Файл: Реферат на тему Сознание Исполнитель студент гр. Бтсз 2231 А. О. Терехин М. Н. Губачев Стерлитамак 2022.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
- мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
-памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;
- внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;
- восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
Внимание - важный элемент сознания, это способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Здесь следует назвать и память - способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Сильный интеллект - не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление. Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности. В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей.
2. К эмоциональной сфере сознания относятся чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Чувства - это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:
- нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;
- эстетические: чувство прекрасного, юмора;
- интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.
Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.
Настроения, стрессы, аффекты - эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты - это бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг). Настроение - это общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы - это особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности - с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых). У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других - падение активности (стресс кролика). Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие. Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания.
В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические,социальные и духовные.Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления - мотивы.
Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, - «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца). От мотивации надо отличать мотивировку - даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации - выбор цели, целеполагание. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения - усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания - его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.
Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание, обязательно предполагает и включает самосознание - особую сферу, отражающую собственное Я - сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе). Но самосознание никогда не исчезает полностью,
присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.
Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания: к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе - Я-концепция - продукт самосознания, складывающегося из:
1)самопознания путем сравнения себя с другими,усвоения оценок других о себе, приписывания себе определенных качеств;
2)самоотношения(эмоциональная сторона самосознания),которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснениярационализации, проекции, идентификации и других;
3)саморегуляции стремления повысить самооценку,завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание.
В Я-концепции сочетаются несколько различных «образов Я»:
- «реальное Я» - представление о том, каков я есть на самом деле, сейчас;
«динамическое Я»образ,которому человек намерен соответствовать и уже становится;
- «идеальное Я» - каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;
-«фантастическое Я» - представление о том, каким хотел бы стать, если бы это было возможно;
- «ожидаемое Я» - предполагаемое мнение о себе со стороны окружающих;
«представляемое Я»желание выглядеть определенным образом перед другими.
Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека. Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее. При оценке этих образов Я важно не подменить «фантастическим Я» правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности. Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается «ожидаемое Я» и «представляемое Я» - он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности «идеальное Я» управляет другими образами Я, проверяя, контролируя «реальное Я» и «представляемое Я»: таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или «изображаешь» себя окружающим.
Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью.