Файл: Урок памяти Блокадный хлеб Всероссийский Урок памяти Блокадный хлеб.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводится в память о стойкости духа советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Ключевым символом Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» является кусочек хлеба весом в 125 граммов — именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена зимой 1941/1942 года в блокадном Ленинграде.
Проведение урока запланировано в образовательных организациях регионов (в том числе в организациях дополнительного образования, домах культуры, творчества и др.) 27 января 2022 года, в День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 год. (отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»). Современное название памятной даты было установлено законом, подписанным президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.
Для организации урока рекомендуется привлекать региональное и местные отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»
Тема: Блокада Ленинграда.
Тип урока: Классный час / урок закрепления нового материала.
Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.
Оборудование к уроку: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии), раздаточный материал для интерактивного блока (образцы хлебных карточек
по количеству участников и др.). Проведение урока возможно, как при стандартной, так и театральной рассадке класса.
Планируемое количество участников: 30 человек.
План урока:
-
Организационная часть — 2-3 мин. -
Демонстрация тематического образовательного видеоролика и рефлексия — 10-12 мин. -
Информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной — 10-15 мин. -
Интерактивный блок — 15-20 мин. -
Завершение урока — 1-2 мин.
Авторы: И.С. Демаков, К.В. Захаров, К.О. Лексина.
О тветственный редактор: Е.П. Малышева, декан факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, заместитель руководителя Исполнительной дирекции Года памяти и славы.
Материалы урока https://disk.yandex.ru/d/6cy3TQbvelL_yw
-
Организационная часть
Комментарий:
В ходе урока стоит обратить внимание учащихся на следующие факты и ключевые понятия:
-
Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным
1 декабря 2014 года.
-
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Снижение нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Для справки:
В память о жертвах блокады Ленинграда сегодня по всей стране проходит акция «Блокадный хлеб», к которой и вы можете присоединиться, отдать дань памяти тем, сражался и погиб в блокадном городе.
-
Раздаточный материал
- образцы хлебных карточек на стол каждому участнику. Ссылка на образцы и материалы урока https://disk.yandex.ru/i/OHFWGivQwVXSJQ
Весь материал https://disk.yandex.ru/d/6cy3TQbvelL_yw
- демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии) в класс. Допускается продемонстрировать весовые куски черного хлеба для понимания размеров суточной нормы в разные периоды времени.
Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку:
-
пищевая целлюлоза – 10 %, -
жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %, -
обойная пыль – 2 %, -
выбойки из мешков – 2 %, -
хвоя – 1 %, -
ржаная мука – 75 %.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
-
Демонстрация тематического образовательного
видеоролика и рефлексия — 10-15 мин.
Комментарий:
Основная задача этой части урока – показать, что история блокадного Ленинграда – это история сотен тысяч ленинградцев. В кольце окружения по приблизительным расчетам оказалось 2 451 000 гражданского населения (в том числе дети). Время идет и тех, кто вынес тяготы блокады, становится все меньше – тем внимательнее стоит относится к их свидетельствам и воспоминаниям, успеть выразить им свое уважение.
Учащимся предлагается посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.
Видеоролик доступен по ссылке: https://vk.com/video-81675082_456239576 или https://disk.yandex.ru/i/NCemNaixM45u4w
После просмотра видеоролика предлагается провести с учащимися рефлексию, цель которой – сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне восприятия и памяти о блокаде Ленинграда.
Примерные вопросы для обсуждения:
-
Что вам запомнилось из этого сюжета? -
Что показалось вам удивительным? -
Как вы думаете, о чём это говорит? -
О каких качествах ленинградцев это говорит?
-
Информационно-образовательный блок
о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда,
о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной
Комментарий:
В этой части урока учащимся предлагается познакомится с основными историческими фактами блокады Ленинграда. Это позволит узнать основанную на документальных источниках правду об этой странице истории Великой Отечественной войны, сформировать осознанное чувство гордости и памяти. В рамках информационно-образовательного блока предусматривается работа с интернет-проектом «Ленинград в осаде. Архивные документы Второй мировой войны». Таким образом решается задача формирования информационной культуры учащегося и овладения навыками работы с электронными публикациями архивных документов.
Работа с интернет-проектом может иметь две формы: подготовительная при разработке урока или интерактивная - на уроке, когда учащимся будет предложено самостоятельно ознакомится с материалами интернет-проекта по конкретной тематике.
-
Блокада Ленинграда была спланированной акцией немецкого командования. Судьба города была решена до начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в Берлине состоялось заседание возглавляемого Г. Герингом экономического штаба «Ольденбург», на котором обсуждались задачи экономического освоения оккупированных советских территорий. Руководство Германии интересовали лишь черноземных районов СССР, которые должны были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь населения нечерноземных земель была для нацистов очевидна.
Из материалов Нюрнбергского процесса:
«Выделение черноземных областей должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие – прекращение снабжение всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры – Москву и Петербург… Несколько десятков миллионов человек на этой территории станут лишними и умрут…» (Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т. 4. С. 279 – 282.).
Такие взгляды полностью соответствовали политики нацисткой Германии в отношении СССР. Рейхсфюрер СС Гиммлер 12 июня 1941 г., выступая перед высшими чинам СС, заявил: «целью похода на Россию является сокращение числа славян на 30 миллионов человек» (Нюрнбергский процесс. Т. 5. С. 267 – 270).
Уже 8 июля 1941 г., на семнадцатый день войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера появилась очень характерная запись: «...Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще» (См.: Verbrechen der Wehrmacht. Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941-1944. Ausstellungskatalog. Hamburg, 2002. S. 309)
Планы Гитлера вскоре получили свое воплощение в официальных директивах германского командования. 28 августа 1941 г. генерал Гальдер подписал приказ верховного командования сухопутных сил вермахта группе армий «Север» о блокаде Ленинграда: «...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:
1. Блокировать город Ленинград кольцом, как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.
2. Для того, чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике, был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу через войска окружения следует предотвращать, при необходимости - с применением оружия...» (См.: Там же)