Файл: Конспект урока по программе Школа России Климановой Л. Ф. Литературное чтение 3 класс, 1 часть. Тема урока М. Ю. Лермонтов Утес Тип урока урок изучения новых знаний Форма урока урокпрактикум.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовила студентка группы НО-4-19
Удовиченко Лариса
Конспект урока по программе «Школа России» Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Утес»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урок-практикум
Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес».
Задачи:
1. предметные – познакомить детей с произведением Ю.М. Лермонтова «Утес», продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; личностные УУД: осознавать значимость чтения; проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
2. метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
3. личностные – организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности);
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 3 класс 1 часть, видеозапись стихотворения «Утес», презентация.
Ход урока
Этап урока | Время | Вопросы/ Задания учителя | Ответы детей |
1. Организационный момент | 3 мин. | Здравствуйте дети, начнем наш урок. Речевая разминка - Ребята, представьте себе, что у вас в руках свеча. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. - Прочитай считалку медленно. - Прочитайте считалку чуть быстрее. - Прочитайте считалку быстро. У Иванушки жар-птица Поклевала всю пшеницу. Он её ловил, ловил И царевне подарил. Нет жар-птицы, нет пера, А тебе водить пора! Словесный метод. Фронтальный опрос. | Приветствуют учителя, выполняют чтение скороговорки. |
2. Проверка домашнего задания | 6 мин. | Молодцы. Теперь переходим к проверке домашнего задания. Что вам было задано на дом? Словесный метод. Фронтальный опрос. | Отвечают, что было задано на дом. |
3. Определение темы урока | 2 мин. | Ребята, сегодня мы знакомимся со следующим стихотворением М.Ю. Лермонтова, а с каким скажите мне вы и сформулируйте тему и цель урока. - Откройте учебник на стр. 144. Какова же тема нашего урока? Какая же цель урока? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
4. Подготовительная работа перед чтением художественного текста | 1 мин. | - М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение всего за несколько месяцев до гибели. - Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? - Какое настроение оно вызовет у вас? | Ответы детей: это стихотворение о природе, оно грустное, задумчивое, тревожное. |
5. Первичное чтение текста | 5 мин. | - Послушайте это стихотворение. - Подумайте, какое настроение поэта вы чувствуете в нем? | Описывают настроение поэта: он о чем-то переживает, о чем-то думает, грустит, мечтает. |
6. Беседа после первичного чтения | 2 мин. | - Понравилось ли стихотворение? - Какие чувства вы испытали, услышав стихотворение? | Ответы детей: стихотворение понравилось, было грустно, мечтательно. |
7. Повторное чтение стихотворения | 10 мин. | - Прочитайте стихотворение самостоятельно. - Какие слова вам не понятны или вызвали у вас затруднения? Утес – высокая скала. Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Морщина – расщелина. - Каким вы представляете себе утес? - Как бы вы прочитали это стихотворение? - Что вы узнали об утесе? (Он великан, крепкий, могучий, что он старый, с морщинками, печальный). - Почему он задумался и плачет? (Он одинок, так как золотая тучка, которая ночевала на его груди, очень быстро и весело умчалась, оставив его одного). - Почему он грустит об этой тучке? (Он успел привыкнуть, полюбить). - Ребята, только ли об утесе, о его чувствах это стихотворение? (Нет). - А о ком еще это стихотворение? (О самом Лермонтове). - Да, правильно. Лермонтов всю жизнь был одиноким. Это стихотворение вообще о чувствах многих людей. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, как утес. - Ребята, теперь, поняв содержание, прослушав запись, скажите: с каким настроением, темпом мы должны читать? Но для начала скажите, сколько строф в стихотворение и подумайте одинаково ли их надо читать и почему? | Читают стихотворение самостоятельно, выделяют наиболее сложные слова: утес, лазурь, морщина. Описывают собственные представления. Отвечают на вопросы учителя: первый куплет - в быстром темпе, весело, это картина о природе, второй куплет – грустно, утес плачет, он задумался. |
7. Физминутка | 2 мин. | - А теперь отдохнем. Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — ноги шире. Пять — руками помахать. Шесть — за стол тихонько сесть. | Выполняют действия под диктовку. |
8. Анализ художественного произведения | 8 мин. | Сколько строф в этом стихотворении? - Прочитайте первую строфу. О чём говорит Лермонтов в этом четверостишии? - Дайте словесную характеристику тучки. Найдите слова в тексте. - Почему поэт назвал утёс «великаном»? - С каким настроением нужно читать это стихотворение? - Что такое рифма? - Какие здесь слова рифмуются? - Прочитайте вторую строфу. Читают дети чтением «спринт». - О чём идёт речь в четверостишие? - С кем сравнивает Лермонтов утёса? - Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо. - Сейчас попробуем разгадать в пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос «почему?» ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него: - почему тучка «золотая»? Она из золота? - почему «на груди утёса – великана»? - почему «по лазури, играя»? - почему остался «влажный след в морщине»? Поутру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды) - почему «тихонько плачет он в пустыне»? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н. Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться) - Что такое антонимы? - Много ли антонимов в этом стихотворении? ночь - утро, весёлость - грусть, великан - утёс - маленькая тучка. - Что такое олицетворение? Ребята, мы говорили об утесе, как о живом человеке. Найдите в тексте. | Отвечают на вопросы учителя. В четверостишие говорится о тучке. Потому что утёс – это высокая скала, она похожа на человека-великана. Это стихотворение нужно читать с грустью, печалью. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. В этом стихотворении рифмуются слова «золотая» и «играя». В этом четверостишие говорится об утёсе). М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком. Это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась. Спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно. Утёс - великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова. Утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка «убегает» (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро «весело играя» умчалась. |
9. Практическая деятельность | 3 мин. | - Хорошо. А теперь перешли к тексту стихотворения. Приготовились, поставили пальчики. Читаем вполголоса. Начали. - Теперь это же стихотворение читаем шепотом. Начали. - Смотрю на каждого, читаем глазами. - Читаем по цепочке по строчке. - Сейчас увеличим материал для чтения. 1 вариант читает первый куплет, 2 вариант - второй куплет. | Выполняют задание в соответствии с инструкцией учителя. |
10. Домашнее задание | 1 мин. | - Постарайтесь дома научиться так, читать стихотворение, чтобы передать чувства, вложенные автором в это стихотворение. - Выучить стихотворение с.146. | Записывают домашнее задание |
11. Итог урока. Рефлексия | 1 мин. | - С каким произведением знакомились на уроке? - Какие мысли, чувства пробудил в вас урок? Продолжите: Работа на уроке была плодотворной, потому что … Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как … - Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки: - Раскрасьте красным цветом, если все поняли; синим – были затруднения; желтым – ничего не поняли. | Характеризуют свое состояние, затем выполняют задание учителя. |