Файл: Составитель учитель начальных классов Петухова М. Г. Технологическая карта по математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составитель: учитель начальных классов Петухова М.Г.


Технологическая карта по математике.


Тема

Конкретный смысл действия умножения

Класс

2

Цель темы

организация деятельности школьников по ознакомлению с понятием умножение, раскрытие смысла действия умножения.

Задачи темы


  • разъяснить детям новое математическое понятие: «умножение»;

  • раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых

  • познакомить со знаком и записью действия умножения.

  • развивать умение планировать свою учебную деятельность, умения анализировать и обобщать, делать выводы.

  • воспитывать культуру общения, взаимопомощи.

  • развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память; активизировать мыслительную деятельность;

  • развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, развивать умение решать текстовые задачи;

  • создать условия для развития аналитико-синтетической деятельности;

  • совершенствовать умение классифицировать объекты и соотносить предметные и знаково-символические модели;

  • способствовать расширению активного словарного запаса;

  • развивать навыки сотрудничества и рефлексивно-оценочной деятельности;

  • формировать познавательный интерес к предмету

УУД

Предметные

научатся: сравнивать числовые выражения по возможности замены их на новый вид действия; определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых на умножение.

Личностные

осознавать необходимость учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; в сотрудничестве с учителем планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; владеть общим приемом решения задач

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Основные понятия

Умножение, знак умножения - точка

Межпредметные связи

литературное чтение, физкультура

Тип урока

«открытие» нового знания

Методы обучения

продуктивный, проблемный, репродуктивный

Организация пространства

индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 2/ М.И. Моро.–5-ое изд. Москва: Просвещение, 2014. ;

карточки с заданиями, иллюстрации


План-конспект урока по учебнику
«Математика. 2 класс 2 часть»
Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова

Тема: Умножение

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

I этап Организационный момент
Цель – активизация учащихся.


Погружаются в рабочую атмосферу.


Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

- Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

- Дети! - Солнышко поможет нам преодолеть препятствия, которые приготовила нам Зима, и приблизить приход Весны.

-На этом солнышке должны появиться лучи. Помогите, пожалуйста, определить какие они будут. Выберите!

*повторять

*баловаться

*узнавать новое

*наблюдать

*советоваться друг с другом

*помогать

*мешать одноклассникам

*отвлекаться

*сравнивать (Учащиеся выбирают лучи: повторять, узнавать новое, наблюдать, советоваться друг с другом, помогать, сравнивать, доказывая, почему).

Начнем с устной работы.

II этап

Актуализация знаний
Цель – устные вычисления, повторить сложение и вычитание чисел в пределах 100; повторить геометрические фигуры прямоугольник и квадрат, нахождение периметра этих фигур.


Погружаются в групповую работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.

1.Дети решают числовые выражения, командир группы проверяет и записывает в таблицу буквы под значениями числовых выражений. 2.Выдвигают предположения по различным способам группировки.

Учащиеся группируют числовые выражения. Проводят проверку по данному учителем образцу.

3. Учащиеся называют фигуры, выделяют общее и различия, находят периметры фигур.


Организует групповую работу по повторению

«Устные вычисления»

Создаёт условия для организации деятельности по группировке числовых выражений 3 способами.
Организует взаимопроверку учащимися.

Организует работу учащихся по сравнению фигур, выделению общего и нахождению различий.
Создаёт условия для работы по вариантам и проверки выполненного задания.


  1. Устные вычисления.

- Задание: разбейтесь на 4 группы, выберите командира группы, решите числовые выражения и запишите в таблицу буквы. Если вы решили всё правильно, то вы получите слово – тему нашего урока. (Ученики вычисляют, записывают, получают слово – тему урока «Умножение».)


35

37

47

48

52

100

47

73

100































92 + 8

Е

28 + 7

У




54 – 7

Н

90 – 42

О




25 + 12

М

53 + 20

И




82 – 30

Ж




  1. Теперь мы выполним знакомые для нас задания для того, чтобы подготовиться к изучению нового материала.

Наблюдение за числовыми выражениями, способы группировок.

- Внимательно посмотрите на доску, я составила выражения

10+5; 2+4+9; 5+5+5; 3+9; 1+8+3; 6+6; 4+4+4

-1 ряд:

- Найдите значения выражений…

15 12

10 + 5 = 15 3 + 9 = 12

5 + 5 + 5 = 15 6 + 6 = 12

2 + 4 + 9 = 15 4+ 4 + 4 = 12

1+ 8+ 3 = 12

-2 ряд:

- Посмотрите на количество слагаемых…

два слагаемых три слагаемых

10 + 5 5 + 5 + 5

3 + 9 2 + 4 + 9

6 + 6 4+ 4 + 4

1+ 8+ 3

-3 ряд:

- Обратите внимание на слагаемые….

одинаковые слагаемые неодинаковые слагаемые

5 + 5 + 5 10 + 5

6 + 6 2 + 4 + 9

4+ 4 + 4 3 + 9

1+ 8+ 3

- Что общего у этих выражений?

- Как можно сгруппировать(объединить) эти выражения?

- Сколько способов группировки вы нашли? (три способа группировки: 1 ряд – по значениям; 2 ряд – по количеству слагаемых; 3 ряд – выражения с одинаковыми и неодинаковыми слагаемыми)

- Запишите все выражения и их значения в тетрадь.

- Проверка

3. Геометрическая задача.

- Помощники Зимы: злой филин и вредная сова создали новую преграду. На доске геометрические фигуры.

- Какие фигуры перед нами? Докажите? (многоугольники, четырёхугольник, прямоугольник) (доказывая)
- Что у них общего? (выделяют общее: 4 угла, 4 стороны, 4 вершины, все углы прямые)

- В чём различие? (у прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны)

- Что мы можем найти у этих фигур? (периметр)

Задание:

1 вариант – находит Р прямоугольника, если

а = 5 см

в = 2 см

2 вариант – находит Р квадрата, если

а = 6 см

2 ученика у доски.

(Дети по вариантам находят периметры фигур 1 вариант- Р прямоугольника 5+5+2+2=14 см, 2 вариант Р квадрата 6+6+6+6=24 см)

Проверяем, даём оценку.

III этап

Сообщение темы и постановка целей урока
Цель - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания проблемной ситуации

Преобразуют информацию из одной формы в другую.


Строят свои рассуждения.

Высказывают свои версии.
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Организует постановку проблемы.
Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определение темы урока.


Проблемная ситуация.

- Зима посылает нам снегопад. На доске расположены снежинки в хаотичном порядке.

- Посчитайте снежинки (Дети пытаются посчитать, но получаются разные ответы).

- Удобно считать? Почему? (нет, потому что снежинок много и они разбросаны)

- Как сделать так, чтобы было удобнее считать?

Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в объединении предметов в группы

(Удобнее сгруппировать снежинки по 5 штук. Дети объединяют снежинки в группы по 5 штук и подсчитывают группы)

1 учащийся выходит к доске и объединяет снежинки в группы по 5 штук.

-Давайте запишем наши действия на математическом языке. Что мы сделали сначала? (Объединили снежинки в группы по 5 штук)

- Сколько групп получилось? (8)

-То есть мы 8 раз взяли по 5 снежинок.

-Итог работы обсуждается с детьми и записывается в тетрадь.

5+ 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 40


IV этап

Усвоение новых знаний
Цель – познакомить с действием умножения, смыслом действия умножения, его записью


Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы.
Учатся отвечать

на вопросы обоснованно.
Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения.

Проявляют умения регулировать свою деятельность.

Учатся понимать значение исследуемого материала.
Демонстрируют умения слушать информацию и интерпретировать её.

Организует работу по изучению понятий умножение, знак умножения

Открытие нового знания.

1.Знакомство с новым действием

- А в настоящем снегопаде снежинок очень – очень много.

- Как вам кажется, удобно ли так считать?

- Оказывается, в математике существует специальный знак для записи подобных сумм.

Учитель делает запись на доске

5 * 8 = 40

-Такая запись называется умножением, а точка – это знак умножения. Прочитать это выражение можно так: 5 умножить на 8 или по 5 взять 8 раз.

- Повторите хором (учащиеся читают хором)

- В каком случае мы можем заменить сложение умножением? (если все слагаемые одинаковые)

- Итак, какое открытие помогла нам сделать Зима? (если складываем одинаковые числа, то можем заменить сложение умножением)

Вывод:

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!
2.Работа по учебнику

Прочитайте на с. 48 учебника текст рядом с красной чертой.

Учитель задает вопросы учащимся, дети отвечают.

- Что такое умножение? (арифметическое действие – сложение одинаковых слагаемых)

- Как его обозначают при письме? (точкой)

- Каким действием можно заменить умножение? ( сложением одинаковых слагаемых)

- Как прочитать запись 3*4=12 разными способами (по 3 взять 4 раза, получится 12; 3 умножить на 4, получится 12)
Физкультминутка

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Раз, два, три, четыре, пять – топаем ногами,

Раз, два, три, четыре, пять – хлопаем руками.


V этап

Проверка понимания учащимися нового материала
Цель – первичное закрепление новых знаний с проговариванием в устной речи


Демонстрируют умения применять правило на практике.

Удерживают учебную задачу.

Учатся понимать значение исследуемого материала.

Строят свои умозаключения.

Выдвигают версии.

Демонстрируют умения работать в парах.

Проявляют умение работать самостоятельно.

Работают по плану.

Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу.

Учатся обобщать, контролировать, корректировать ответы одноклассников


Организует работу в парах.
Организует проверку учащихся
Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся
Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.
Организует индивидуальную работу по карточкам разного уровня сложности.

Первичное закрепление.

1. Работа в парах по раздаточному материалу.

- Выберите числовые выражения, которые можно заменить умножением.

8+8+8+8=

3+3+3+4=

2+7+2+7=

12+12+12=

6+6+6=

1+2+3+4=

- Запишите их в тетрадь, найдите значение числовых выражений. Замените на умножение.

- Проверим себя на доске. (Выходят учащиеся по одному с каждого ряда к доске, записывают выражения, вычисляют, заменяют сложение умножением с проговариванием вслух).

8+8+8+8 = 32 8*4 = 32

12+12+12 = 36 12*3=36

6+6+6 = 18 6*3=18

Учащиеся могут предложить записать так: 4*8=32; 3*12 =36; 3*6=18 . В этом случае необходимо обсудить какая запись правильная и почему?
2. Индивидуальная работа.

- Как вы думаете, хорошо вы усвоили тему урока?

- Предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. Зелёная – базовый уровень. Красная – повышенный уровень. Сверьте работу с образцом.

Зеленая карточка:

Замените на умножение

4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 4*5

7 + 7 + 7 = 7*3

10 + 10 + 10 + 10 = 10*4

9 + 9 = 9*2

5 + 5 + 5 + 5 = 5*4

Красная карточка:

Замените на сложение

8 * 4 = 8 + 8 + 8 + 8

10 * 6 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10

6 * 3 = 6 + 6 + 6

2 * 5 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2

9 * 2 = 9 + 9

VI этап

Закрепление ранее изученного материала

Цель – повторение знаний

Учатся понимать значение исследуемого материала.

Демонстрируют умения работать самостоятельно.
Демонстрируют умения моделировать текст задачи.

Сотрудничают,

выдвигают версии.
Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников


Организует самостоятельную работу, обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.



Самостоятельная работа с проверкой.

  1. с. 48 учебника № 4. Вычислите столбиком и сделайте проверку. Учащиеся с мест называют ответы ( 46, 33,74, 90)

  2. с. 48 учебника № 3. Устно составить задачу, которая решается так: 20 + (20+3)



VI этап

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Учатся понимать значение исследуемого материала.
Делают умозаключения, сотрудничают, выдвигают версии. Оценивают свою работу на уроке

Организует проведение рефлексии.

Вот молодцы ребята! Помогли сегодня Весне прогнать Зиму. Посмотрите, все снежинки растаяли, а солнышко весело нам улыбается и радуется. Давайте и мы порадуемся вместе с ним и оценим наше настроение после урока.

-Закончите предложения и оцените свою работу на уроке:

-Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

(Сегодня я узнал …Я понял, что …Теперь я могу …Сегодня я научился …)

- Какое чувство вы испытали, когда научились записывать новое арифметическое действие?(Я испытал чувства ….)

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам показалось особенно интересным?

- Поднимите руку, кому нужна помощь, чтобы разобраться с новым материалом?

- Каким был для вас урок? (Урок для меня был…)

- Кого вы можете похвалить за активную работу на уроке? (Я могу похвалить …)


д/З

Домашнее задание.

Учебник: с. 48 задание № 2.

Наш урок окончен. Спасибо за урок!




Приложения:

-наглядные изображения: снежинки 40 шт, солнышко с девятью лучами, карточки с выражениями для работы по рядам, карточки с геометрическими фигурами квадрат и прямоугольник,

-раздаточный материал: карточки для работы в группах на устные вычисления, карточки с выражениями для работы в парах, индивидуальные карточки на умножение и сложение 2 уровня сложности