ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учу детей видеть сюжет. На примере Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Построение сюжета:
а) экспозиция — «Один раз зимой »
б) завязка — «Катя вдруг как-то странно упала »
в) кульминация — «И Катя тут же всё поняла – что пришла Аня!»
г) развязка — «Кате было хорошо и радостно»
д) концовка — «она есть у неё всегда»
3. Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Логическое ударение имеет большое значение для выразительного чтения.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
жирный шрифт – логические ударения
/ - пауза
// - длинная пауза
И тут / Аня заметила Катю. / (радостно) Такую знакомую! Прямо тут, возле окна. / Как все дети здесь, в сереньком халате, только личико совсем домашнее, / Катино. / (восхищенно) С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей. / Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой и смотрела на него. / И что-то ему тихонько иногда говорила. // Так же, как она играла, наверно, и час, / и два до этого / и собиралась, наверно, играть и завтра, / и потом…
При работе с текстом В. Осеевой «Почему?» использую такие задания . Целью заданий является формирование навыка осознанного чтения и понимания текста. 1 задание - "Найди ошибки": предполагает поиск смысловых ошибок и их исправление.
Найди ошибки в тексте, исправь их.
Мы были одни в столовой я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум
тихонько (легонько) покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и смешно(весело).
Над столом висела большая папина карточка, мы с мамой только недавно
относили(отдавали) ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое,
родное(доброе)лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на табурете, мне показалось, что папа качает головой...
-Смотри, Бум... тихо(шёпотом) сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился
за край скатерти. Послышался звон...Сердце у меня замерло. Я медленно (тихонько)сполз со стула и опустил голову. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из-под стула (стола), осторожно обнюхал черепки и лёг (сел), склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
2 задание - "Вставь пропущенные слова" предполагает заполнение пропусков словами текста.
Вставь пропущенные слова Из кухни послышались быстрые _______
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на ________ и закрыла лицо ______.
— Папина чашка... папина чашка... горько повторяла она. Потом
подняла ______ и с упреком спросила: — Это ты?
Бледно-розо _________ блестели на ее ладони. Колени у меня ________, язык
заплетался: — Это... это... _______!
— Бум? — Мама поднялась с колен и ________ переспросила: — Это Бум? Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ________ и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
— Как же он разбил?
Уши мои ________. Я развел руками:
— Он немножечко подпрыгнул... и лапами... Лицо у мамы ___________. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во _________.
— Он будет жить в ________, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку ________ хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели кудато поверх стола в одну точку.
3 задание- Чаще всего по внешнему виду можно понять, что чувствует человек в той или иной ситуации. В этом задании предполагается соотнести имя существительное с глаголом, выдающими внутреннее душевное состояние главных героев.
-Как, по внешнему виду, можно понять, что чувствует человек (допиши фразы из
текста)
Мама | Сын | Язык | Уши | Лицо | Сердце | Колени |
опустилась на колени | балуясь, раскачивается | заплетался | мои горели | закрыла лицо руками | у меня замерло | у меня дрожали |
смотрела то на меня, то на него | сполз со стула, опустил глаза | | задвигал ушами | потемнело | у меня становилось всё тяжелее | |
долго не спала | стоял, не смея подойти | | даже шея и уши порозовели | у мамы стало розовым | | |
| кивнул головой, крепко обнял её | | | утыкался лицом в подушку | | |
Текст произведения читается не до конца. Строятся предположения, варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения
М.Пришвин «Ребята и утята»
Предположения детей, как может закончиться рассказ:
Ребята помогут утке с утятами.
Ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами.
Ребята унесут утят и утку домой.
Утята и утка сами улетят от ребят.
Ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера.
Утка и утята нападут на ребят.
Использование этих приемов дает результат.
Результаты ВПР по русскому языку 2019 уч.г. (4 класс).
Успеваемость | Качество знаний | СУО |
100% | 66,4% | 3,8 |
Результаты работы с текстом по литературному чтению (4 класс):
Успеваемость | Качество знаний | СУО |
100% | 58% | 3,4 |
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
В процессе обучения у обучающихся формируется мотивация, поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности, которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех основных этапах: 1 – до чтения; 2 – во время чтения; 3 – после чтения.
Современный обучающийся должен владеть высокой техникой чтения, понимать прочитанное, различать литературные жанры, уметь ориентироваться в книгах и находить нужную информацию с помощью книги.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48 с. -
Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек,– 2 – е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011.- 223 с -
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Просвещение. Москва,2011год.. -
Пособие для учителя /.- М.: Баласс, 2011. -
Эксперимент и инновации в школе 2014/5 -
Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]/Учебно-методическое издание (Мастерская учителя); практикум для учащихся: 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2007. -
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. — 9-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 223 с. : ил. — (Школа России). -
Карельская. Г. «Растим говорунов».[Текст]/ Методическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Дрофа, 2007.