстрации различных музыкальных фрагментов, песенного показа материала, музыкальных стилей, при распевании голосового аппарата, а также для сопровождения концертных выступлений в качестве аккомпанемента, основными техническими средствами: компьютером, проектором, экраном, музыкальным центром. Благодаря новейшим компьютерным технологиям и цифровым образовательным ресурсам, учитель вместе с детьми может создавать электронные презентации, осваивать новые направления в развитии школьного образовательного пространства.
Благодаря Интернет-ресурсам, стала возможной демонстрация на уроке не только иллюстраций с изображением какого - либо музыкального инструмента, национального или сценического костюма, портрета, фотографии или репродукции картины, но и просмотр видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
В зоне восприятия музыки будут размещены мобильные пуфики, которые в зависимости от задач урока учащиеся смогут перемещать их в другую зону, музыкальный центр с Bluetooth-гарнитурой ( наушники с микрофоном, которые подключаются к любому устройству). Например: если урок посвящен знакомству с каким-либо произведением (опера, балет, мюзикл, и т.д) они перемещаются в зону восприятия музыки для просмотра прослушивания отрывков из произведений. Если же это нестандартный урок в форме игры, или закрепление материала, то дети занимают различные зоны, и каждая группа занимается своим заданием, не мешая друг другу.
Экспериментально - творческая зона: самым важным оборудованием кабинета являются, конечно же, музыкальные инструменты, что отличает музыкальный кабинет от всех остальных.
Необходимым оборудованием кабинета являются учебно-практические инструменты. К ним относятся: народные инструменты:
деревянные ложки, бубен. Ударно-шумовые инструменты:
тамбурин, треугольник, трещотка, коробочка, колотушка, грематуха и другие. Этнические инструменты: маракасы, кастаньеты.
Данные инструменты используются во внеурочной деятельности. Все это очень нравится детям, а некоторым из них уроки музыки дают стимул для дальнейшего профессионального освоения инструмента.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство. Практически каждый ученик может освоить игру на ударно-шумовых инструментах. Учащиеся с удовольствием сами распределяют роли игры на инструментах и составляют музыкальные ритмы к музыке.
Игра на музыкальных инструментах, один из видов деятельности, которая развивает память и умение сконцентрировать внимание. Способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. При игре на различных музыкальных инструментах у учащихся происходит повышение уровня познавательной и творческой активности, возможность проявления эмоций и понимания своего эмоционального состояния, формирование оптимистического мироощущения, снижение количества испытываемых отрицательных эмоций и снятие психоэмоционального возбуждения. Музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Во внеурочной деятельности дети оказываются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Самой активной деятельностью является пение, что способствует творческому развитию детей.
С целью развития творческого потенциала учащихся, музыкально-сценических способностей и их самореализации в кабинете музыки веду большую внеклассную работу. На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем творческого объединения «Канон».
Предполагается, что реализация проекта позволит получить современные образовательные результаты:
-
компетентность мышления: критическое мышление, креативность мышления, способность к анализу и аргументации; -
компетентность взаимодействия с другими: сотрудничество (в том числе в роли лидера), способность договариваться, убеждать, аргументировать; -
компетентность взаимодействия с собой: способность к саморегуляции, самоконтролю, способность рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач.
По итогу реализации проекта будет создана новая пространственно-предметная среда, где учащиеся в большей степени будут характеризоваться активностью своих действий и свободой творческих проявлений. Выпускники будут отличаться высокоразвитым личностным потенциалом, креативностью и критичностью мышления, социальной активностью и активностью в познании мира, коммуникативной компетентностью и развитым эмоциональным интеллектом.
Пермь - 2023