Файл: Литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Балаганкинская основная общеобразовательная школа

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Подготовила: Замарацкая Марина Васильевна

учитель начальных классов

первой категории

Март, 2021

"А что есть чтение- как не разгадывание, извлечение

тайного, оставшегося за строками, за пределами слов"

(М. Цветаева)
«Основная цель изучения литературного чтения - овладение навыками чтения, основами читательской деятельности, развитие интереса к чтению и литературе».

Чтение является важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают выводы о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, приобретения первичных навыков работы с информацией. В результате учащиеся смогут осуществлять её поиск, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Актуальность темы

Я столкнулась с такой проблемой, как ВПР. Все знаете, что нужно внимательно прочитать, выделить главное и т.д. И я тогда подумала над тем, что надо как то научить детей работать с текстом, больше уделять времени на это, через разные приёмы и методы обучения. Пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам. Главное – научить ребенка работать с тестом, т.е. слепить из него «полноценного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования», т.е. сформировать у него читательскую компетентность.

Цель: показать наиболее эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать используемы приемы по формированию навыка смыслового чтения.

2. Выделить эффективные методы и приёмы, отобрать специальные упражнения

3. Представить эффективность работы по формированию навыка смыслового чтения.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

Поэтапно от класса к классу учу приёмам работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах .


1 этап

  1. Приёмы понимания - диалог с текстом.

  2. Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.

  3. Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.

  4. Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.

Ученики с 1 класса учатся развивать устную речь, учатся слышать другого, обучаются диалогу с текстом, следовательно, дети получают удовлетворение от возможности сотрудничества с книгой и сотрудничества друг с другом. Я никогда не оставляю ученика один на один с заданием на понимание, создаю проблемную ситуацию и направляю ребёнка, показываю приёмы работы, создавая учебную ситуацию на уроке, в процессе которой ребёнок самостоятельно находит правильный ответ. Специально создаю на уроке ситуации, которые могут помочь понять непонятное в тексте ученику, а в процессе совместной работы, беседуя с текстом, ученик непроизвольно включается в овладение приёмами понимания.
Такой элементарный такт процесса понимания: от непонимания к вопросу и далее к пониманию, с последующим восстановлением способа движения, необходимое условие для формирования способности понимания текста. Диалог начинается с заголовка текста, размышление над которым создаёт установку на понимание ( советую ребёнку уже на «пороге» текста задуматься, о чём пойдёт речь в тексте).К подобной мыслительной работе подталкивает учеников и формулировка заголовков в учебнике. Пусковым механизмом размышлений являются приёмы в форме прямого вопроса. ( Придумайте заголовок к тексту, сравните с авторским).
2 этап

    • Работа над смыслом текста. Умение видеть – основную мысль.

    • Умение видеть подтекстовую информацию.


Одним из самых трудных этапов понимания является выделение в тексте –главной мысли. Это– результат понимания.

Обучение выделения концепта текста (системы взглядов автора) начинаем на мини – тексте, т.к. я решаю одну из важных задач, а именно, применить, осуществлять перенос мысли. И наконец, творческим компонентом может быть создание по подобию, как у автора.

Подросшие второклассники способны уже не просто сочинить свои эпизоды, отдельные главы, но подобреть их по замечаниям и рекомендациям учителя. Даная работа является одним из способов по развитию навыков размышления, умение навыков своими словами выразить понятую мысль текста.

3 этап

Развитие читательского воображения.

*Осмысление

*Разных образов;

*Разных точек зрения.

*Практические действия

*Способность изменить ход событий;

*Способность придумать завязку;

*Способность сочинить развязку истории.

Чтобы помочь ребёнку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, проконтролировать своё понимание, ему предлагаются различные творческие задания, включающие воображение ребёнка.

Данная работа с текстом превращается в увлекательное занятие, у ребят появляется желание делиться со своими одноклассниками творческими мини – рассказами , сочинениями, формируется культура учения. А самое главное – умение работать с текстом благодаря механизму переноса помогает ученику в овладении всеми учебными предметами.

Для понимания текста используем приём деформации текста.

Деформируя текст, легко заметить, что восприятие меняется, делается видимой связь между текстом и возникающим образом, создаются условия, в которых дети выработают личное отношение к тексту. Приём деформации текста позволяет добиться того, чтобы дети реально принимали поставленную перед ними задачу глубокого понимания текста, охотно продолжали разговор, требующий повторного (более внимательного) чтения.

4 этап

Внимание к слову и видам текстовой информации.

    1. Умение осуществлять перенос мысли на другие тексты.

    • Создание своих пословиц, рассказов.

    1. Формирование исследовательских навыков.

    • Различение принадлежности текстов.

    • Выделение приёмов, придающих тексту изобразительность.

    • Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию.


У школьников с раннего детства формируются приёмы понимания текста, которые они переносят при чтении текстов на различных уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений – умение учиться в процессе такой работы у ребят появляется потребность соучаствовать, создаётся новая коммуникативное пространство урока.

 Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.         

Беря в руки любой текст, читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.

I этап. Работа с текстом до чтения. Предположите, о чём и о ком этот текст?

Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

• Названию

• Имени автора

• Иллюстрациям (перед текстом)

• Выделенным словам (просмотровое чтение)

• Привлекая предшествующий читательский опыт

Результат — мотивирование чтения. Используется на уроках литературы, истории.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

«Соревнуемся с писателем».

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

«Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку.

2. Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором.

• Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл)

• Прогнозировать ответы на эти вопросы

• Проверять свои прогнозы по ходу чтения


Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

«Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
1. Я ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д

Рассмотрим приемы работы с текстом, которые я использую на уроках со своими детьми.

Н.Носов «Живая шляпа»

1.Расставьте события по порядку:

*Ребята взяли клюшку и лыжную палку.

*Ребята побежали на кухню.

*Ребята раскрашивали картинки.

*Ребята швыряли картошкой в шляпу.

*Ребята увидели шляпу возле комода.



2.Задание -расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа