Файл: Развитие творческих возможностей на уроках русской литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие творческих возможностей на уроках русской литературы
Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами речи.

Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого потенциала школьников.

Что такое творчество

Творчество это:

-и процесс

-и продукт деятельности

-и личностные качества

-и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Характеристики творчества

-элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности человека;

-реализация способности человека к творчеству зависит от объективных и субъективных факторов;

Творчество является двигателем прогресса;

-творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, колоссальным методическим и эвристическим потенциалом;

- творчество включает в себя самотворчество;

-в творчестве наиболее полно реализуется «Я» человека;

-творчество обладает высочайшей эмоциональной привлекательностью;

-творчество является средством обучения, воспитания, развития, самопознания;

-в творчестве происходит реализация цели и смысла жизни и др.
Творческий процесс.

Под творческим процессом понимается совокупность специальных умственных приемов (творческого и нетворческого характера), образующих систему, позволяющую достигать определенного результата. Этот мысленный преобразовательный процесс, регулятором которого является внутренний мир человека, объективно связан с познавательным процессом, регулятором которого является мир.


Творческая деятельность

- это познавательная деятельность, специфика которой проявляется в результатах творчества и процессах, способствующих создания творческого продукта.

-Творческое выражение ( стремление выразить взгляды, мотивы, чувства);

-творческая позиция (открытый, гибкий и самостоятельный способ реагирования на окружающую действительность);

-творческая продукция (то, что создается в процессе творчества).
Основные этапы творческой деятельности

  1. Подготовка

  2. Выдвижение идей

  3. Созревание и озарение

  4. Принятие решения

  5. Его осуществление

  6. Контроль

Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я использую двенадцать стратегий, разработанных Стернбергом и Любартом. На их основе я сформулировала для себя следующие правила:

— поощрять сомнения;

— разрешать делать ошибки;

— поощрять разумный поиск;

— поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;

— подготовить к препятствиям;

— стимулировать дальнейшее развитие.

На уроках русской литературы развиваю творческую активность учащихся, стимулирую развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Осуществляя литературное развитие школьников, на уроках создаю атмосферу креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Такой подход находит отражение в работе В. А. Сухомлинского «О воспитании»: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Эти уроки позволяют развивать творческие способности — создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы и каждого учителя. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. При разработке методики формирования творческих способностей учащихся я учитываю:



а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности учащихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Концептуальность

Применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. В условиях модернизации образования совершенно новым для школы становится следующая линия: базовый уровень + профильный уровень + элективные курсы. Поэтому современному учителю русского языка и литературы важно не только овладеть новым содержанием образования по предмету, но и новыми технологиями и методиками работы, в том числе современными способами оценки достижений учащихся.

Только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Приоритетным на уроках должен стать деятельностно-компетентностный подход к изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов познания, мышления, практической деятельности. Необходимо активнее внедрять в практику преподавания различные формы работы:

— учебное исследование, творческие практикумы, лингвистические и литературные конференции и диспуты;

— различные формы самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, литературно-критическими статьями;

— обсуждение вопросов проблемного характера;

— проектная деятельность учащихся;

— парная и групповая работа, в том числе с использованием компьютера .


Реализации указанных подходов к изучению русского языка и литературы способствует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивая единое образовательное пространство при вариативности содержания образования.
Принципы деятельности:

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);

б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:

а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;

б) развитие обще учебных умений и навыков;

в) развитие креативного мышления;

г) развитие творческой самостоятельности учеников;

д) воспитание творческой личности.

Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию нужно продумывать с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Опыт отвечает современному социальному заказу на развитие активной творческой личности. Новизна состоит в сформированности интеллектуальных умений и уровня развития словесно-логического мышления учащихся как предпосылки проявления творческих возможностей обучающихся и речевого развития детей в учебно-познавательной деятельности.

Современное понимание содержания образования включает в свою структуру опыт творческой деятельности. Планируя и целенаправленно проводя работу по развитию творческих способностей, мы реализуем данный компонент содержания образования.

Работая по стандартным программамнужно включать в содержание уроков задания, способствующие развитию творческой личности, нестандартного мышления, а также задания, которые позволяют учащимся демонстрировать их творческие способности.

На уроках русского языка вовлекаю учащихся в доступную им творческую деятельность. Ребята разрабатывают таблицы , делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы, ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды.


Эти приемы изменения содержания образования позволяют формировать творческий опыт, познавательную активность учащихся, способствуют повышению уровня знаний и умений школьников и соответствуют целям и задачам.
Оптимальность и эффективность

Все подходы к организации учебно-воспитательного процесса, используемые мной для развития творческих способностей учащихся характеризуются определенным набором методических средств

-Эвристическая задача

-Этимологические экскурсы.

-Корректирование и редактирование текста.

-Толкование языковых терминов.

-Творческий диктант.

-Изложения и сочинения.

-Ситуативные упражнения.

Дифференцированные творческие задания.

-Игра.

- Проблемные вопросы.

- Иллюстрирование.

- Использование ИКТ.

-Литературное творчество.

-Инсценировки.

Результативность работы

Уроки русской литературы представляют большие возможности для развития творческих способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.