Файл: Основные признаки и периодизация эпохи Возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный аграрный университет»
Факультет ветеринарной медицины
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
Тема «Основные признаки и периодизация эпохи Возрождения»
Выполнила: Гладышева М.С
студентка 8573/1гр.
Проверила : Пономаренко О.П.
Барнаул 2021
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Эпоха Возрождения-социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв ….5
2 Гуманизм и рационализм в культуре Возрождения ………………………….8
3 Периодизация и национальный характер Возрождения…………………….14
Заключение………………………………………………………………………18
Список литература………………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
В развитии мировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время ( XIV-XVIвв) является переходным от феодального Средневековья к Новому времени - эпохе капитализма.
В эту эпоху бурно развивается международная торговля, все большее значения приобретают города. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Наступает период первоначального накопления капитала, развивается банковское дело. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся буржуазия. На первый план выдвигается человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям.
Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживают глубокий кризис. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Это эпоха Великих географических открытий.
Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем, еще неразвитость капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культур и эстетической мысли того времени. В этих условиях складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир.
Главным в новом - гуманистическом- мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность - « универсальный человек».
Образцы нравственного, прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего в Италии) находили в наследии античности - памятниках культуры, искусства, литературы, философии, возрожденнных в это время. Отсюда и название культуры эпохи - Возрождение или Ренессанс (от фр.renaissanse - возрождение)
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЕВРОПЕ В XIII - XVI веках
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны.
В области философии новое наполнение и развитие получили античные течения, согласно которым Бог отождествлялся с природой («пантеизм» Кампанелла,Бруно); все люди равноправны перед лицом мирового закона («стоицизм» Петрарка) Бог не вмешивается в жизнь людей, провозглашение здоровья тела и духа, отсутствие страданий («эпикуреизм» Валла); строение бытия - сверхсущее, единое и иерархичное («неоплатонизм», Фичино, Мирандола). Возрождена была и древнегреческая идея торжества микрокосма (человека) и макрокосма ( природы).
Новую, в духе гуманизма, педагогическую систему разработал в начале XV в. Леонардо Бруни. Он настаивал на развитии не только духа, но и тела; отводил важное место эстетическому воспитанию, изучению основных видов искусства. Бруни первым заговорил об индивидуальном подходе педагога к учащимся и о необходимости женского образования.
В 1436 году произошло событие, значение которого в истории человечества трудно переоценить - Иоганном Гуттенбергом был изобретен печатный станок. Это сразу же сыграло огромную роль в распространении античного наследия, новых идей и научных достижений.
В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки: нерасчлененность, характерная для древних времен, сменяется выделением обособленных отраслей знаний, складывается наука в современном ее понимании.
Особенно больших успехов достигает астрономия, география, анатомия, математика. Важнейших успехов достигло судостроение. Появились каравеллы - быстроходные и маневренные суда с удобной парусной оснасткой, позже - вместительные и хорошо вооруженные галионы. Астролябия, другие приборы и специальные астрономические таблицы позволяли довольно точно определять географическую широту места. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.
Путешествия Христофора Колумба (открытие Америки в 1492 г.), Васко да Гамы (открытие морского пути в Индию в 1498 г.), Америго Веспучи (1499-1504гг.), Фернанда Магелана (1519-1522гг.) и др. мореплавателей доказали шарообразность земли, привели к установлению очертаний большей части суши, расширили знания о Земле. В 1492 году был создан первый глобус (Бехайм) и составлена первая карта Европы и мира «Атлас» (Меркатор,1569г.)
Настоящей научной революцией стала гелиоцентрическая система Николая Коперника (опубликована в 1543 г.). Разрабатывая свою систему почти 30 лет, он превратил философскую догадку в строгую математическую теорию. Его учения развил в дальнейшем Джордано Бруно.
Иоганн Кеплер открыл законы движения планет (1609г.). Галилео Галилей - законы механики(1632г.). Ученые дали математическую трактовку этих законов, благодаря чему впервые в истории развития человеческого понятия - понятие «закон природы» сделалось строго научным. Галилей изобрел телескоп (1609г.), совершил астрономические открытия, ставшие первыми неопровержимыми доказательствами правильности теории Коперника, первым стал систематически применять эксперимент в своих исследованиях.
В области математики также были достигнуты большие успехи. Было дано полное теоретическое толкование перспективы (Альберти,1435г.), заложены основы начертательной геометрии (Дюрер,1525г.), усовершенствована алгебра (Виет,1591г.).
Идеи древней медицины были подвергнуты критическому пересмотру врачом Теофастом Парацельсом, он один из первых способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Андреас Везалий изложил принципиально новое понимание анатомии человека (1543г.). Мигель Сервет высказал идею о малом круге кровообращения (1553г.). В 1590 году был изобретен микроскоп (Янсен).
Эпоха Возрождения, провозгласившая высокие гуманистические идеалы, давшая великие научные достижения и великое искусство, в действительности была эпохой резких контрастов и противоречий. Бурный, переломный характер этого времени рождал напряженные классовые битвы. Жестокость реальной общественной жизни породила стремление выработать представление об идеальном государственном устройстве, где царят справедливость, всеобщее благоденствие и счастье. Так возник утопический социализм, первым представителем которого стал Томас Мор. Представитель «утопического социализма» Ф.Бэкон утверждал, что основой будущей счастливой жизни людей будет прогресс науки и техники. Идеи, близкие к утопическим, есть в произведениях Рабле, Сервантеса, Шекспира.
Социально-экономические перемены находят свое отражение в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре, театре.
Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
ГУМАНИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения открывает новый этап в осмыслении культуры. В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи рационализма и гуманизма
Заимствованный у Цицерона ( Iв.до н.э.),который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV - XVI вв. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в религиозные сферы, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками государей.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, особенно церковной, формирует человека предприимчивого, активного, инициативного.
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.
Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигъери (1265-1324) - «последний поэт Средневековья и вместе с тем и вместе с тем первый поэт Нового Времени» ( Ф.Энгельс ). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение, в его способность собственными силами совершить земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него
- «величайшее чудо».
Эта позиция была развита Франческо Петраркой(1304-1374),философом, блестящим поэтом - лириком, который считается родоначальником гуманистического движения в Италии.
Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти (1396-1439) «О достоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла (1407-1457) утверждает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении « О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек - творец своей судьбы, себя самого: « мы становимся тем, чем мы желаем быть».
Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.
Обращение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекают сюжеты античной мифологии и истории, древнегреческий и латинский языки.
Однако средневековая культура с её многолетней историей, прочными традициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуру Возрождения, даже когда это не осознавалось. Ренессанс - эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов. Много произведений было написано на библейские и религиозные сюжеты. Можно сказать, что искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности, «идеальный человек» должен быть художником. Почти не было людей равнодушных к искусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеал гармонически организованного мира и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.
Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период раннего, Высокого и позднего Возрождения. Для литературы раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая (Бокаччо), и антифеодальной направленностью, прославляющей предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии