Файл: Рабочая программа по русскому языку составлена на основании Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души»-история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков-«приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора-от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

Александр Николаевич Островский (самостоятельное изучение). Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский (самостоятельное изучение). Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).


Лев Николаевич Толстой (самостоятельное изучение). «Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.

Антон Павлович Чехов (самостоятельное изучение). «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Раздел 4. Из русской литературы XX века (3 ч)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков (самостоятельное изучение). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость. Поэти­ка Булгакова-сатирика.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация.

Александр Исаевич Солженицын (самостоятельное изучение). Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Из русской поэзии XX века

(самостоятельное изучение).Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России-главная в есенинской поэзии. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу».

Раздел 5. Повторение и систематизация(1 ч)

Промежуточная аттестация.

Тематическое планирование



п/п

Тема раздела

Количест

во часов по авторской программе

Количест

во часов по адаптиро

ванной программе


Виды контроля (по необходимости)

1

Введение

1

1

-

2

Древнерусская литература

4


2

-

3

Произведения русских писателей XVIII века

10

8

1

4

Произведения русских писателей XIX века

53

17

1

5

Произведения русских писателей XX века

26

6

-

6

Из зарубежной литературы

6

-

-

7

Повторение и систематизация

Промежуточная аттестация

2
-


-

-

1




Итого

102

34

3




Календарно-тематическое планирование






п/п

Количество часов

Тема урока

Дата

Дата коррек

тировки по (необходимости




Введение (1 ч)




1

1 ч

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.










2

2 ч.

Древнерусская литература.

«Слово о полку Игореве»










Русская литература XVIII в. (8 ч)




3

2 ч

Классицизм в русском и мировом искусстве. Русский классицизм в литературе XVIII века М.В. Ломоносов. Ода-жанр лирики.







4

2 ч

Традиции и новаторство в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям»










5

3 ч

Сентиментализм в литературе. Н.М. Карамзин. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».










6

1 ч

Контрольная работа по творчеству М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина.










Русская литература XIX в. (15 ч).




7

2 ч

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.










8

3 ч

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. Роль монологов в комедии «Горе от ума»










9

1 ч

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Обзор южного периода.










10

3 ч

Понятие о реализме. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.











11

3 ч

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения» (обзор глав романа)










12



Н.В. Гоголь. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников. Система образов поэмы «Мёртвые души».










13

1 ч

Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.










14

1 ч

Контрольная работа «Русская литература XIX века»










Русская литература XX в. (6 ч)




15

2 ч

Русская литература XX в: жанры и направления. И.А. Бунин. «Поэзия и проза» русской усадьбы. «Тёмные аллеи»










16

3 ч

М.А. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.










17

1 ч

Семинар «Образ родной природы в лирике поэтов XX века»










Повторение и систематизация (1 ч)




18

1 ч

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.














1 «Литература. Программы общеобразовательных учреждений» 5–11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016