Файл: Литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Учу детей видеть сюжет. На примере Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Построение сюжета:

а) экспозиция — «Один раз зимой »

б) завязка — «Катя вдруг как-то странно упала »

в) кульминация — «И Катя тут же всё поняла – что пришла Аня!»

г) развязка — «Кате было хорошо и радостно»

д) концовка — «она есть у неё всегда»

3. Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи.  Логическое ударение имеет  большое значение для  выразительного чтения.

 Чтобы правильно поставить  логическое ударение, необходимо очень  внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о  чем, как и с какой целью  ведется в нем рассказ автором.

жирный шрифт – логические ударения

/ - пауза

// - длинная пауза

И тут / Аня заметила Катю. / (радостно) Такую знакомую! Прямо тут, возле окна. / Как все дети здесь, в сереньком халате, только личико совсем домашнее, / Катино. / (восхищенно) С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей. / Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него. / И что-то ему тихонько иногда говорила. // Так же, как она играла, наверно, и час, / и два до этого / и собиралась, наверно, играть и завтра, / и потом





При работе с текстом В. Осеевой «Почему?» использую такие задания . Целью заданий является формирование навыка осознанного чтения и понимания текста. 1 задание - "Найди ошибки": предполагает поиск смысловых ошибок и их исправление.

Найди ошибки в тексте, исправь их.

Мы были одни в столовой я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум 
тихонько (легонько) покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и смешно(весело)

Над столом висела большая папина карточка,  мы с мамой только недавно 

относили(отдавали)  ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое,

родное(доброе)лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на табурете, мне показалось, что папа качает головой...

 -Смотри, Бум...  тихо(шёпотом) сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился 

за край скатерти. Послышался звон...Сердце у меня замерло. Я медленно (тихонько)сполз со стула и опустил голову. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. 

Бум вылез из­-под стула (стола), осторожно обнюхал черепки и лёг (сел), склонив набок голову и подняв вверх одно ухо. 




2 задание - "Вставь пропущенные слова" предполагает заполнение пропусков словами текста.

Вставь пропущенные слова Из кухни послышались быстрые _______

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на ________ и закрыла лицо ______. 

— Папина   чашка...   папина   чашка...  горько   повторяла   она.   Потом  

подняла   ______   и   с упреком спросила:  — Это ты?

Бледно-­розо _________ блестели на ее ладони. Колени у меня ________, язык 

заплетался: — Это... это... _______!

— Бум? — Мама поднялась с колен и ________ переспросила:  — Это Бум? Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ________ и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои ________. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул... и лапами... Лицо у мамы ___________. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во _________.

—  Он  будет  жить   в  ________,  —  сказала   мама   и,  присев  к  столу,   о  чем-­то  задумалась.   Ее  пальцы медленно сгребали в кучку ________ хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда­то поверх стола в одну точку. 





3 задание- Чаще всего по внешнему виду можно понять, что чувствует человек в той или иной ситуации. В этом задании предполагается соотнести имя существительное с глаголом, выдающими внутреннее душевное состояние главных героев. 

-Как, по внешнему виду, можно понять, что чувствует человек (допиши фразы из

 текста)

Мама

Сын

Язык

Уши

Лицо

Сердце

Колени

опустилась на колени

балуясь,

раскачивается

заплетался

мои горели

закрыла лицо руками

у меня замерло

у меня дрожали

смотрела то на меня, то на него

сполз со стула, опустил глаза




задвигал ушами

потемнело

у меня становилось всё тяжелее




долго не спала

стоял, не смея подойти




даже шея и уши порозовели

у мамы стало розовым










кивнул головой, крепко обнял её







утыкался лицом в подушку









Текст произведения читается не до конца. Строятся предположения, варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения

М.Пришвин «Ребята и утята»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:
Ребята помогут утке с утятами.

Ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами.

Ребята унесут утят и утку домой.

Утята и утка сами улетят от ребят.

Ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера.

Утка и утята нападут на ребят.

Использование этих приемов дает результат.

Результаты ВПР по русскому языку 2019 уч.г. (4 класс).

Успеваемость

Качество знаний

СУО

100%

66,4%

3,8

Результаты работы с текстом по литературному чтению (4 класс):

Успеваемость

Качество знаний

СУО

100%

58%

3,4

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

В процессе обучения у обучающихся формируется мотивация, поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности, которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех основных этапах: 1 – до чтения; 2 – во время чтения; 3 – после чтения.

Современный обучающийся должен владеть высокой техникой чтения, понимать прочитанное, различать литературные жанры, уметь ориентироваться в книгах и находить нужную информацию с помощью книги.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48 с.

  2. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек,– 2 – е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011.- 223 с

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Просвещение. Москва,2011год..

  4. Пособие для учителя /.- М.: Баласс, 2011.

  5. Эксперимент и инновации в школе 2014/5

  6. Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]/Учебно-методическое издание (Мастерская учителя); практикум для учащихся: 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2007.

  7. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 223 с. : ил. — (Школа России). 

  8. Карельская. Г. «Растим говорунов».[Текст]/ Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2007.