Файл: Развитие творческих возможностей на уроках русской литературы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие творческих возможностей на уроках русской литературы
Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами речи.
Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого потенциала школьников.
Что такое творчество
Творчество это:
-и процесс
-и продукт деятельности
-и личностные качества
-и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Характеристики творчества
-элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности человека;
-реализация способности человека к творчеству зависит от объективных и субъективных факторов;
Творчество является двигателем прогресса;
-творчество обладает универсальным интегрированным содержанием, колоссальным методическим и эвристическим потенциалом;
- творчество включает в себя самотворчество;
-в творчестве наиболее полно реализуется «Я» человека;
-творчество обладает высочайшей эмоциональной привлекательностью;
-творчество является средством обучения, воспитания, развития, самопознания;
-в творчестве происходит реализация цели и смысла жизни и др.
Творческий процесс.
Под творческим процессом понимается совокупность специальных умственных приемов (творческого и нетворческого характера), образующих систему, позволяющую достигать определенного результата. Этот мысленный преобразовательный процесс, регулятором которого является внутренний мир человека, объективно связан с познавательным процессом, регулятором которого является мир.
Творческая деятельность
- это познавательная деятельность, специфика которой проявляется в результатах творчества и процессах, способствующих создания творческого продукта.
-Творческое выражение ( стремление выразить взгляды, мотивы, чувства);
-творческая позиция (открытый, гибкий и самостоятельный способ реагирования на окружающую действительность);
-творческая продукция (то, что создается в процессе творчества).
Основные этапы творческой деятельности
-
Подготовка -
Выдвижение идей -
Созревание и озарение -
Принятие решения -
Его осуществление -
Контроль
Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Для этого я использую двенадцать стратегий, разработанных Стернбергом и Любартом. На их основе я сформулировала для себя следующие правила:
— поощрять сомнения;
— разрешать делать ошибки;
— поощрять разумный поиск;
— поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;
— подготовить к препятствиям;
— стимулировать дальнейшее развитие.
На уроках русской литературы развиваю творческую активность учащихся, стимулирую развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству. Осуществляя литературное развитие школьников, на уроках создаю атмосферу креативности, так как постижение искусства немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Такой подход находит отражение в работе В. А. Сухомлинского «О воспитании»: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Эти уроки позволяют развивать творческие способности — создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы и каждого учителя. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. При разработке методики формирования творческих способностей учащихся я учитываю:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Концептуальность
Применение современных типов урока позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. В условиях модернизации образования совершенно новым для школы становится следующая линия: базовый уровень + профильный уровень + элективные курсы. Поэтому современному учителю русского языка и литературы важно не только овладеть новым содержанием образования по предмету, но и новыми технологиями и методиками работы, в том числе современными способами оценки достижений учащихся.
Только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
Приоритетным на уроках должен стать деятельностно-компетентностный подход к изучению предмета, который строится на понимании того, что будущее зависит не столько от количества знаний учащихся, сколько от сформированности способов познания, мышления, практической деятельности. Необходимо активнее внедрять в практику преподавания различные формы работы:
— учебное исследование, творческие практикумы, лингвистические и литературные конференции и диспуты;
— различные формы самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, литературно-критическими статьями;
— обсуждение вопросов проблемного характера;
— проектная деятельность учащихся;
— парная и групповая работа, в том числе с использованием компьютера .
Реализации указанных подходов к изучению русского языка и литературы способствует Федеральный компонент государственного стандарта, обеспечивая единое образовательное пространство при вариативности содержания образования.
Принципы деятельности:
а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся);
б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения);
в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);
д) системность обучения;
е) творческое взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения.
Задачи учителя:
а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;
б) развитие обще учебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию нужно продумывать с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Опыт отвечает современному социальному заказу на развитие активной творческой личности. Новизна состоит в сформированности интеллектуальных умений и уровня развития словесно-логического мышления учащихся как предпосылки проявления творческих возможностей обучающихся и речевого развития детей в учебно-познавательной деятельности.
Современное понимание содержания образования включает в свою структуру опыт творческой деятельности. Планируя и целенаправленно проводя работу по развитию творческих способностей, мы реализуем данный компонент содержания образования.
Работая по стандартным программамнужно включать в содержание уроков задания, способствующие развитию творческой личности, нестандартного мышления, а также задания, которые позволяют учащимся демонстрировать их творческие способности.
На уроках русского языка вовлекаю учащихся в доступную им творческую деятельность. Ребята разрабатывают таблицы , делают доклады на основе дополнительной лингвистической литературы, ищут нестандартные лингвистические задачи, парадоксы, шутки, кроссворды.
Эти приемы изменения содержания образования позволяют формировать творческий опыт, познавательную активность учащихся, способствуют повышению уровня знаний и умений школьников и соответствуют целям и задачам.
Оптимальность и эффективность
Все подходы к организации учебно-воспитательного процесса, используемые мной для развития творческих способностей учащихся характеризуются определенным набором методических средств
-Эвристическая задача
-Этимологические экскурсы.
-Корректирование и редактирование текста.
-Толкование языковых терминов.
-Творческий диктант.
-Изложения и сочинения.
-Ситуативные упражнения.
Дифференцированные творческие задания.
-Игра.
- Проблемные вопросы.
- Иллюстрирование.
- Использование ИКТ.
-Литературное творчество.
-Инсценировки.
Результативность работы
Уроки русской литературы представляют большие возможности для развития творческих способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.