Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом дежурных караулов 65 псч тема Защита населенных пунктов от ландшафтных (природных) пожаров. Вид занятия классногрупповое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мобильные роботизированные комплексы пожаротушения ЕЛЬ-4 и ЕЛЬ-10 позволяют проводить работы по разграждению проходов в лесных завалах, а также тушению пожаров с помощью водопенных средств. В ходе проведенных работ была показана возможность создания проходов в зоне проведения расчистки леса при одновременном пожаротушении. Расход воды на ЕЛЬ-4 составил 20 л/с, которая подавалась на фрагмент леса в зоне боевого участка, который прикрывает ЕЛЬ-4. Дальность подачи воды в секторе подачи воды с углом 90 град., составляло 35 м. Целесообразно использование добавок к ОТВ.

6. Определение необходимого количества сил и технических средств для тушения ландшафтных пожаров

7. Подготовка и реагирование подразделений МЧС России в весенне-летний пожароопасный период

Мероприятия по подготовке населённых пунктов:

1. В осенний и весенний период необходимо проводить следующие мероприятия:

- подготовить населенные пункты к предстоящему пожароопасному периоду путем проведения опашек, создания противопожарных полос профилактическим выжиганием либо скашиванием сухой травы по периметру населенных пунктов с внешней стороны;

- провести мероприятия по очистке территорий населенных пунктов от горючих отходов, мусора, сухой растительности;

- установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населённых пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров;

- разработать схему тушения возможных пожаров на территориях сельских населённых пунктов первичными средствами пожаротушения;

- в каждом муниципальном образовании создать рабочие межведомственные группы для разработки, совместно с заинтересованными органами, методики тушения ландшафтных пожаров с учетом особенностей местности, климатических условий, наличия сил и средств и т.д.

При проведении пожарно-тактических занятий и учений подразделениями ГПС - осуществлять практическую отработку Планов по защите населенных пунктов от перехода лесных пожаров. В качестве превентивных мероприятий по недопущению перехода ландшафтных и лесных пожаров на населенные пункты, при проведении подразделениями ГПС пожарно-тактических учений (занятий) по теме: "Защита населенных пунктов от природных пожаров" планировать проведение профилактических отжигов на наиболее опасных направлениях, привлекать на учения лесопожарные формирования и добровольные пожарные формирования муниципальных образований.


2. При наступлении пожароопасного периода необходимо предусмотреть:

- организацию работы наблюдательных постов в населенных пунктах и оперативных групп для отслеживания лесопожарной обстановки и выявления очагов лесных и ландшафтных пожаров;

- установку систем видеонаблюдения лесных массивов, с выводом на диспетчерские пункты (ЕДДС, ПСЧ, ДДС) для своевременного обнаружения лесных пожаров вблизи населенных пунктов;

- усовершенствование системы оповещения населения в населенных пунктах, с возможностью включения оповещения напрямую с диспетчерских пунктов (ЕДДС, ПЧ, ДДС);

- организацию работы межведомственных оперативных мобильных групп, добровольных пожарных дружин и рабочих команд из населения на проведение предупредительных мероприятий по недопущению распространения лесостепных пожаров к населённым пунктам;

- порядок организации ночных дежурств силами добровольцев населенных пунктов;

- порядок установки барьеров, заграждений и иных средств принудительного ограничения въезда в леса;

- порядок проверки, испытания, ремонт систем противопожарного водоснабжения;

- порядок организации занятий с обучающимися в образовательных учреждениях по соблюдению правил пожарной безопасности;

- порядок организации информационно-пропагандистской работы в населенных пунктах с применением мобильного комплекса информирования и оповещения населения;

- порядок организации работы МВД на стационарных и мобильных постах на дорогах для доведения до въезжающих граждан информации о введении "Особого противопожарного режима" и мерах безопасности.

В целях осуществления контроля проведения подготовительных мероприятий организовать систематическое проведение селекторных совещаний на данную тематику с руководителями соответствующих организаций и ведомств.

Для защиты населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях, в пожароопасном периоде дополнительно предусмотреть выезд специальной пожарной техники ПНС-110 (ПАНРК) и АР-2, которая в период особой пожарной опасности будет вводиться в боевой расчет, что позволит обеспечить ее выход к месту пожара в течение 1 минуты.

Определить порядок применения данной техники, направления реагирования, передачу на пожароопасный период в пожарные подразделения, с учетом их расположения и наибольшей горимости на соответствующей территории. Тем самым будет обеспечено усиление противопожарной защиты населенных пунктов.



На пожароопасный период спланировать временную передислокацию отделений на пожарных автомобилях подразделений Государственной противопожарной службы в населённые пункты охраняемые добровольцами.

В целях повышения реагирования на складывающуюся обстановку при тушении ландшафтных пожаров в условиях сильного ветра необходимо выполнение следующих мероприятий:

- при получении предупреждения об усилении ветра более 15 м/с в течение 1 часа в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) необходимо организовать деятельность рабочей группы по контролю за прохождением по территориям неблагоприятных метеоявлений. Рабочую группу должны возглавлять наиболее опытные сотрудники, имеющие допуск к руководству тушением пожара (рабочей группой осуществляется мониторинг обстановки по прохождению по территории области циклонов и атмосферных фронтов сопровождающихся сильным ветром, отслеживается и анализируется сила ветра направление движения по территории субъекта Российской Федерации);

- в течение 1,5 часов провести оповещение 100% личного состава подчинённых подразделений, ввести в расчёт резервную пожарную технику;

- при подтверждении предупреждения проивести сбор 100% личного состава, доукомплектовать дежурные караулы прибывшим личным составом, сформировать резервные группы пожаротушения;

- в подчинённых подразделениях организовать деятельность рабочих групп, ответственных из числа руководящего состава подразделений (рабочим группам ГУ МЧС России и подчинённых подразделений осуществляется непрерывный обмен информацией об обстановке на охраняемой территории; рабочей группой ГУ МЧС России осуществляется общее руководство и координация действий, определяется достаточность сил и средств муниципальных образований, контролируется своевременность реагирования подчинённых подразделений на складывающуюся обстановку);

- привести в готовность опорные пункты по тушению крупных пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

- провести усиление диспетчерской службы подчинённых подразделений;

- организовать выставление в заранее определённых местах мобильных постов подразделений ФПС в составе одного отделения на основной пожарной технике и численностью личного состава не менее 4 человек (старшие мобильных постов назначаются из числа среднего и старшего начальствующего состава подчинённых подразделений, имеющих допуск к руководству тушением пожаров);


- в проводимых мероприятиях задействовать подразделения всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательные формирования, входящие в состав гарнизонов пожарной охраны;

- организовать патрулирование территорий охраняемых объектов силами подразделений частной и ведомственной пожарной охраны;

- организовать патрулирование территории населённых пунктов с привлечением добровольцев и волонтёров (организуется взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел и другими представителями ФОИВ на охраняемой территории, осуществляется их привлечение к проводимым мероприятиям);

- провести оповещение населения с использованием всех возможных способов;

- во взаимодействии с органами местного самоуправлениями провести уточнение наличия на охраняемой территории и готовности к применению инженерной и приспособленной техники (на уровне муниципальных образований) порядок привлечения данной техники доложен определяться приложениями к Расписаниям выездов подразделений пожарной охраны, сведения о наличии и готовности к применению инженерной техники, техники предназначенной для подвоза воды и техники приспособленной для целей пожаротушения на территории муниципальных образований должен ежесуточно уточняются диспетчером ЕДДС).

8. Опыт ликвидации ЧС в Республике Хакасия и Забайкальском крае

В апреле 2015 года на территории Забайкальского края и Республике Хакасия в связи с ухудшением погодных условий (ветровая нагрузка) и отсутствием осадков ухудшилась пожароопасная обстановка.

В ходе несанкционированных палов сухой травы, поджогов в условиях штормового ветра произошло быстрое распространение лесных и степных пожаров с одновременным переходом пожаров на жилые дома и надворные постройки, либо возникновением угрозы от лесных пожаров и степных палов населенным пунктам, дачным кооперативам и объектам экономики Забайкальского края и Республике Хакасия одновременно. Исходя из справочных данных верховые лесные пожары распространяются со скоростью более 25 км/час (416 м/мин).

В этих условиях распространение пожаров по жилому сектору и надворным постройкам также характеризовалось большими скоростными параметрами распространения, которые доходили до 25 м/мин, кроме этого быстрому распространению пожаров на значительные площади способствовал заброс горящих головней и углей на негорящую территорию, здания, сооружения и строения которые в условиях штормового ветра составляет от 500 до 600 метров. В результате этого снопы искр и горящие остатки заносились вглубь не горящей территории и способствовали возникновению очагов горения на значительном удалении от фронта пожара.


Под угрозу попали населенные пункты с жилыми домами и хозяйственными постройками 5 степени огнестойкости 1980-2015 годов постройки, 1-2 этажные, плотной застройки.

В ходе данных событий в соответствии с решением КЧС и ОПБ по Забайкальскому краю и Республике Хакасия территориальные и функциональные подсистемы РСЧС Забайкальского края и Республике Хакасия приведены в режим "ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ".

Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной ландшафтными пожарами, потребовалось задействовать силы и средства территориальных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - РСЧС. В том числе: МЧС России, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства сельского хозяйства, Федерального агентства лесного хозяйства.

Для организации эффективного управления и координации деятельности сил и средств, привлекаемых для ликвидации пожаров созданы оперативные штабы по ликвидации чрезвычайной ситуации, на базе постоянно действующей рабочей группы Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности.

Общее руководство группировкой сил и средств МЧС России при тушении пожаров осуществляли:

1. С введения чрезвычайной ситуации - начальники Главных управлений МЧС России.

2. Для оказания помощи в руководстве тушением пожаров на наиболее сложных направлениях - заместитель Министра РФ.

Руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации назначены заместители председателя правительства - руководители администраций.

Оперативными штабами и руководством по ликвидации ЧС принимались решения по следующим направлениям:

- организация работ по тушению пожаров и всестороннему обеспечению действий сил и средств;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке на участках тушения в ходе проведения работ по тушению пожаров;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- привлечение, в установленном порядке организаций и населения к ликвидации пожаров.

Для обеспечения непрерывного контроля обстановки, оперативного реагирования на ее изменения, оптимизации распределения сил и средств для тушения пожаров оперативным штабам всех уровней была поставлена задача проведения непрерывного мониторинга действующих очагов пожаров и пожароопасных территорий.