Файл: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области Тавдинская вечерняя школа. Проектноисследовательская работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Свердловской области «Тавдинская вечерняя школа».

Проектно-исследовательская работа:

"Удивительные фигуры: правильные многогранники".

Авторы:

Новокрещенов Виктор, Безумов Сергей учащийся 11 класса

Руководитель:

Изюменко Т.А. учитель математики

г. Тавда 2019 г.

Краткая аннотация.

В этом году на внеклассных занятиях по математике мы изучали правильные многогранники, которые называют ещё Платоновыми телами. Изготавливая их модели, мы были удивлены необычностью и красотой некоторых из них. С помощью развёрток мы научились конструировать эти фигуры. Но для того, чтобы построить развёртку нужно обладать комплексом математических знаний, чертёжными навыками, пространственным мышлением.

Мы решили больше узнать о правильных многогранниках, познакомиться с историей их появления, научиться их строить оптимально, легко и быстро, исследовать их роль в окружающем мире, и, наконец, разобраться, а пригодятся ли нам эти фигуры и знания о них в практической жизни

Цель исследования: расширение круга знаний о правильных многогранниках, изучение практического применения в окружающем мире.

Задачи исследования:

- изучить информационные источники по данной теме;

- изготовить коллекцию правильных многогранников и отследить интерес к ним.

- найти примеры правильных многогранников в окружающей природе и в бытовой среде;

- доказать, что формы правильных многогранников применимы в быту.

Объект исследования: правильные многогранники.

Предмет исследования: значение и применение этих фигур

Методы исследования:

- поиск, сбор и обработка информации по теме; наблюдение; анкетирование; практическая работа.

Работая над этой темой мы выполнили все цели и задачи, которые ставили перед собой: научились конструировать модели правильных многогранников, изучили историю возникновения
, их свойства, нашли связь форм правильных многогранников с природными объектами, нашли применение в повседневной жизни. Мы убедились, что эти фигуры вызывают интерес у окружающих. Кроме этого мы научились решать некоторые математические задачи, с помощью циркуля и линейки, совершенствуя тем самым свои чертёжные навыки и математические знания. Это очень нам пригодится, т.к. уже в следующем году нам предстоит сдавать экзамены.

В результате практической работы, мы совершенствовали мелкую моторику рук, у нас развивались фантазия и воображение, трудолюбие и настойчивость в достижении поставленных целей.

Оглавление.

  1. Введение. 3

  2. Понятие правильного многогранника 4-5

  3. Из истории многогранников 5-6

  4. Использование форм и применение правильных многогранников 7-8

  5. Изготовление правильных многогранников 8-11

  6. Опрос и публикация в СМИ 12

  7. Заключение. 12

  8. Список источников информации. 13

  9. Приложения 14-18


Введение

В нашем мире много необычного и прекрасного. Нас окружают предметы, формы которых нас удивляют. Таковыми, например, являются правильные многогранники. Эти фигуры обладают и красотой, и совершенностью форм, и притягательностью.

С раннего детства мы уже встречаемся с правильными многогранниками, играя в кубики и развивающие конструкторы, решая головоломки Кубика-Рубика и его разновидностей. Архитекторы, строители и дизайнеры воплощают свои оригинальные идеи, используя эти фигуры.

В этом году на занятиях по математике мы изучали правильные многогранники, которые называют ещё Платоновыми телами. В учебных пособиях по геомет­рии за курс средней школы даны очень не богатые сведения о многогранниках. Задач на эту тему предлагается совсем немного, из-за чего возможности темы совершенно не раскрываются. А ведь она в теоретическом отношении очень богата, позволяет сформулиро­вать много интересных задач. Решение предложенных задач позволит увидеть, что опреде­ленные приемы построения помогают в значительной мере упростить как само построение, так и понимание свойств фигуры.

Изучая свойства этих фигур, конструируя их развёртки, складывая многогранники, мы поняли, что нам это интересно. Мы решили больше узнать о правильных многогранниках, познакомиться с историей их появления, исследовать их роль в окружающем мире, и найти их практическое применение.



Гипотеза: правильные многогранники – гармоничные и выгодные фигуры и их можно широко использовать.

Цель исследования: расширение круга знаний о правильных многогранниках, изучение практического применения в окружающем мире.

Задачи исследования:

- изучить литературные источники по данной теме;

- изготовить коллекцию правильных многогранников и отследить интерес к ним.

-найти примеры правильных многогранников в окружающей природе и в бытовой среде;

-доказать, что формы правильных многогранников применимы в быту.

Объект исследования: правильные многогранники.

Предмет исследования: значение и применение этих фигур

Методы исследования:

- поиск, сбор и обработка информации по теме

- наблюдение;

- практическая работа.

- анкетирование;

Понятие правильного многогранника.

Многогранники - это простейшие фигуры в пространстве, как, например, многоугольники - простейшие фигуры на плоскости. Если рассматривать многогранник с точки зрения геометрии, то это часть пространства, ограниченная плоскими многоугольниками, называемыми гранями. Стороны и вершины граней называют рёбрами и вершинами самого многогранника.

Правильный многогранник это фигура, обладающая следующими свойствами:

- он выпуклый;

- все его грани являются равными правильными многоугольниками;

- в каждой его вершине сходится одинаковое число граней;

- все его двугранные углы равны.

Доказано существование только пяти правильных многогранников.


Тетраэдр составлен из четырёх равносторонних треугольников. Каждая его вершина является вершиной трёх треугольников.



Куб (гексаэдр) составлен из шести квадратов. Каждая вершина куба является вершиной трёх квадратов.



Октаэдр составлен из восьми равносторонних треугольников. Каждая вершина октаэдра является вершиной четырёх треугольников.



Додекаэдр составлен из двенадцати правильных пятиугольников. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трёх правильных пятиугольников.




Икосаэдр составлен из двадцати равносторонних треугольников. Каждая вершина икосаэдра является вершиной пяти треугольников.




Названия этих фигур запомнить очень легко. (Приложение 1)

В переводе с греческого «эдра» означает грань,

«тетра» - 4,

«гекса» - 6,

«окта» - 8,

«додека» - 12,

«икоса» - 20.
Основными характеристиками многогранника являются число и вид граней, число вершин и число ребер. Эти характеристики для правильных многогранников представлены в таблице (Приложение 2)

Изучив внимательно содержание таблицы, мы увидели закономерность: если число ребер рассматриваемого многогранника увеличить на 2, то получится число, равное сумме числа граней и вершин этого многогранника.

Сформулируем это правило так: « Сумма числа граней и вершин равна числу рёбер, увеличенному на 2», то есть Г + В = Р + 2 .


Правильный

многогранник


ЧИСЛО

ГРАНЕЙ + ВЕРШИН


ЧИСЛО РЕБЕР

ТЕТРАЭДР

4 + 4 = 8

6

КУБ

6 + 8 = 14

12

ОКТАЭДР

8 + 6 = 14

12

ДОДЕКАЭДР

12 + 20 = 32

30

ИКОСАЭДР

20 + 12 = 32

30

Таким образом, мы открыли формулу, которая впервые была выведена Рене Декартом в 1640 году, а позднее вновь открыта Эйлером в 1752 году, имя которого с тех пор она и носит. Формула Эйлера верна для любых выпуклых многогранников.

Из истории многогранников.

О правильных многогранниках человечество знает давно. Их орнаментные модели можно найти на резных шарах из камней, появившихся в Шотландии, задолго до того, как их открыл Платон. Разновидные игральные кости того времени, также по форме напоминают правильные многогранники.




Уже тогда люди использовали бронзовые аналоги этих удивительных фигур.





Честь открытия и детального изучения правильных многогранников приписывают древнегреческим учёным. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что Пифагор впервые выделил эти фигуры. В других источниках утверждается, что ему были знакомы только тетраэдр, куб и додекаэдр, а октаэдр и икосаэдр открыл Теэтет Афинский, который ещё описал все пять правильных многогранников.

Значительное внимание правильным многогранникам уделял  Платон, в честь которого они и названы «Платоновы тела».

Он каждой из четырёх стихий Земле, Воздуху, Воде и Огню сопоставил определённый правильный многогранник.

Куб или Гексаэдр предназначался Земле,

Октаэдр - Воздуху,

Икосаэдр - Воде,

а Тетраэдр - Огню.

Такое сопоставление очень легко объяснить: жар огня ощущается чётко и остро как маленькие тетраэдры; воздух состоит из октаэдров: его мельчайшие компоненты настолько гладкие, как капельки воды, на которые больше всего похожи икосаэдры; в противоположность воде, устойчивые кубики составляют землю. По поводу пятого элемента, додекаэдра, Платон писал: «…его бог определил для Вселенной и прибегнул к нему в качестве образца». 

Полное математическое описание пяти правильных многогранников дал Евклид и доказал, что других правильных многогранников нет.

Идеи Платона о связи правильных многогранников с гармоничным устройством мира нашли своё продолжение и в наше время. В 80-х годах. московские инженеры В. Макаров и В. Морозов высказали интересную научную гипотезу: ядро Земли имеет форму и свойства растущего кристалла, которое оказывает активное воздействие природные процессы, идущие на планете. Силовое поле лучей этого кристалла, формируют икосаэдро-додекаэдровую структуру Земли. Она проявляется в том, что в земной коре как бы проступают проекции вписанных в земной шар правильных многогранников: икосаэдра и додекаэдра.

Доказано, что многие залежи полезных ископаемых как раз и находятся вдоль икосаэдро-додекаэдровой сетки: 62 вершины и середины рёбер многогранников, обладают особыми свойствами, позволяющими объяснить многие явления на нашей планете. Здесь располагаются очаги древнейших культур и цивилизаций: Перу, Северная Монголия, Гаити, Обская культура и другие. В этих точках наблюдаются максимумы и минимумы атмосферного давления, гигантские завихрения Мирового океана. В этих узлах находятся озеро Лох-Несс, Бермудский треугольник.