Файл: Учебник для 8 класса А. И. Кравченко Обществознание поурочные планы к учебнику А. И. Кравченко Обществознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок по обществознанию в 8-м классе по теме "Конфликты в обществе"
Статья отнесена к разделу: Преподавание истории
Цели:

учебная – добиться усвоения основных понятий урока;

воспитательная – развитие в детях чувства уважения к чужому мнению, учить учащихся на практике разрешать конфликты

развивающая – формирование социокультурных ценностей
Основные понятия:

Конфликт.

Компромисс

Арбитраж

Конфронтация
Эпиграф
«Плохой мир лучше хорошей ссоры»

(народная мудрость)
Оборудование:

учебник для 8 класса А.И. Кравченко «Обществознание»

поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание»

мулитимедийное пособие «Обществознание 8-11 классы»

новые понятия и схемы, оформленные на листах А3 (в мульфорах).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.

II. Изучение нового материала.
1. Актуальность изучения темы и степень её изученности (беседа).
Мы продолжаем изучение социальной сферы, сегодняшний урок – первый в этой четверти и посвящен он теме «Конфликты в обществе».

Вопрос ребятам: Почему мы с вами будем изучать эту тему?

(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознавать конфликт и грамотно выходить из него.)

Интерес к изучению конфликтов возрос в 50-ые годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире. Изучением этой проблемы занимались Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.
2. Понятие «конфликт» и его классификация. (беседа)

а) Что такое «конфликт»? (спор, выяснение отношений)

Конфликт (в переводе с латинского) – спор, столкновение.

б) Какие мы можем выделить конфликты? Что лежит в основе их классификации? (число участников конфликта, причина конфликта и др.)

Учитель и учащиеся выделяют виды конфликтов и записывают их.
Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (два участника);

  • социальные (много участников, государства).

Типы конфликтов (по причинам):

  • экономические;

  • политические;

  • этнические;

  • культурные и религиозные;

  • профессиональные.


в) просмотр фрагмента из мультимедийного пособия (исторические и бытовые примеры конфликтов).

– назовите участников межличностных и социальных конфликтов?

г) работа с отрывком из статьи конфликтолога из мультимедийного пособия.

– назовите основное отличие объективного и субъективного конфликта (объективный – не зависит от людей, субъективный – зависит от людей).

д) просмотр видеофрагмента о видах конфликтов.

Физминутка !!!

3. Способы протекания конфликта (беседа).

Работа со схемой в учебнике на странице 154. Комментирование вместе с учащимися этих способов протекания конфликтов (приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество) и объяснение новых слов.

4. Пути выхода из конфликта (работа с схемой – кратко!!!).

мирные – компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж;

насильственные – применение силы.
III. Закрепление.

1. Ролевая игра.

ученик опоздал на урок – показать все возможные варианты выхода из конфликта (участники: учитель и 3-4 ученика);

восьмиклассник Коля попросил Олега помочь на контрольной работе по алгебре. Но Олег успел решить только свое задание. Коля получил «2» – показать все возможные варианты выхода из конфликта. (участники - 2 ученика)

2. Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни конкретных людей. Они помогают четко определить позиции и интересы сторон, дают выход отрицательным эмоциям, являются попыткой добиться своих целей.

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Что можно возразить или уточнить в высказывании психологов?

3. Какие конфликты имеют объективную и субъективную причину?

конфликт отцов и детей;

конфликт при взаимодействии человека с окружающей средой;

межклассовый конфликт;

между мечтой и реальностью.

В современном мире вступая в отношения между собой люди оказываются в конфликтах, умение выйти из них – главное достоинство человека.
IV. Домашнее задание:

§23, работа с таблицей после § 23.
V. Выставление оценок.

VI. Окончание урока.

Обществознание. 8 класс.

Учебник: Кравченко А.И. «Обществознание». М. «Русское слово». 2013г.

Программа: А.И.Кравченко «Обществознание» М. «Русское слово» 2012 г.

Тема «Конфликты в обществе».

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)



Цель: оптимизация учебного процесса, повышение уровня учебной мотивации,

освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ОГЭ.

Компетенции:

Предметная: формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования. В целом способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала. Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
Личностная: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Применение на практике способов решения конфликтов.
Планируемые результаты:

Знание:

  • понятий: конфликт, противоречие, разрешение конфликта;

  • основных причины возникновения конфликтов;

  • основных особенностей разрешения конфликтов.


Умение:

  • давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;

  • анализировать данные;

  • классифицировать конфликты по их характерным чертам;

  • строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;

  • давать собственную оценку, приводить собственные примеры;

  • характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия;

  • сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.

Понимание:

  • сущности социальной напряженности общества;

  • сущность конструктивного разрешения конфликта.

Приоритетные виды межпредметных связей:

– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом истории и психологии на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний из литературы и русского языка;

– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);

– специально-предметные – причинно-следственные, экспериментально-практические, взаимообратные.

Тип урока: изучение нового материала

Технология развивающего обучения.
Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление памятки, обращение к жизненному опыту учащихся.

Оборудование:

  • учебник: Кравченко А.И. Обществознание, 8 класс. – М. Русское слово, 2013г.

  • материалы с заданиями, документы;

  • компьютер, проектор,экран.

  • презентация.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к работе.

  3. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.

5. Рефлексия

6. Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся за работу в течение урока, задание для самоподготовки
.

Этапы урока

№ п/п

Содержание этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап.


Проверка готовности учащихся к уроку.




2

Этап подготовки учащихся к работе

Предлагаю вам прочитать эпиграф к уроку и посмотреть несколько слайдов, затем сформулировать тему урока.

Читают, смотрят, формулируют тему «Конфликты»

Запишите тему в тетрадь «Конфликты в обществе».




3

Актуализациясубъектногоопытаучащихся. Изучение нового материала.


Как вы думаете, почему мы будем изучать эту тему?

Дополнение учителя: В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы с вами должны научиться распознавать конфликты и грамотно выходить из них.

Интерес к изучению конфликтов возрос в 50-ые годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире.

Изучением этой проблемы занимались такие известные люди, как Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.

Какова цель урока?

Предлагаю к завершению урока создать памятку по преодолению конфликтных ситуаций.
Вопрос учащимся: Что же такое конфликт? Предлагаю заполнить ассоциативное колесо:



Конфликт






Ответы учащихся

Дать определение понятия «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, причины конфликтных ситуаций, найти способы их разрешения.

Предлагают варианты ответов: столкновение, борьба, противостояние, противоречие, разногласия…







Сформулируйте свое определение понятие конфликта.

- Прочитайте определения, которые сформулированы различными учеными.


  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).

  2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).

  3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).


- Сравните их со своим определением. - Что общего в этих определениях?

Сделайте вывод.

Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

- присутствие двух или более людей;

- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.


Предлагают варианты ответов

Это спор, столкновение людей, социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.








Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.

Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации.

Вопрос учащимся: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации?


Конфликты между людьми, государствами.

Их можно разделить по числу участников конфликта, причина конфликта и др.







Учитель и учащиеся совместно выделяют виды конфликтов и записывают их:

Типы конфликтов (по числу участников):

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (два участника);

  • социальные (много участников, государства).


Типы конфликтов (по причинам):

  • экономические;

  • политические;

  • этнические;

  • культурные и религиозные;

  • профессиональные.


Приведите пример на каждый вид конфликта.


Называют вид и приводят пример.







Подумайте и назовите причины выше перечисленных конфликтов.

Причины конфликтов:

- борьба за власть;

- за престиж;

- за влияние;

- за авторитет;

- экономическое неравенство;

- межнациональные распри;

- идеологическая несовместимость;

- межконфессиональные конфликты и т.д.








По способам протекания конфликтов, классификация их выглядит следующим образом:

  • Конфронтация – пассивное противостояние групп.

  • Компромисс – взаимные уступки.

  • Конкуренция – получение выгоды.

  • Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.

Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Приведите примеры.

Называют вид и приводят пример.







Какие способы решения конфликтов вы можете предложить? Используйте материал учебника стр. 156.

Называют компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы.







Существуют следующие характеристики различных стратегий поведения в конфликтах:

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.






4

Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.

Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения различных стратегий поведения.

Ситуации.

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение







Работа в группах.

Практические задания группам. Каждая группа получает задание. Выполнение в течение 5 – 6 минут. Кроме группового задания все группы должны предложить свои варианты решения конфликта.

Задание 1 группе. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками

Причины конфликтов

Характеристики конфликтов

А. Экономическое неравенство

1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма

Б. Идеологическая несовместимость

2. Столкновение различных взглядов, идей

В. Политическое противостояние

3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами

Г. Межнациональные распри

4. Борьба за власть

Д. Межконфессиональные конфликты

5. Столкновение носителей различных религий



Работа в группах и представление результата.







Задание 2 группе. Сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля:

Девизы:

  1. Никто не выиграет в конфликте, поэтому я ухожу от него.(избегание)

  2. Чтобы ты победил, ты должен проиграть (конкуренция).

  3. Чтобы ты выиграл, я должен проиграть (приспособление).

  4. Чтобы каждый из нас что – то выиграл, каждый из нас что – то должен проиграть (компромисс)

  5. Чтобы выиграл я, ты должен выиграть (сотрудничество).

Работа в группах и представление результата.







Задание 3 группе. Работа с терминами.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конфликт»: компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт»

Ответ: реабилитация.

Работа в группах и представление результата.







Задание 4 группе. Учащимся предложена старинная индийская сказка. Они должны определить ошибку мудрецов, помочь им узнать, как на самом деле выглядит слон, переписать конец сказки.

Работа в группах и представление результата.







Задание 5 группе. Написать синквейн, используя понятие «Конфликт» (Приложение 1)



Работа в группах и представление результата.







Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта». Каждая группа предлагает свои пути решения конфликта.

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя останавливаться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


Формулирование текста памятки

5

Рефлексия

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.










Конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут терпимо относиться друг к другу.

«Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения, - будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду

Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Старайся не причинять вреда другому человеку.





6

Подведение итогов урока с выставлением оценок, задание для самоподготовки.

Выставление оценок.

Д/з пар.23, составить кроссворд по теме «Конфликты».