Файл: 1. Разработайте таблицу Соотношение понятий социальная норма и девиантное поведение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Разработайте таблицу «Соотношение понятий «социальная норма» и "девиантное поведение»:
| «социальная норма» | «девиантное поведение» |
Понятие | официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества. | действие не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданием и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантности являются: преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство и проституция. Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих. |
Хаﺍрактеристика | присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованном их внешней и внутренней активностью. Согласно Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности: она становится поведением лишь тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план лично – общественных отношений. Поведение имеет природные предпосылки, но и это социально - обусловлено, опосредованно языком и другой знаково-смысловой деятельностью. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группой, членом которой он является Социальные нормы делятся на две большие группы: ✓ универсальные, то есть распространяющиеся на каждого человека в обществе; ✓ частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей.(врач,соц педагог,брат,друг и др) Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). | Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). |
Виды | Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством. | Признаки девиантного поведения: 1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. 2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции). 3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно. 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации. 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Рассмотрим различные виды социальных отклонений. 1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают, характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов. 2. Индивидуальные и групповые отклонения. - индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; - групповое, рассматривается как комфортное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах). "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. 3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. 4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям. - сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера; - особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. - сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, - личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности; - счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время. 5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. |
2. Соотнесите концептуальные подходы отклоняющегося поведения с их сущностью (см. материал прикрепленного файла)
Концепции | Сущность концептуального |
Психолого-биологические теории | |
1. Антропологическая теория (Ч. Ломброзо) | Агрессия – врожденное, передающееся по наследству качество. Особое строение черепа, преступники родители-преступники - дети |
2. Теория инстинкта (К.Лоренц) | под инстинктами следует понимать конкретные, строго фиксированные действия (движения), одинаковые в одинаковых ситуациях у всех представителей данного вида. Инстинкты Лоренц назвал “комплексами фиксированных действий”. Основным объектом исследований Лоренца по инстинктивному поведению выступали птицы. |
3. Теория фрустрации (Д.Долард) | Фрустрационная теория агрессии (теория фрустрации-агрессии) — теория агрессии, предложенная Джоном Доллардом, Нилом Миллером, Леонардом Дубом, Орвалом Маурером и Робертом Сирсом в 1939 году и далее разработанная Нилом Миллером в 1941 году и Леонардом Берковицем в 1969 году. Теория гласит, что агрессия является результатом блокирования или фрустрирования усилий человека, направленных на достижение цели. |
4. Теория развития (А. Бандура, Д. Уолтерс) | В отличие от своих предшественников Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура и Р. Уолтере установили, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Благодаря такой процедуре у испытуемого формируется "бихевиоральное предрасположение" к ранее маловероятным для него реакциям. |
5. Теория влечения (З. Фрейд) | Теория драйвов постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего психосексуального развития (результат конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет “фиксирован” на проблемах данной фазы. Фрейд окончательно сформулировал, подведя своеобразную черту под ранее разрозненными идеями, первую дуалистическую теорию. Им было выделено две группы первичных влечений. Инстинкт самосохранение, как влечение направленное на сохранение индивида, не просто отделялся, но и противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Конфликт, возникающий при этом между ними, когда влечения «Я» ограничивают сексуальные влечения, пытающиеся реализовать себя, Фрейд усматривал в основе психоневрозов. Теория влечения (З. Фрейд): агрессивность как отражение и результат пережитых психотравмирующих ситуаций в детстве (развод родителей, потеря близкого человека, пережитое насилие). |
Социологические теории | |
1. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р.Мертон) | Теория аномии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон)— девиантное поведение возникает как результат большого числа конфликтных норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения(аномия). Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. |
2. Теория субкультур (С. Ламнек) | 3. Теория субкультур (С. Ламнек): ценности и нормы группы, банды в агрессивной форме противопоставляются общественным нормам и интересам (молодежное движение протеста, уголовная субкультура). |
3. Теория социального научения (А. Бандура) | Теория развития (А. Бандура, Д. Уолтерс): агрессивность — качество личности, особенно ярко проявляющееся в фазе пубертатного кризиса (кризисы 3, 6–7, 14–15 лет; конфликтное поведение подростков, лавирование между «запрещено» и «разрешено»). |
4. Теория стигматизации (Т.Шефф) | Теория стигматизации (Т. Шефф): приклеивание отрицательных ярлыков определенным индивидам, группам (по прошествии определенного времени индивид невольно начинает действовать в соответствии с прикрепленным имиджем — «клоун», «хулиган»). |
5. Теория индивидуализации (А.Адлер) | Теория индивидуализации (А. Адлер): модернизация и усложнение общественных отношений порождают у индивида чувство протеста и дезинтеграции (безработица вследствие компьютерной модернизации, дифференциация на бедных и богатых). |
6. Теория деятельности (Р.Додж, С.Крик) | Теория деятельности (Р. Додж, С. Крик): агрессия используется как инструмент достижения цели, профессионального статуса (агрессивная реклама, избирательная компания). |
7. Ролевая теория (Д.Майерс) | Ролевая теория (Д. Майерс): агрессия мужчины в семье как специфика полоролевых отношений в обществе (мужчина — «мачо», защитник и покровитель; насилие — мужской феномен). |
БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ
Роль хромосом в агрессии. Вызывает интерес роль Y-хромосомы в отношении агрессии из-за более высокого уровня агрессии у мужчин и того факта, что гены Y-хромосомы ответственны за продукцию тестостерона. Мужчины с аномальным набором половых хромосом послужили причиной возникновения гипотезы, что лица мужского пола с хромосомным комплексом типа XYY (синдром XYY-трисомия по половой хромосоме) могут быть более агрессивными. Это предположение строится на основании небольшого относительного преобладания мужчин с таким хромосомным комплексом в тюрьмах.
Нейроанатомические основы агрессивного поведения. В головном мозге формируется поведение, в том числе и агрессивное. В формировании агрессивного поведения задействованы различные системы головного мозга — от сенсорного восприятия стимулов, провоцирующих агрессию, до адекватной (или неадекватной) двигательной реакции. Мозговые механизмы необходимы для того, чтобы распознать у других людей социальные стимулы, вызывающие агрессию, определить контекст, в котором это происходит, организовать двигательные и эндокринные реакции, а также деятельность вегетативной нервной системы, что характерно для типичных агрессивных действий и для учета опыта агрессивного противостояния. Внутривидовые агрессивные реакции зависят от восприятия и обработки сложных социальных стимулов, которые воспринимаются зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной сенсорными системами. Таким образом, нерационально устанавливать очень четкие границы мозговых систем, участвующих в формировании агрессии; понятно, что многие отделы головного мозга (миндалина, гипоталамус, перегородка, вентральная зона стриатума, гиппокамп, лобный неокортекс) участвуют в этой сложной форме поведения. В рамках этих процессов прошлый опыт, состояние человека и социальный контекст влияют на то, как человек воспринимает поступающие стимулы и как реагирует на них.
Биологические теории:
1. Антропологическая (К. Ломброзо): агрессивность — врожденное, передающееся по наследству свойство (особое строение черепа, преступники родители — преступники дети).
2. Теория инстинкта (К. Лоренц): агрессия как один из основных инстинктов, приобретенных человеком в процессе эволюции (защита имущества, территории, инстинкт охотника, инстинкт размножения).
Психологические теории:
1. Теория фрустрации (Д. Доллард): агрессия как ответная реакция на неразрешимую проблему или противоречие (проигрыш на соревнованиях, неудачи в учении, ожидание неуспеха, соперничество с более сильными)
2. Теория развития (А. Бандура, Д. Уолтерс): агрессивность — качество личности, особенно ярко проявляющееся в фазе пубертатного кризиса (кризисы 3, 6–7, 14–15 лет; конфликтное поведение подростков, лавирование между «запрещено» и «разрешено»).
3. Теория влечения (З. Фрейд): агрессивность как отражение и результат пережитых психотравмирующих ситуаций в детстве (развод родителей, потеря близкого человека, пережитое насилие).
Социологические теории:
1. Теория социального научения (А. Бандура): агрессия и насилие формируются под влиянием агрессивного социального окружения, отрицательных образцов поведения (агрессивные родители, насилие в СМИ, общественная пропаганда).
2. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон): агрессия индивида рассматривается в рамках общественных изменений, катаклизмов, вследствие которых ослабляются механизмы государственного контроля над поведением отдельных индивидов (конфликты поколений, революции).
3. Теория субкультур (С. Ламнек): ценности и нормы группы, банды в агрессивной форме противопоставляются общественным нормам и интересам (молодежное движение протеста, уголовная субкультура).
4. Теория индивидуализации (А. Адлер): модернизация и усложнение общественных отношений порождают у индивида чувство протеста и дезинтеграции (безработица вследствие компьютерной модернизации, дифференциация на бедных и богатых).
5. Ролевая теория (Д. Майерс): агрессия мужчины в семье как специфика полоролевых отношений в обществе (мужчина — «мачо», защитник и покровитель; насилие — мужской феномен).
6. Теория деятельности (Р. Додж, С. Крик): агрессия используется как инструмент достижения цели, профессионального статуса (агрессивная реклама, избирательная компания).
7. Теория стигматизации (Т. Шефф): приклеивание отрицательных ярлыков определенным индивидам, группам (по прошествии определенного времени индивид невольно начинает действовать в соответствии с прикрепленным имиджем — «клоун», «хулиган»).
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АГРЕССИИ
Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а средством достижения какой-либо иной цели. Люди, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели имеют высокий интеллект и коммуникативные, организаторские способности.
Враждебная агрессия — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве. Люди, обладающие враждебной деструктивностью имеют низкий интеллект или психическое расстройство.
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица (толчки, драки, укусы, подножки).
Вербальная агрессия — выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
Косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злые шутки, ирония, сарказм, сплетни, распускание слухов); обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии.
Деструктивная агрессия — не просто злобное и враждебное поведение, а желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Деструктивная агрессия генерируется и активизируется в результате сильных, длительных и неприятных переживаний.
Позитивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели, результата (освобождает от страха, помогает отстаивать cвои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации).
Гетероагрессия — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение окружающим вреда в психической и физической сферах (убийства, нанесение побоев, угрозы).
Аутоагрессия — намеренная (осознаваемая или неосознаваемая) активность, направленная на причинение себе вреда в психической и физической сферах (самоуничтожение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания).
Реактивная агрессия — представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт).
Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
СВОЙСТВА АГРЕССИИ
Цель агрессии: причинение боли жертве, ее страдания; месть за перенесенное страдание; причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; получение материальных благ; аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения); защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе; удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; привлечение внимания.