ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
3
П . А . В А Т Н И К А . П . З А О С Т Р О В Ц Е В
С Б О Р Н И К З А Д А Ч
7
ББК 65.9 Г 17
БИБЛИОТЕКА «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»
ВЫПУСК 43
Издатели
ИНСТИТУТ «ÝКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
ГосударственнОГО университетА—ВысшЕЙ школЫ экономики «ЭкономикУС», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ОМЕГА-Л, МОСКВА
ISBN 5-370-00274-6 (том 3)
ISBN 5-370-00271-1 © ООО «Экономикус». 2007
Оглавление
ЧАСТЬ I. |
|
Спрос, предложение, равновесие. |
|
1.1. Задачи ...................................................... |
5 |
1.2. Решения ................................................... |
7 |
ЧАСТЬ II. |
|
Потребление и спрос. |
|
2.1. Задачи ...................................................... |
15 |
2.2. Решения .................................................. |
20 |
ЧАСТЬ III. |
|
Предприятие, производство, затраты. |
|
3.1. Задачи ...................................................... |
39 |
3.2. Решения .................................................. |
40 |
ЧАСТЬ IV. |
|
Рынки благ. |
|
4.1. Задачи ...................................................... |
48 |
4.2. Решения ................................................... |
55 |
ЧАСТЬ V. |
|
Рынки факторов производства. |
|
5.1. Задачи ...................................................... |
91 |
5.2. Решения ................................................... |
84 |
ЧАСТЬ VI. |
|
Общее равновесие и общественное благосостояние. |
|
6.1. Задачи ...................................................... |
93 |
6.2. Решения ................................................. |
115 |
Список использованных обозначений ............... |
159 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Микроэкономика» В. М. Гальперина, С. М. Игнатьева и В. И. Моргунова — не обычный учебник. Он, разумеется, излагает теоретические положения дисциплины. Но, кроме того, авторы сопоставляют сегодняшние представления с воззрениями ученых прошедших времен, рассматривают проекции теоретических построений на явления реальной экономики.
Основательное овладение теорией требует от читателя не только понимания и усвоения прочитанного в книге, но и самостоятельного творчества. Применительно к микроэкономике оно предполагает умение анализировать те или иные ситуации, делать выводы.
Предлагаемый сборник задач предназначен не только для проверки или самопроверки знаний, почерпнутых из учебника. Главное его предназначение — расширение
иуглубление этих знаний. Читателю предлагается набор экспериментальных образцов для самостоятельного поиска ответов на вопросы «Что будет, если?..»
Все задачи сопровождаются подробными решениями
икомментариями, во многих случаях выходящими за рамки условий задачи.
Авторы и издатели надеются, что предлагаемый сборник задач будет полезен и студентам, изучающим микроэкономику, и их преподавателям.
П. А. Ватник, А. П. Заостровцев
ЧАСТЬ i
СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАВНОВЕСИЕ
1.1 Задачи
Задача № 1
На двух берегах реки расположены города Левый и Правый; сообщение между берегами отсутствует.
В Левом спрос на некоторый товар и его предложение
описываются равенствами: |
|
QD = 4000 – 40P; |
QS = –200 + 10P. |
Л |
Л |
Спрос и предложение на рынке этого же товара в Правом: |
|
QD = 3000 – 30P; |
QS = –400 + 20P. |
П |
П |
а) Обратите внимание на то, что функции спроса и предложения в Правом пропорциональны соответствующим функциям в Левом. Какое можно дать этому простое объяснение?
б) Найдите равновесные значения цены и объема продаж в каждом из городов.
Задача № 2
Между городами построен мост, позволяющий беспрепятственно перемещаться грузам и пассажирам, вследствие чего рынки объединились.
а) Найдите равновесные значения цены и объема продаж на объединенном рынке.
б) Найдите объемы покупок и продаж в каждом из городов после объединения рынков. Сравните результаты с полученными в задаче № 1.
в) Определите направление и объем перемещения груза из одного города в другой.
Часть 1.
Задача № 3
В предыдущей задаче по умолчанию предполагалось, что транспортировка груза с одного берега на другой не сопряжена ни с какими затратами.
а) Пересмотрите результаты решения задачи № 2, считая, что транспортировка единицы товара обходится в 4 денежные единицы, уплачиваемые продавцом.
б) Пусть транспортировка единицы товара обходится в t денежных единиц. Обобщите предыдущие результаты, представив их в виде зависимостей от t.
в) При каком значении t рынки окажутся разобщенными?
Задача № 4
В задаче № 3 предполагалось (опять-таки по умолчанию), что затраты на транспортировку единицы товара не зависят от объема перевозок. Теперь предположим, что перевозка данного товара требует специализированных транспортных средств и осуществляется фирмами, располагающими такими средствами. Предложение на рынке специализированных перевозок описывается равенством
QТS = –50 + 20t.
Определите цену перевозки и пересчитайте результаты, определенные в задаче 3.
Задача № 5
Рассмотрим ситуацию, описанную в условии задачи 1. а) Определить излишки покупателей и продавцов в каж-
дом из городов.
б) Найти суммарные излишки покупателей и продавцов в обоих городах, а также общественные выгоды обмена в каждом из городов.
в) Найти суммарные излишки всех субъектов обоих рынков.
Спрос, предложение, равновесие.
Задача № 6
Рассмотрим ситуацию, описанную в условии задачи № 2. Определить те же характеристики, которые определялись в задаче № 5, сравнить результаты, полученные в обеих задачах, сделать выводы.
Задача № 7
Изменим условие задачи № 3 следующим образом: будем считать, что собственно транспортировка товара не связана с затратами, но администрация установила пошлину за перемещение товара из одного города в другой. Определить излишки участников рынков, а также сумму сбора пошлины;
а) при ставке пошлины 4 денежные единицы за единицу товара;
б) при ставке t денежных единиц за единицу товара. Покрывает ли собираемая пошлина потери излишков
участников рынков?
1.2 Решения
Решение задачи № 1
а) Простейшее объяснение пропорциональности спроса сводится к тому, что совокупности покупателей Левого и Правого не различаются ни вкусами, ни доходами, а различаются лишь численностью: в Правом покупателей на 25% меньше, чем в левом. Аналогично пропорциональность предложения может быть связана с тем, что качественные условия деятельности фирм в обоих городах одинаковы, но в Правом фирм вдвое больше.
б) Равновесная цена в каждом из городов находится из условия равенства объемов спроса и предложения. В Левом:
Часть 1.
4000 – 40P = –200 + 10P,
откуда равновесная цена PЛ = 84. Подставляя полученное значение в выражение для спроса или предложения, находим, что QЛ = 640.
Аналогично для Правого условие равновесия сводится к равенству
3000 – 30P = –400 + 20P, откуда PП = 68, QП = 960.
Заметим, что, поскольку спрос в Левом больше, а предложение — меньше, чем в Правом, равновесная цена в Левом выше, чем в Правом.
Решение задачи № 2
а) На объединенном рынке устанавливается единая цена; при каждом значении цены объемы спроса Левого и Правого суммируются, так что теперь рыночный спрос описывается равенством
QD = (4000 – 40P) + (3000 – 30P) = 7000 – 70P.
Подобным же образом суммируются объемы предложения обоих городов:
QS = (–200 + 10P) + (–400 + 20P) = –600 + 30P.
Приравнивая объем спроса объему предложения, находим равновесную цену: Pо = 76. Отсюда объем продаж Qо = = 1680. (Индексом «о» помечены характеристики равновесия на объединенном рынке.)
Комментарий.
Как мы видим, равновесная цена на объединенном рынке принимает промежуточное значение между ценами равновесия каждого из частных рынков. Этот результат интуитивно ясен, и можно доказать, что он верен во всех случаях, если функция спроса убывающая, а функция предложения — возрастающая.
Спрос, предложение, равновесие.
Пусть Q1D(P) и Q2D(P) — функции спроса на двух рын-
ках, Q1S(P) и Q2S(P) — функции предложения, P1 и P2 — равновесные цены, причем P1 ≠ P2. Для определенности будем считать, что P1 > P2. Цена равновесия на объединенном рынке определяется равенством
Qо1D(P ) + Qо2D(P ) = Qо1S(P ) + Qо2S(P ).
На втором рынке цена P1 выше равновесной:
Q2S(P1) > Q2D(P1) и поэтому
Q1D(P1) + Q2D(P1) = Q1S(P1) + Q2S(P1) ,
так что и на объединенном рынке цена P1 окажется выше равновесной, P1 > Pо. Неравенство P2 < Pо доказывается аналогично. Таким образом, P1 > Pо > P2.
Это утверждение справедливо для произвольного числа объединяемых рынков: равновесная цена на объединенном рынке устанавливается между наибольшей и наименьшей из равновесных цен, складывающихся на отдельных рынках до объединения.
Кроме того, заметим, что равновесный объем продаж на объединенном рынке (1680) превышает суммарный объем на рынках до объединения (640 + 960 = 1600).
б) Объемы спроса и предложения в Левом при равновесной цене объединенного рынка:
QЛD = 4000 – 40 ∙ 76 = 960;
QЛS = –200 + 10 ∙ 76 = 560,
то есть запрашивается на 400 единиц больше, чем предлагается. В Правом:
QПD = 3000 – 30 ∙ 76 = 720;
QПS = –400 + 20 ∙ 76 = 1120,
то есть предлагается на 400 единиц больше, чем запрашивается.
в) Из Правого 400 единиц товара перевозятся и Левый.
10 |
Часть 1. |
|
|
Решение задачи № 3
а) Поскольку товар перемещается с правого берега на левый, затраты на транспортировку должны войти в цену на левом берегу. Пусть P обозначает цену в Правом. Тогда цена в Левом равна P + 4, общий спрос и общее предложение описываются равенствами
QD = [4000 – 40(P + 4)] + (3000 – 30P) = 6840 – 70P; QS = [–200 + 10(P + 4)] + (–400 + 20P) = –560 + 30P.
Приравнивая объем спроса объему предложения, найдем новую равновесную цену в Правом: P = 74. Отсюда равновесная цена в Левом равна 74 + 4 = 78.
При этих ценах объемы спроса и предложения равны
QЛD = 4000 – 40 ∙ 78 = 880;
QЛS = –200 + 10 ∙ 78 = 580,
QПD = 3000 – 30 ∙ 74 = 780;
QПS = –400 + 20 ∙ 74 = 1080,
так что объем перевозок составляет 300 единиц.
б) Сохраняя прежние обозначения и заменяя конкретное значение затрат на перевозку единицы товара, равное 4, переменным параметром t, найдем
QD = 7000 – 40t –70P; QS = –600 + 10t + 30P,
откуда цена в Правом P = 76 – 0.5t, в Левом — P + t = 76 + + 0.5t. Соответственно объемы спроса и предложения в каждом из городов равны
QD = 960 – 20t; |
QS = 560 + 5t, |
|
Л |
Л |
|
QD = 720 + 15t; |
QS |
= 1120 – 10t, |
П |
П |
|
а объем перевозок составляет 400 – 25t.
Полученные результаты показывают, что с увеличением цены перевозок ослабляется «эффект моста»: объем перевозок сокращается, а цены и объемы спроса и предложения в городах приближаются к их значениям до постройки моста.