Файл: Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»-история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков-«приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора-от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Александр Николаевич Островский (самостоятельное изучение). Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский (самостоятельное изучение). Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой (самостоятельное изучение). «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Антон Павлович Чехов (самостоятельное изучение). «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Раздел 4. Из русской литературы XX века (3 ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков (самостоятельное изучение). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость. Поэтика Булгакова-сатирика.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация.
Александр Исаевич Солженицын (самостоятельное изучение). Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Из русской поэзии XX века
(самостоятельное изучение).Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России-главная в есенинской поэзии. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу».
Раздел 5. Повторение и систематизация(1 ч)
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 5–11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»-история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков-«приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора-от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
Александр Николаевич Островский (самостоятельное изучение). Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский (самостоятельное изучение). Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой (самостоятельное изучение). «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
Антон Павлович Чехов (самостоятельное изучение). «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Раздел 4. Из русской литературы XX века (3 ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков (самостоятельное изучение). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость. Поэтика Булгакова-сатирика.
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация.
Александр Исаевич Солженицын (самостоятельное изучение). Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Из русской поэзии XX века
(самостоятельное изучение).Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России-главная в есенинской поэзии. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу».
Раздел 5. Повторение и систематизация(1 ч)
Промежуточная аттестация.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количест во часов по авторской программе | Количест во часов по адаптиро ванной программе | Виды контроля (по необходимости) |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Древнерусская литература | 4 | 2 | - |
3 | Произведения русских писателей XVIII века | 10 | 8 | 1 |
4 | Произведения русских писателей XIX века | 53 | 17 | 1 |
5 | Произведения русских писателей XX века | 26 | 6 | - |
6 | Из зарубежной литературы | 6 | - | - |
7 | Повторение и систематизация Промежуточная аттестация | 2 - | - | - 1 |
| Итого | 102 | 34 | 3 |
Календарно-тематическое планирование | | |||||||
№ п/п | Количество часов | Тема урока | Дата | Дата коррек тировки по (необходимости | | |||
Введение (1 ч) | | |||||||
1 | 1 ч | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | | | | |||
2 | 2 ч. | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» | | | | |||
Русская литература XVIII в. (8 ч) | | |||||||
3 | 2 ч | Классицизм в русском и мировом искусстве. Русский классицизм в литературе XVIII века М.В. Ломоносов. Ода-жанр лирики. | | | ||||
4 | 2 ч | Традиции и новаторство в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям» | | | | |||
5 | 3 ч | Сентиментализм в литературе. Н.М. Карамзин. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». | | | | |||
6 | 1 ч | Контрольная работа по творчеству М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина. | | | | |||
Русская литература XIX в. (15 ч). | | |||||||
7 | 2 ч | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. | | | | |||
8 | 3 ч | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. Роль монологов в комедии «Горе от ума» | | | | |||
9 | 1 ч | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Обзор южного периода. | | | | |||
10 | 3 ч | Понятие о реализме. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | | | | |||
11 | 3 ч | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения» (обзор глав романа) | | | | |||
12 | 3ч | Н.В. Гоголь. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников. Система образов поэмы «Мёртвые души». | | | | |||
13 | 1 ч | Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | | | | |||
14 | 1 ч | Контрольная работа «Русская литература XIX века» | | | | |||
Русская литература XX в. (6 ч) | | |||||||
15 | 2 ч | Русская литература XX в: жанры и направления. И.А. Бунин. «Поэзия и проза» русской усадьбы. «Тёмные аллеи» | | | | |||
16 | 3 ч | М.А. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | | | | |||
17 | 1 ч | Семинар «Образ родной природы в лирике поэтов XX века» | | | | |||
Повторение и систематизация (1 ч) | | |||||||
18 | 1 ч | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | | | |
1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 5–11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016