Файл: Реферат тема Охрана недр Предмет Горнопромышленная экология Студент Группа Оглавление Введение 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Горнопромышленная экология»

РЕФЕРАТ
Тема: «Охрана недр»
Предмет «Горнопромышленная экология»


Студент:

Группа

Оглавление


Введение 3

  1. Проблема использования минеральных ресурсов 4

2. Недропользование в системе природопользования 6

3. Современное состояние законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами 8

4. Виды воздействий горных производств на окружающую среду и актуальность экологического нормирования 11

5. Современные научные работы, объектом исследования в которых выступает экологическое нормирование 13

Заключение 16

Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также должен бережно относиться к природным богатствам, которые являются основной устойчивого развития, жизни и деятельности народов Российской Федерации.

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Одним из элементов, определяющих правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Закон РФ «Об охране окружающей среды».

Закон РФ «Об охране окружающей среды» определил недра в качестве одного из компонентов природной среды, к которым отнесены также земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду должно составлять основу государственной экологической политики.

Стремясь к улучшению условий свой жизни, человек постоянно, наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы
ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Это создает угрозу существованию и биосферы, и самого человека. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального использования природных ресурсов, и в благоразумии человека.

 Вопросы реализации права на благоприятную окружающую среду и защиту населения от вредного воздействия загрязняющих веществ, при захоронении твердых промышленных отходов, включая захоронения радиоактивных веществ при использовании недр как компонента окружающей среды, и являются объектом исследования в настоящем реферате.



  1. Проблема использования минеральных ресурсов.


Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд тонн минеральных ресурсов, включая топливные, из которых 90 млрд тонн превращается в отходы. Поэтому ресурсосбережение и снижение уровня загрязнения окружающей среды - две стороны одной медали. Например, при производстве 1 тонны меди остается 110 тонн отходов, изготовление одного золотого обручального кольца — 1,5 - 3 тонны отходов и т.д. Если в начале XX века в хозяйстве человека использовалось 20 химических элементов таблицы Менделеева, то сейчас — более 90. За последние 40 лет глобальное потребление минеральных ресурсов возросло в 25 раз, а отходов производства в 10-100 раз больше.

Металл №1 для промышленности — железо. Запасы руд с высоким содержанием железа постепенно исчерпываются, а потребность человечества в железе за вторую половину XX века увеличилась в десятки раз. Появились новые технологии, позволяющие извлекать этот металл из бедных руд. Другой важный металл — медь. Если в начале столетия для переработки использовались руда, в которых содержание меди было не менее 3%, то сегодня — даже 0,5% этого металла. Медь нужна электропромышленности и автомобилестроению, поэтому в течение столетия производство меди возросло в 22 раза, а количество отходов не меньше чем в 50 раз.

В целях осуществления действенного государственного регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, законодательство четко разграничило полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, определило органы, осуществляющие государственное управление в этой области, механизмы разграничения полномочий (договоры, соглашения). Одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования является система методов экономического регулирования. Такими методами являются: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, проведение экономической оценки природных объектов; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и т.д. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный

воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; загрязнение почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом и другими видами физических воздействий, а также загрязнение недр; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

2. Недропользование в системе природопользования
Как уже отмечалось выше, законодатель определил недра в качестве одного из компонентов природной среды, к которым отнесены также земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир.

Применительно к недропользованию, хозяйственная деятельность всех субъектов правоотношений в соответствии с законодательством должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

  • независимость контроля в области охраны окружающей среды; -презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; -обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;

  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности;

  • допустимость воздействия хозяйственной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Поскольку полностью устранить отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду невозможно, законодательство устанавливает систему нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, включающую следующие виды нормативов:


  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;

  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Последние устанавливаются для оценки состояния окружающей среды. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде несут ответственность в соответствии с законодательством.

3. Современное состояние законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами



Одной из основных проблем охраны окружающей среды и обеспе­чения экологической безопасности при пользовании недрами является загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ в результате хозяйственной деятельности предпри­ятий топливно-энергетического комплекса, загрязнение и захламление зе­мель промышленными и бытовыми отходами, химическими веществами, водная и ветровая эрозия, опустынивание, переувлажнение и заболачивание.

Учитывая тот факт, что на ближайшие десятилетия полезные иско­паемые будут оставаться доминирующими энергоносителями, особое зна­чение на современном этапе приобретают вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недра­ми, что, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки концеп­туальных положений, направленных на совершенствование правового ре­гулирования отношений в данной сфере.

Современное законодательство в области охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами представлено большим количеством нормативных правовых и инструктив­но-методических актов, в частности, специальные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами содержатся в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395–I «О недрах», Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов», помимо этого, отдельные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, которые также должны соблюдаться предприятиями топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, установлены рядом иных нормативных правовых актов, в частности, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Феде­ральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воз­духа», Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Феде­ральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», одна­ко требования, закрепленные в названных нормативных правовых актах, в большинстве случаев являются общими, декларативными и неконкретизированными применительно к специфике пользования недрами.


Основным нормативным правовым актом, регулирующим отноше­ния в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а так­же на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 46 которого установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и экс­плуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов перера­ботки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

В области горного права главными актами такого рода являются Закон РФ «О недрах», а также нормативные правовые акты Госгортех­надзора в части выделения горных отводов, ограничения застройки площади месторождений и др. Принципиальным при этом является сохранение четкого разграничения земли и недр как самостоятельных объектов гражданских прав. При этом недра объявлены в пределах территории РФ государственной собственностью. Все это объективно обуславливает различие интересов недропользователя и землевладельца или землепользователя. Не получив права землепользования, недро­пользователь не может начать работы. Горное законодательство регу­лирует и решает эти проблемы, устанавливая определенные процеду­ры предоставления недр в пользование.

Помимо функции предоставления земельных участков для целей пользования недрами, Закон РФ «О недрах» отнес к компетенции органов местного самоуправления районов, городов в сфере регули­рования отношений недропользования две основные функции:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением соци­ально-экономических и экологических интересов населения террито­рий при предоставлении недр в пользование и отводе земельных уча­стков;

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения порядка разработки место­рождений общераспространенных полезных ископаемых.


4. Виды воздействий горных производств на окружающую среду и актуальность экологического нормирования