Файл: Встреча с ректором 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы ректору

  1. Министерство образования и науки рф включило Академию в список неэффективных вуЗов, прокомментируйте, пожалуйста, причины возникновения этой ситуации и дальнейшие перспективы Академии.

В течение августа-октября Министерством образования и науки проводился мониторинг деятельности государственных вузов. Пороговые значения показателей, методика, по которой оценивалась эффективность вузов, предварительно не были до нас доведены, хотя запрашиваемых данных по всей многогранной и объемной деятельности вуза было предоставлено несколько тысяч.

На наш взгляд, сам по себе мониторинг как текущая оценка работы вуза – процедура вполне оправдана, чтобы выявить, какие сильные и слабые стороны есть у учебного заведения, так сказать «взгляд со стороны», оценка возможностей и направлений развития. Однако присвоение клейма – «неэффективности» и, самое печальное, поднятая необъективная информационная шумиха вокруг вузов - совершенно неправильны и вызывают обоснованное сожаление со стороны многочисленных выпускников, сотрудников, студентов. До проведенного мониторинга система оценки деятельности вузов, конечно же, имелась, она сейчас действует, ее никто не отменял - это система государственной аккредитации, оценивающая всю работу вуза, т.е. комплексная оценка качества подготовки специалистов, квалификации выпускников, их трудоустройства в профильных отраслях, отзывы работодателей, образовательная, научная деятельность и множество других показателей. Государственную аккредитацию академия успешно прошла в 2010 году, тогда к нам не было никаких значимых вопросов, а сегодня среди многих и многих вузов в этом списке оказалась и академия.

Шумихи в СМИ не было бы, если бы этот список имел какое-нибудь другое название, а оценка проводилась бы более комплексно и объективно.

Мы не набрали всего «чуть-чуть баллов» по принятой методике до общего хорошего предварительного результата, однако мы не попадем в самый «плохой» список, нас не будут реорганизовывать или к кому-то присоединять, нам просто нужно улучшить работу по основным показателям мониторинга. Мы приняли внутреннюю программу повышения результатов деятельности, будем ее выполнять и улучшать показатели.

Конечно же, все основные виды деятельности вуза имеют многослойный уклад с многочисленными характеристиками и параметрами, как, например, образовательная деятельность - включает образовательные программы, учебные планы, структуры дисциплин, учебное и лабораторное оборудование, качество подготовки, обеспечение информационными технологиями, востребованность выпускников на производстве и многое другое. И оценить только 1 параметром всю образовательную сферу деятельности просто невозможно, как и другие основные направления работы вуза.


К примеру, мы не преодолели пороговое значение показателя «Средний балл ЕГЭ». По итогам 2011 года средний балл поступающих в академию – 51, а должен быть не менее 60. Но из 59 аграрных вузов России, академия на 24 месте по этому показателю, мы выше «золотой середины». У юридических вузов этот показатель дает стопроцентную гарантию выполнения, - абитуриенты стремятся туда поступить, но это не значит, что все выпускники юрвуза будут работать по специальности в отраслях экономики и будут очень грамотными специалистами права. Ведь мы знаем, что рынок труда перенасыщен юристами на годы вперед. Где же объективность?

Важно другое – с 2012 года мониторинг будет проводится ежегодно, в дальнейшем будут задействованы 50 параметров оценки работы вузов, и наша задача – стабильно улучшать показатели нашей работы, хотя пороговые значения заявленных критериев будут достаточно высокие, - за «продвинутыми» и очень хорошо финансово обеспеченными 8 федеральными университетами и 27 исследовательскими университетами, а так же столичными вузами, трудно угнаться, но будем работать, мы поставлены в эти условия.

Согласно положения 12 ноября состоялась рабочая комиссия по нашему региону по предварительным итогам мониторинга, в которую вошли представители Правительства Вологодской области, областного Совета ректоров, нашего учредителя - Министерства сельского хозяйства, и Министерства образования и науки. Каждый вуз представил дополнительную информацию и обоснование своей значимости для региона. Мы получили полную поддержку Минсельхоза и Правительства Вологодской области нашей позиции как самостоятельного вуза, способного улучшить некоторые показатели работы. Кто же сегодня не имеет замечаний по работе, причем по таким высоким значениям показателей оценки вуза? Мы не попадаем в «плохой» список, мы обязаны улучшить показатели своей работы.

В конце ноября состоится заседание Межведомственной комиссии по окончательному подведению итогов мониторинга, результаты мы также доведем до коллектива.

Задача, которую ставит перед собой мониторинг, достаточно серьезная – уменьшить число государственных федеральных вузов на 20-25 процентов. Это количество не раз называлось в открытых выступлениях Правительства РФ.

Не нужно относится к проведению мониторинга как какому-то разовому и малозначимому явлению, и мы должны понимать высокую актуальность и жесткость этой процедуры. По итогам мониторинга какое-то количество вузов будет рекомендовано к реорганизации, в том числе и путем присоединения к более значимому высшему учебному заведению.


К остальным вузам предъявляются повышенные требования, причем увеличение финансирования бюджета, наверное, не будет. Учебные заведения, способны выжить в таких условиях, будут функционировать. Остальные примкнут к более развитому и надежному вузу, возможно, станут филиалом крупного учебного заведения другого региона. Подчеркну: не стоит вопрос о закрытии учебных заведений.

Мы отнесены к группе вузов «с оптимизацией (улучшением) работы», то есть ни о какой реорганизации академии речи не идет.

Как я уже отметил, разработана программа устранения замечаний и повышения показателей деятельности. На ближайшую перспективу она реально выполнима. Программа принята на Ученом Совете академии 21 ноября.

Совершенствованием и модернизацией академии мы занимаемся уже четыре года. Это и совершенствование метериально-технической базы, переход на двухуровневую систему, всемерное развитие сферы дополнительного профессионального образования, создание в академии системы непрерывного образования, активное внедрение информационных технологий и многое другое, - мы динамично развиваемся.

Но мы одновременно повышаем ответственность каждого сотрудника и студента за качественное выполнение свих обязанностей, - невозможно достичь общего хорошего результата без активного участия каждого. Подчеркну, что следующая оценка деятельности по мониторингу состоится в начале 2013 года.

  1. Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Академии с другими ВУЗами Вологодской области, аграрными ВУЗами России Возможно ли участие Академии в программах студенческих обменов, приглашение в ВГМХА ведущих ученых и преподавателей из крупных научных центров РФ и из-за рубежа?

Сотрудничество с вузами региона, России и ближнего зарубежья налажено и осуществляется на постоянной основе, но это по большей части сотрудничество в научной сфере, подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура). Есть такой термин –«научные школы». Например, инженерная научная школа исторически сотрудничает с Санкт-Петербургом, Уфой, Кировым (нашими родственными университетами)

Что касается образовательной деятельности, здесь мы только начинаем работать: подготовлены к подписанию проекты соглашений о сотрудничестве с: зарубежными вузами, ассоциациями работодателей зарубежных стран (по профилю образовательной деятельности Академии); отрабатываются механизмы привлечения ведущих специалистов-экспертов в соответствующих отраслях для ведения учебного процесса (лекции, мастер-классы и др.). Главное, что вуз должен сделать для организации программ обменов (студенческих, профессорских) – создать нечто особенное в рамках образовательных программ, либо в науке, (особенные учебные практики; особенные лабораторные занятия; особенные научные исследования и др.)


Академия поддерживает связи со всеми вузами и научными учреждениями Вологодской области. Сдерживающим фактором тесного взаимодействия с вузами Вологодчины является разная направленность по обучающим и исследовательским программам. Тем не менее, по отдельным направлениям (в основном экономическому) ВГМХА участвует в мероприятиях (конференции, семинары), организуемых техническим университетом (Конкурс УМНИК), филиалом ИНЖЭКОНа, Институтом бизнеса, Институтом права и экономики и др.

Студенты академии ежегодно участвуют в конкурсе научных работ, который организует Минсельхоз РФ, при этом победители внутреннего (академического) этапа выезжают в другие аграрные вузы России. Кроме того, у академии заключены договора с тремя вузами Республики Беларусь. По их приглашению каждый год студенты выезжают на научные мероприятия.

Ведущие ученых и преподаватели из других вузов или научных центров приглашаются академией постоянно. Но по разным факультетам с разной периодичностью, и как правило это приглашение привязывается к какому-либо научному, традиционному или юбилейному мероприятию.


  1. Расскажите об источниках формирования бюджета Академии. Есть ли у Академии спонсоры?

Годовой бюджет академии формируется из основных двух источников – федеральные бюджетные средства на выполнение деятельности и внебюджетные средства, которые академия зарабатывает в соответствии с уставом, - доходы от образовательной, научной деятельности на основании заключенных договоров, от аренды, от выполнения других услуг. На каждый финансовый год составляется производственный финансовый план с доходной и расходной частью, собирается необходимый пакет документов, план рассматривается, а так же контролируется нашим учредителем – министерством сельского хозяйства РФ.

Академии оказывается незначительная финансовая помощь в виде пожертвований с заключением соответствующих договоров, направленная на укрепление материальной технической базы, а также ряд выпускников дарят учебно-лабораторное оборудование. Мы благодарны им за это.

  1. Будет ли в дипломах бакалавров прописана специальность выпускников?

В дипломе бакалавра прописано «бакалавр сельского хозяйства», «бакалавр экономики», «бакалавр техники и технологий» (для инженеров) и далее (по желанию студента) его профиль подготовки

Н-р: Бакалавр экономики Профиль – менеджмент организации

То же касается и магистров

  1. Как будет проходить поступление бакалавров в магистратуру?

В магистратуру на сегодня могут поступать лица имеющие диплом о высшем образовании, в т.ч. и специалиста (на сегодня именно с такими дипломами и поступают). Но вскоре, когда появятся первые выпуски бакалавров, поступить для обучения на бюджетные места смогут только выпускники-бакалавры. Для специалистов это будет считаться получением второго высшего образования. По действующим правилам в магистратуру поступают на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (сегодня – это устные экзамены, либо тестирование, некоторые факультеты зачитывают в качестве вступительного испытания итоговый государственный экзамен).

  1. Расскажите, пожалуйста, о порядке отчисления студентов из Академии. Может ли студент быть отчислен за непосещение занятий в течение нескольких недель?