Файл: Экзамен анатомия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экзамен анатомия Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Анатомия домашних животных» для студентов второго курса факультета ветеринарной медицины на 2009/2010 учебный год 1. Основные этапы развития анатомии как науки. Российские анатомические школы. Понятие о клетке, ткани, органе, организме. Основные свойства животного организма. 1. Этапы развития анатомии как науки Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви. История развития анатомии в 5-ти периодах: 1) Начальный: охватывает V столетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).  2) Научного развития: вбирает от IV столетия до н.э. и до XV столетия н.э. Учёные IV века: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). Во II веке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).  3) Период возрождения: XVI век - и первая половина XVII века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.  4) Микроскопический период: вторая половина XVII и XVIII веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.  5) Сравнительно-эмбриональный период: XIX-XX вв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития. В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: "... о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. В одном из госпиталей для царя была проделана тайная дверь, через которую он проникал на аутопсии". Во время своего первого пребывания за границей Петр I посетил также А. ван Левенгука в Голландии, слушал лекции Г. Бурхааве в Лейденском университете, побывал и Оксфордском университете и беседовал с И.Ньютоном.  Знакомство русского царя с работами Ф.Рюйша оказало плодотворное влияние на развитие анатомии в России. В 1717 г. Петр I приобрел анатомическую коллекцию Рюиша (около 2 тыс. экспонатов) за 30 тыс. голландских гульденов. Препараты Ф.Рюйша положили начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры (нем. Kunstkamera; от Kunst - искусство), основанного Петром I - своеобразного Петровского музея редкостей (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). По указу царя (1718) эта коллекция стала расширяться и пополняться благодаря трудам российских ученых.  Возвратившись в Россию после своего первого путешествия по странам Западной Европы (1697-1698), Петр I учредил в Москве в 1699 г. курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 г. по указу Петра в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа; в ней также производились вскрытия, при которых царь часто присутствовал. Автор "Истории деяний Петра Великого" И.И. Голиков пишет об этом: "Он приказывал себя уведомлять, если в госпитале или где-нибудь в другом месте надлежало анатомировать тело или делать какую-нибудь хирургическую операцию, и когда только время позволяло, редко пропускал такой случаи, чтоб не присутствовать при оном, и часто даже помогал операциям. Co временем приобрел он в том столько навыку, что весьма искусно умел анатомировать тело, пускать кровь, вырывал зубы и делал то с великою охотою...".  Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных ав

Племянник Г. Бидлоо - Николай Л. Бидлоо (1670-1735), приглашенный в Россию в 1702 г. в качестве "ближнего доктора" Петра I и основавший первую госпитальную школу в Москве, составил весьма ценное рукописное руководство "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре", по которому учились первые ученики госпитальной школы (впервые издано в 1979 г. по инициативе Н.А. Оборина). Первый отечественный атлас анатомии "Словник, или иллюстрированный указатель всех частей человеческого тела" ("Syllabus, seu indexem omnium partius corporis humani figuris illustratus") на латинском языке был составлен в 1744 г. Мартыном Ивановичем Шейным (1712-1762), деятельность которого оставила значительный след в истории отечественной анатомии и хирургии. Будучи прекрасным рисовальщиком, М.И. Шеин сам выполнил большинство иллюстраций к этому первому в России изданию анатомического атласа. Он же в 1757 г. впервые перевел на русский язык "Сокращенную анатомию, все дело анатомическое кратко в себе заключающую" Лаврентия Гейстера (Heister, Laurentii), которая стала первым в России практическим руководством по анатомии на русском языке.  Занимаясь переводами на русский язык анатомических и медицинских терминов, М.И. Шеин заложил основы русской научной медицинской терминологии, которая до него не существовала. Он верил в будущее отечественной науки: "География, навигация, архитектура, медицина и прочие знания, которые прежде всего в России мало известны были, ныне столько нам открыты, что уже имеем пригодных российских географов, мореплавателей, архитекторов и медиков и, может быть, в краткое время потомки наши увидят все оное в гораздо большем совершенстве..." - писал М.И.Шеин в предисловии к своему переводу.  Несмотря на враждебное отношение, которое испытывала молодая российская наука в период своего становления со стороны некоторых ученых-иностранцев, Россия в короткий срок стала родиной выдающихся ученых-анатомов. Среди них К.И. Щепин (1728- 1770) - первый русский по национальности профессор анатомии, начавший преподавание медицины на русском языке, и А.П. Протасов (1724-1796) - первый русский анатом-академик 

(1771), ученик М.В. Ломоносова.  Первая в России научная анатомическая школа сложилась в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А. Загорского (1764-1846). Продолжая дело, начатое М.И. Шеиным, А.П. Протасовым и Н.М.Максимовичем-Амбодиком, П.А.Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию взамен латинской. Он создал первое в России оригинальное отечественное руководство по анатомии "Сокращенная анатомия..." в двух книгах (1802), которое переиздавалось пять раз.  Здесь важно отметить, что анатомия как наука и предмет преподавания не выделялась в самостоятельную дисциплину вплоть до начала XIX в. Она объединялась с физиологией, патологией, и позднее и патологической физиологией и изучалась в тесной связи с хирургией. Таким образом, выдающиеся анатомы того времени были одновременно и блистательными хирургами, терапевтами, физиологами. Среди них С.Г. Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор Московского университета, А.М. Шумлянский (1748-1795), защитивший диссертацию "О строении почек", К.О.Мухин (1766-1850) - преподаватель Московского университета, автор "Курса анатомии", и многие другие.  Глубокий след в российской и мировой анатомии оставил академик Илья Васильевич Буяльский (1798-1866) - ученик П.А. Загорского и его преемник по кафедре анатомии Петербургской медико-хирургической академии (1833).  В 1828г. И.В. Буяльский опубликовал "Анатомико-хирургические таблицы", сразу получившие мировую известность. Они состояли из 36 рисунков и 14 таблиц, изображавших органы в натуральную величину. Их ценность определялась также и тем, что существовавшие в то время учебник анатомии П.А.Загорского и учебник хирургии И.Ф. Буша иллюстраций не имели. Таблицы И.В. Буяльского объединили в себе данные топографической анатомии и оперативной хирургии и явились первым в истории России от Внедрение новых методов исследования расширило возможности научной анатомии и еще более приблизило ее к клинической медицине. Так, открытие лучей Рентгена и создание рентгеноанатомии сделало возможным применение метода рентгенодиагностики в клинике. Значение анатомии для врача любой специализации трудно переоценить, ибо "врач не анатом не только бесполезен, но и вреден" (эпиграф к учебнику Е.О. Мухина "Курс анатомии").

Единственный способ описать жизнь - это перечислить основные свойства живых организмов. 1. Живые организмы характеризуются высокоупорядоченным строением. Химические вещества, из которых построены живые клетки организма, гораздо сложнее и достигают более высокого уровня организации, чем те вещества, из которых состоит большинство неживых систем. Химическая организация отражается в упорядоченности структуры и функций любого организма. 2. Живые организмы получают энергию из окружающей среды и используют ее на поддержание и усиление своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию. Зеленые растения используют эту энергию для синтеза питательных веществ, потребляемых как самими растениями, так и буквально всеми другими организмами, живущими на Земле. Все организмы используют энергию, содержащуюся в их пище, для поддержания своего 

существования, роста и размножения. 3. Живые организмы активно реагируют на окружающую их среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвинется с места. Если же толкнуть животное, то оно обычно реагирует активно: убегает, приближается или свертывается в клубок. Реакции растений более медленные, но не менее активные: их стебель и листья поворачиваются к свету, а корни растут вниз. Способность реагировать на внешние раздражения - универсальное свойство всех живых существ. 4. Живые организмы развиваются. Все изменяется с течением времени, но особенно сложным упорядоченным образом изменяются живые организмы; такое их изменение называется развитием. рост кристалла осуществляется путем добавления подобных себе или сходных единиц, у растений же или животного развиваются новые ветви или новые органы, отличающиеся по структуре и химическому составу от породивших их структур или химических веществ. 5. Все живое размножается. Новые организмы - бактерии, животные, растения и грибы - возникают только в результате размножения других таких же организмов. 6. Информация, необходимая каждому организму для того, чтобы выжить, развиваться и размножаться, расщепляется в нем и передается от каждого индивидуума его потомкам. Эта информация содержится в генетическом материале (хромосомах и генах) организма. генетический материал детерминирует возможные пределы развития организма, его структур, функций и реакций на окружающую среду. Этот материал передается потомкам данного организма, вот почему потомки похожи на своих родителей. Однако генетическая информация все же несколько варьирует, так что родители и потомки обычно бывают сходны, но не идентичны. 7. Живые организмы адаптированы к своей среде. Живые организмы (и отдельные их органы) хорошо соответствуют своему образу жизни. Достаточно ознакомиться со строением рыбы, дождевого червя или лягушки, чтобы представить себе в общих чертах, как они живут. особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни, называют адаптациями. 2. Как построена кость как орган у старого и молодого (растущего) животного? Значение скелета в жизнедеятельности организма. Скелет выполняет важную роль в жизнедеятельности организма. Он служит рычагом движения, опоры для мягких частей тела, защитой, местом для развития органов кроветворения, а также участвует в обменных и биохимических процессах в организме. Скелет по своему строению своеобразен.Скелет- жесткая конструкция, состоящая из отдельных костей, связанных между собой неподвижно или суставами. На скелете закрепляются мышцы, приводящие в движение отдельные его участки, что обеспечивает возможность передвижения животного в пространстве. Отличительные особенности костной с

15. Кожный покров, его строение, значение и строение . Подробно остановитесь на строении вымени коровы и его выводных протоках, особенности иннервации и венозного оттока от вымени. 16. Кожный покров, значение, строение и его производные. Подробно остановитесь на строении и расположении волос и кожных желез, их видовых особенностях Особенности кожного покрова птиц. 17. Типы вымени у домашних животных и особенности их строения и кровоснабжения. 18. Строении копыта лошади и копытец крупного рогатого скота их сосуды и нервы 19. Строение мякишей у ' пальце- и копытоходящих, их расположение, кровоснабжение и иннервация. 20. Плечевой пояс, его строение, особенности у домашних животных Мышцы. прикрепляющие грудную конечность к туловищу, точки их закрепления. 21. Область крупа: мышцы, формирующие его основу, связки, сосуды и нервы. 22. Область предплечья: кости, мышцы (указать, где располагаются, как закрепляются и на какой сустав действуют), сосуды и нервы этой области.

23. Автоподий передней конечности: кости, его звенья (их счет и направление редукции у стопо- пальце- и копытоходящих), суставы, связки, мышцы. Сосуды и нервы автоподия. 24. Область бедра: кости, связки, мышцы (указать, где лежат, на какие суставы действуют). Сосудистая магистраль и сплетение, откуда идет иннервация этой области. 25. Автоподий задней конечности: его кости, звенья, суставы, связки. Где лежат мышцы, действующие на эти суставы?  26. Область голени: кости, мышцы ( указать, где лежат, на какие суставы действуют). Сосудистая магистраль и сплетение, откуда идет иннервация этой области

27. Вспомогательные приспособления органов движения, их значение, функции, строение, расположение. Где располагаются синовиальные влагалища, бурсы, фасции.  28. Деление брюшной полости на отделы. Ее строение, оболочки и производные. Толстая кишка лошади, ее строение, кровоснабжение, иннервация. Особенности строения у птиц. 29. Анатомический состав органов аппарата пищеварения. Строение и топография тонкого и толстого кишечника. 30. Строение тонкой кишки жвачных, деление ее на отделы, расположение, иннервация. Особенности строения у птиц. 31. Анатомический состав половых органов самок. Строение матки домашних животных, ее расположение, иннервация, кровоснабжение. Особенности строения половых органов самок птиц.  32. Серозные оболочки брюшной полости и их производные. Строение переднего отдела кишки жвачных, их расположение, кровоснабжение и иннервация. Особенности у птиц. 33. Зев,: образующие его органы,. Кровоснабжение и иннервация области зева. 34. Анатомический состав половых органов самца. Строение мочеполового канала и его желез, кровоснабжение и иннервация. 35. Анатомический состав половых органов самок. Строение родовых путей, их кровоснабжение, иннервация. Особенности строения у птиц. 36. Слюнные железы и их протоки: расположение, кровоснабжение, иннервация и особенности у домашних животных. 37. Строение и развитие органов мочевыделения , их расположение, кровоснабжение и  Иннервация .Особенности строения у птиц. 38. Строение носовой полости. Деление на области сообщение с другими полостями головы. Кровоснабжение и иннервация.  39. Строение органов дыхания у различных видов домашних животных. Расположение, кровоснабжение и иннервация. Особенности строения органов дыхания у птиц.  40. Строение и развитие гортани. Ее расположение, кровоснабжение и иннервация. Особенности строения гортани у птиц. 41. Анатомический состав половых органов, самца. Строение семенника и семенникового мешка, их кровоснабжение и иннервация. Особенности строения половых органов самца у птиц. 42. Строение и взаиморасположение органов тазовой полости самок, их кровоснабжение и иннервация. 43. Застенные железы тонкой кишки: их расположение, кровоснабжение и иннервация. Особенности строения застенных желез у птиц. 44. Анатомический состав половых орган